Занятие "Не попить ли нам чайку?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Акимова Галина Вениаминовна

Конспект занятия к призентации "Не попить ли нам чайку?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок  раннего эстетического развития «Радуга».

Занятие с дошкольниками «Не попить ли нам чайку?»

Педагог дополнительного образования : Акимова Галина Вениаминовна.

Педагог. Сегодня дети мы поговорим с вами о самом знакомом, и любимом  напитке. Об этом напитке я вам загадаю загадку, послушайте, и попробуйте  её отгадать.

Листочки чёрные  возьму

В красивый чайник положу.

Их залью я  кипяточком,

А потом попью……… Чаёчку.   Правильно. А вот ещё загадка.

Мы пьём его зимой и летом

Кто с сахарочком, кто с конфетой.

Кто с мармеладом, кто с лимоном

Горячим, или  совсем холодным………Чай.

Молодцы вы правильно отгадали загадки.

 Педагог. Дети, сейчас  я приглашаю вас, в небольшое путешествие. Приготовьтесь, мы отправляемся..

Слышится пение за дверью, стук .

Педагог.   Кто  же это там, к нам пожаловал? Пойду, посмотрю!

Педагог открывает дверь и таинственно говорит, - Ой, да это же домовёнок Кузька! берёт игрушку на руки и приносит к детям на занятие.

Домовёнок.  Здравствуйте детишки, мне моя соседка ворона рассказала, что у вас в кружке «Радуга» сегодня путешествие в страну ЧАЯ.

Педагог. Здравствуй  Кузя! Да это так, мы отправимся с ребятами в небольшое путешествие, что бы узнать побольше о чае! А что это у тебя за узелок?

Кузька. Этот узелок волшебный, он у меня как скатерть самобранка, мне его, когда то мой дедушка подарил. Я всегда его ношу с собой. Можно и я с вами отправлюсь в путешествие?

Педагог. Ну, хорошо. Нас семейство медвежат, приглашают  в небольшое путешествие.(Слайд 1), а возьмём мы с собой глобус и маленькие чашечки, мы будем ставить их туда , где будем знакомиться с чаем. 

(Педагого сажает игрушку Кузю  рядом с собой и берёт в руки глобус)  Откуда пришёл чай? (2 слайд). И так мы отправимся  в некоторое царство, в восточное государств, Китай (Посмотрите на слайд 2). Давным – давно в этом дворце жил китайский император  Шен  Нанг .Как то  гуляя по саду он  присел отдохнуть под красивый зелёный кустарник. Император рассматривал высоко плывущие по небу белые  облака и не заметил, как в пиалу упали несколько листочков. Когда он сделал глоток из пиалы, император очень удивился, от чего вдруг вода стала такой вкусной? Внимательно посмотрев в свою пиалу, он заметил листочки. Шен Нанг допил свой напиток, содержимое в пиале ему очень понравилось по вкусу. Император огляделся кругом и понял , что листочки то  упали с растущего куста, где он сидел. Шен Нанг сорвал несколько листочков, и отнёс  в свои покои. Он высушил сорванные листочки, и попробовал заварить кипятком в своей пиале. И с тех пор стали во дворце императора строго держали  секрете  изготовление напитка, которого ласково называли Ча.

Чай растёт большим зелёным кустом. Но бывают и чайные деревья . Посмотрите, какие красивые. (Слайд 3) .В Древнем Китае люди обратили внимание на выносливость и

неприхотливость чайных растений которое могли  расти и на скудных, даже каменистых почвах. Чайные плантации располагали  на гористых местностях, высоко в горах. И у нас в России в Краснодаре растёт тоже чай.(Слайд 4). Посмотрите, какие красивые зелёные листочки у чая. (Слайд 5).Чайные листочки собрали только с верхних веточек чайного куста, и собирали только женщины, считается, что женские руки очень нежные и не смогут испортить чайные листочки. Поэтому только женщины собирали зелёные листочки с кустов. (Слайд 6) .Чайные листочки осторожно складывали в корзины и везли на сушильные фабрики.(Слайд 7). А вот посмотрите чай в сушильных лотках, и вот уже высушенные чайные листочки. (Слайд 8).  Мужчины занимались сушкой чайных листочков в специальных печах, с необходимой температурой. (Слайд 9). А вот какой чай получается, когда сушат его при разной  температуре. Какой вы видите? (Слайд 10).

