Занятие "Не попить ли нам чайку?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Кружок раннего эстетического развития «Радуга».
Занятие с дошкольниками «Не попить ли нам чайку?»
Педагог дополнительного образования : Акимова Галина Вениаминовна.
Педагог. Сегодня дети мы поговорим с вами о самом знакомом, и любимом напитке. Об этом напитке я вам загадаю загадку, послушайте, и попробуйте её отгадать.
Листочки чёрные возьму
В красивый чайник положу.
Их залью я кипяточком,
А потом попью……… Чаёчку. Правильно. А вот ещё загадка.
Мы пьём его зимой и летом
Кто с сахарочком, кто с конфетой.
Кто с мармеладом, кто с лимоном
Горячим, или совсем холодным………Чай.
Молодцы вы правильно отгадали загадки.
Педагог. Дети, сейчас я приглашаю вас, в небольшое путешествие. Приготовьтесь, мы отправляемся..
Слышится пение за дверью, стук .
Педагог. Кто же это там, к нам пожаловал? Пойду, посмотрю!
Педагог открывает дверь и таинственно говорит, - Ой, да это же домовёнок Кузька! берёт игрушку на руки и приносит к детям на занятие.
Домовёнок. Здравствуйте детишки, мне моя соседка ворона рассказала, что у вас в кружке «Радуга» сегодня путешествие в страну ЧАЯ.
Педагог. Здравствуй Кузя! Да это так, мы отправимся с ребятами в небольшое путешествие, что бы узнать побольше о чае! А что это у тебя за узелок?
Кузька. Этот узелок волшебный, он у меня как скатерть самобранка, мне его, когда то мой дедушка подарил. Я всегда его ношу с собой. Можно и я с вами отправлюсь в путешествие?
Педагог. Ну, хорошо. Нас семейство медвежат, приглашают в небольшое путешествие.(Слайд 1), а возьмём мы с собой глобус и маленькие чашечки, мы будем ставить их туда , где будем знакомиться с чаем.
(Педагого сажает игрушку Кузю рядом с собой и берёт в руки глобус) Откуда пришёл чай? (2 слайд). И так мы отправимся в некоторое царство, в восточное государств, Китай (Посмотрите на слайд 2). Давным – давно в этом дворце жил китайский император Шен Нанг .Как то гуляя по саду он присел отдохнуть под красивый зелёный кустарник. Император рассматривал высоко плывущие по небу белые облака и не заметил, как в пиалу упали несколько листочков. Когда он сделал глоток из пиалы, император очень удивился, от чего вдруг вода стала такой вкусной? Внимательно посмотрев в свою пиалу, он заметил листочки. Шен Нанг допил свой напиток, содержимое в пиале ему очень понравилось по вкусу. Император огляделся кругом и понял , что листочки то упали с растущего куста, где он сидел. Шен Нанг сорвал несколько листочков, и отнёс в свои покои. Он высушил сорванные листочки, и попробовал заварить кипятком в своей пиале. И с тех пор стали во дворце императора строго держали секрете изготовление напитка, которого ласково называли Ча.
Чай растёт большим зелёным кустом. Но бывают и чайные деревья . Посмотрите, какие красивые. (Слайд 3) .В Древнем Китае люди обратили внимание на выносливость и
неприхотливость чайных растений которое могли расти и на скудных, даже каменистых почвах. Чайные плантации располагали на гористых местностях, высоко в горах. И у нас в России в Краснодаре растёт тоже чай.(Слайд 4). Посмотрите, какие красивые зелёные листочки у чая. (Слайд 5).Чайные листочки собрали только с верхних веточек чайного куста, и собирали только женщины, считается, что женские руки очень нежные и не смогут испортить чайные листочки. Поэтому только женщины собирали зелёные листочки с кустов. (Слайд 6) .Чайные листочки осторожно складывали в корзины и везли на сушильные фабрики.(Слайд 7). А вот посмотрите чай в сушильных лотках, и вот уже высушенные чайные листочки. (Слайд 8). Мужчины занимались сушкой чайных листочков в специальных печах, с необходимой температурой. (Слайд 9). А вот какой чай получается, когда сушат его при разной температуре. Какой вы видите? (Слайд 10).