Ответы детей.

Ведущий. Посмотрите, на путешествие чая . (Слайд 11). Как не оберегали чай китайцы, его вывозили тайком. Сначала Чай попал в Индию, потом в Монголию, затем в Турцию. Приблизительно с V в. н.э. китайцы начали активную чайную торговлю на монгольских рубежах с турецкими купцами. Не много позже, тюки с драгоценным грузом стали переправлять для продажи в Европу. Чай грузили осторожно в трюмы корабля. И плыл парусник в далёкие страны Европы в Англию, Францию, Германию. (Слайд 12).

 В Англии в Лондоне была открыта первая чайная, где собирались Англичане, и пили чай все вместе. Во Франции во дворце тоже любили устраивать чаепития. (Слайд 13). Турецкие купцы стали  привозить  чай в Россию. И продавали его на ярмарках как восточную диковинку. (Слайд 14).В России любили  и любят пить чай, с сахаром и с вареньем с разными сластями. До привоза чая из Китая. В России пили чай из трав , ягод и фруктов. (Слайд 15- 16). Дети, а с чем вы любите пить?

Ответы детей.

Педагог. В разных странах чай любят пить по-разному, у каждого своя традиция.

Кузьма. Я люблю пить с Нафаней, да и с дедушкой, чай из самовара. Бывало так сядем с дедушкой..

Педагог. Подожди  Кузьма лучше давай  ребятам  дальше рассказывать. У каждого народа свои традиции. И каждый народ эти чайные традиции бережот. Давайте ка отправимся на родину чая в Китай. (Педагог вращает глобус, и показывает детям Китай на глобусе.). Здесь мы и поставим с вами первую чашечку чая. (Наклеиваем на Китай картинку с чашкой чая.) . Дети посмотрите как в Китае пьют чай. Посмотрите, девушки китаянки осторожно наливает его в маленькие чашечки пиалы. Посмотрите какая красивая посуда (Слайд 17).  А вот девушка Японка наливает чай маленьким половником, а рядом чайная посуда, из которой пью японцы. Посмотрите, какая она тоже красивая (Наклеиваем на Японию картинку с чашкой чая.) (Слайд 18). Мы отправляемся в Индию. Посмотрите женщины сели пить чай. (Слайд 19) Посмотрите на индийскую чайную посуду. (Наклеиваем на Индию картинку с чашкой чая.)  В Узбекистане  на востоке тоже любят пить чай (Также приклеить чашечку с чаем) (Слайд 20). Посмотрите, какая красивая чайная посуда – это пиалы. Ну а теперь отправляемся в Россию. В России всегда пили чай, и пили его с удовольствием посмотрите  (Слайд 21.) (Наклеиваем на Россию картинку с чашкой чая.) Дети , а из чего пили чай, что ставили настол . Отгадайте ка загадку.

На столе стоит, пыхтит

Приглашает всех чай  пить

Золотой  бочок блестит

Для нас воду кипятит  Самовар  (Слайд 22)

Чай пили горячим, и что бы не получить ожога кипятком его пили из блюдца, посмотрите девушка пьёт чай из блюдца. Держа блюдце на ладони .(Слайд 23)

Кузьма. Самовар он не простой. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Они изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает и долго не остывает, а для растопки годилось все: и щепки, и шишки. Чай  в старину заваривал глава семьи, а разливала хозяйка и угощала всех чаем .

Давайте немного поиграем

Игра.

Важно самовар стоит

(Встали важно, руки на поясе).

На столе стоит, пыхтит,

(В той же позе, со словами ПЫХ-ПЫХ)

Приглашает он друзей

(Повернуться, в лево, затем в право).

Сесть за стол побыстрей.

(Присесть и встать)

Наливает, вкусный чай

(Руки вынести вперёд, ладошки сложить вместе

Поворачивать  ладони осторожно вправо, влево.)

Только чашки подставляй

(Ладошки сложить чашечкой. )

Ароматный, и приятный

(Вдыхаем и выдыхаем)

С мёдом и с конфеткой сладкой.

(Облизнуть губы язычком)

Выпив, чая, улыбнись

(Улыбаться)

Самовару поклонись

(Поклон)

Педагог: Ну, вот и самовар нас угостил чаем.

В каждой стране любят пить чай, и называют его ласково, вот послушайте:

В Китае – Ча

Японии – Ча, Тя.

Индии – Тэ

На востоке – Чой,

Монголии – Цай

Великобритании, США- Ти

Германии- Тээ

Франции - Тэ

России, Украине - Чай

Латвия - Тэйя

Бурятии- Сяй

Австралии- Тээ

Вы слышите, как похожи названия одного напитка. « Чай» созвучно произношению «ча», которое, следуя  Китайскому произношению.

Педагог: Дети а вы знаете как называется чайная посуда? Хотите узнать? Тогда отгадайте мою загадку

Белые и расписные

Чаю ждут,  что б в них налили

На столе стоят подружки,

С золотой каёмкой ….( Кружки.)

На столе вот хоровод

Расписной стоит народ.

Чай горячий ожидают.

В чашку чаю я  налью

А из …Блюдца.. я попью.

И у чашки есть дружок,

И похож он на кружок.

С золотой каемкой узкой

И зовут его все….. (Блюдцем)

Стоит тётушка Матрёна

Полна сахара, сластёна.

Крышечку приподними

Сахарочку набери.  (Сахарница.)

На кувшинчик я похож

На столе я тоже гость.

С чашкой чайной я дружу

Молочко в себе держу….. (Молочник.)

Я такая же, как мама

Только ростом я мала.

Чай сластить я помогаю

Пригожусь и для торта

Все узнали вы меня

Я же…( ложка, чайная).

Стоит дядюшка Трофим

Рядом с самоваром.

Я заварку положил,

Кипятку в него налил,

Он нас чаем угостил

Вкусным, ароматным. ( Чайник.)

Ну вот какие молодцы отгадали все загадки. Посмотрите, какая красивая чайная посуда. (Слайд  24) Ну а вот так пили и любят пить чай у нас в России (Слайд 25). Даже наши любимые зверята не откажутся попить чайку. Посмотрите на этих лакомок. (Слайд 26).Ну а теперь пойдёмте к столу. Пока мы с вами путешествовали у нас самовар закипел. И приглашает нас пить чай.

Кузя. Подождите , где то моя скатерть самобранка. Ах, вот она - Кузя кладёт свой узелок на стол и говорить. – Ну- кА , скатерть самобранка угости- ка нас.. Педагог  помогает  Кузе развязать узелок, и достает от туда сладости баранки, конфеты , печенье, баночку мёда, сахар, вафли и т.д.

Педагог. Какой ты Кузя молодец. Сколько угощений принёс, А мы сейчас будем заваривать чай с ребятами и проговорим считалочку.

Раз чаинка, два чаинка.

В чайник чайный положу.

Раз чаинка, два чаинка,

Кипяточку я  налью.

Вкусный чай я заварю.

Всех я в доме напою.

Маме в чашечку налью,

И конфеткой угощу.

Папе в синенький бокал

Папе я баранку дам.

Бабушке налью в пиалу

Что бы пить удобней стало.

Ну а деда пьёт в стакане

Сахарку ему достану.

Чай горячий, ароматный

Угощать мне всех приятно.

Ну, вот и чай у нас заварился,  - А не попить ли нам чайку?

Ответы детей. Да!

Все садятся за стол, и пью чай. Занятие окончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

Как хлеб на стол попал

Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно...

Занятие для детей подготовительной группы "Не попить ли нам чайку?"

Комплексное  занятие в подготовительной группеТема: «Не попить ли нам чайку?»Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождения чая;Познакомить детей ...

Не попить ли нам чайку?

Призентация знакомит детей с чаем, не только как с чайным напитком, но и  с его происхождением, с чайной церемонией разных народов....

Конспект по образовательной области «Безопасность» " Как Хрюша попал в беду" (для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет)

Беседы: «Что такое электричество», «Предметы источники пожара»; дидактические игры: «Загадки об электроприборах», «Можно –нельзя»....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе из области «Коммуникация» на тему: «Наш Незнайка попал в беду, я на помощь к нему приду!»

Работа  по экологическому воспитанию детей направлена на формирование у детей заботливого и бережного  отношения к животному миру.  Была проведена предварительная работа с дошкольниками...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....