Ответы детей.
Ведущий. Посмотрите, на путешествие чая . (Слайд 11). Как не оберегали чай китайцы, его вывозили тайком. Сначала Чай попал в Индию, потом в Монголию, затем в Турцию. Приблизительно с V в. н.э. китайцы начали активную чайную торговлю на монгольских рубежах с турецкими купцами. Не много позже, тюки с драгоценным грузом стали переправлять для продажи в Европу. Чай грузили осторожно в трюмы корабля. И плыл парусник в далёкие страны Европы в Англию, Францию, Германию. (Слайд 12).
В Англии в Лондоне была открыта первая чайная, где собирались Англичане, и пили чай все вместе. Во Франции во дворце тоже любили устраивать чаепития. (Слайд 13). Турецкие купцы стали привозить чай в Россию. И продавали его на ярмарках как восточную диковинку. (Слайд 14).В России любили и любят пить чай, с сахаром и с вареньем с разными сластями. До привоза чая из Китая. В России пили чай из трав , ягод и фруктов. (Слайд 15- 16). Дети, а с чем вы любите пить?
Ответы детей.
Педагог. В разных странах чай любят пить по-разному, у каждого своя традиция.
Кузьма. Я люблю пить с Нафаней, да и с дедушкой, чай из самовара. Бывало так сядем с дедушкой..
Педагог. Подожди Кузьма лучше давай ребятам дальше рассказывать. У каждого народа свои традиции. И каждый народ эти чайные традиции бережот. Давайте ка отправимся на родину чая в Китай. (Педагог вращает глобус, и показывает детям Китай на глобусе.). Здесь мы и поставим с вами первую чашечку чая. (Наклеиваем на Китай картинку с чашкой чая.) . Дети посмотрите как в Китае пьют чай. Посмотрите, девушки китаянки осторожно наливает его в маленькие чашечки пиалы. Посмотрите какая красивая посуда (Слайд 17). А вот девушка Японка наливает чай маленьким половником, а рядом чайная посуда, из которой пью японцы. Посмотрите, какая она тоже красивая (Наклеиваем на Японию картинку с чашкой чая.) (Слайд 18). Мы отправляемся в Индию. Посмотрите женщины сели пить чай. (Слайд 19) Посмотрите на индийскую чайную посуду. (Наклеиваем на Индию картинку с чашкой чая.) В Узбекистане на востоке тоже любят пить чай (Также приклеить чашечку с чаем) (Слайд 20). Посмотрите, какая красивая чайная посуда – это пиалы. Ну а теперь отправляемся в Россию. В России всегда пили чай, и пили его с удовольствием посмотрите (Слайд 21.) (Наклеиваем на Россию картинку с чашкой чая.) Дети , а из чего пили чай, что ставили настол . Отгадайте ка загадку.
На столе стоит, пыхтит
Приглашает всех чай пить
Золотой бочок блестит
Для нас воду кипятит Самовар (Слайд 22)
Чай пили горячим, и что бы не получить ожога кипятком его пили из блюдца, посмотрите девушка пьёт чай из блюдца. Держа блюдце на ладони .(Слайд 23)
Кузьма. Самовар он не простой. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Они изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает и долго не остывает, а для растопки годилось все: и щепки, и шишки. Чай в старину заваривал глава семьи, а разливала хозяйка и угощала всех чаем .
Давайте немного поиграем
Игра.
Важно самовар стоит
(Встали важно, руки на поясе).
На столе стоит, пыхтит,
(В той же позе, со словами ПЫХ-ПЫХ)
Приглашает он друзей
(Повернуться, в лево, затем в право).
Сесть за стол побыстрей.
(Присесть и встать)
Наливает, вкусный чай
(Руки вынести вперёд, ладошки сложить вместе
Поворачивать ладони осторожно вправо, влево.)
Только чашки подставляй
(Ладошки сложить чашечкой. )
Ароматный, и приятный
(Вдыхаем и выдыхаем)
С мёдом и с конфеткой сладкой.
(Облизнуть губы язычком)
Выпив, чая, улыбнись
(Улыбаться)
Самовару поклонись
(Поклон)
Педагог: Ну, вот и самовар нас угостил чаем.
В каждой стране любят пить чай, и называют его ласково, вот послушайте:
В Китае – Ча
Японии – Ча, Тя.
Индии – Тэ
На востоке – Чой,
Монголии – Цай
Великобритании, США- Ти
Германии- Тээ
Франции - Тэ
России, Украине - Чай
Латвия - Тэйя
Бурятии- Сяй
Австралии- Тээ
Вы слышите, как похожи названия одного напитка. « Чай» созвучно произношению «ча», которое, следуя Китайскому произношению.
Педагог: Дети а вы знаете как называется чайная посуда? Хотите узнать? Тогда отгадайте мою загадку
Белые и расписные
Чаю ждут, что б в них налили
На столе стоят подружки,
С золотой каёмкой ….( Кружки.)
На столе вот хоровод
Расписной стоит народ.
Чай горячий ожидают.
В чашку чаю я налью
А из …Блюдца.. я попью.
И у чашки есть дружок,
И похож он на кружок.
С золотой каемкой узкой
И зовут его все….. (Блюдцем)
Стоит тётушка Матрёна
Полна сахара, сластёна.
Крышечку приподними
Сахарочку набери. (Сахарница.)
На кувшинчик я похож
На столе я тоже гость.
С чашкой чайной я дружу
Молочко в себе держу….. (Молочник.)
Я такая же, как мама
Только ростом я мала.
Чай сластить я помогаю
Пригожусь и для торта
Все узнали вы меня
Я же…( ложка, чайная).
Стоит дядюшка Трофим
Рядом с самоваром.
Я заварку положил,
Кипятку в него налил,
Он нас чаем угостил
Вкусным, ароматным. ( Чайник.)
Ну вот какие молодцы отгадали все загадки. Посмотрите, какая красивая чайная посуда. (Слайд 24) Ну а вот так пили и любят пить чай у нас в России (Слайд 25). Даже наши любимые зверята не откажутся попить чайку. Посмотрите на этих лакомок. (Слайд 26).Ну а теперь пойдёмте к столу. Пока мы с вами путешествовали у нас самовар закипел. И приглашает нас пить чай.
Кузя. Подождите , где то моя скатерть самобранка. Ах, вот она - Кузя кладёт свой узелок на стол и говорить. – Ну- кА , скатерть самобранка угости- ка нас.. Педагог помогает Кузе развязать узелок, и достает от туда сладости баранки, конфеты , печенье, баночку мёда, сахар, вафли и т.д.
Педагог. Какой ты Кузя молодец. Сколько угощений принёс, А мы сейчас будем заваривать чай с ребятами и проговорим считалочку.
Раз чаинка, два чаинка.
В чайник чайный положу.
Раз чаинка, два чаинка,
Кипяточку я налью.
Вкусный чай я заварю.
Всех я в доме напою.
Маме в чашечку налью,
И конфеткой угощу.
Папе в синенький бокал
Папе я баранку дам.
Бабушке налью в пиалу
Что бы пить удобней стало.
Ну а деда пьёт в стакане
Сахарку ему достану.
Чай горячий, ароматный
Угощать мне всех приятно.
Ну, вот и чай у нас заварился, - А не попить ли нам чайку?
Ответы детей. Да!
Все садятся за стол, и пью чай. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)
В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...
Как хлеб на стол попал
Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно...
Занятие для детей подготовительной группы "Не попить ли нам чайку?"
Комплексное занятие в подготовительной группеТема: «Не попить ли нам чайку?»Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождения чая;Познакомить детей ...
Не попить ли нам чайку?
Призентация знакомит детей с чаем, не только как с чайным напитком, но и с его происхождением, с чайной церемонией разных народов....
Конспект по образовательной области «Безопасность» " Как Хрюша попал в беду" (для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет)
Беседы: «Что такое электричество», «Предметы источники пожара»; дидактические игры: «Загадки об электроприборах», «Можно –нельзя»....
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе из области «Коммуникация» на тему: «Наш Незнайка попал в беду, я на помощь к нему приду!»
Работа по экологическому воспитанию детей направлена на формирование у детей заботливого и бережного отношения к животному миру. Была проведена предварительная работа с дошкольниками...
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....