Главные вкладки

    "Богатства земли нашей"
    план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

    Дериглазова Елена Сергеевна
    Научная конференция
    Урок - практикум

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bogatstva_zemli_nashey.docx18.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Научная конференция

    Урок - практикум

    Тема: Богатства земли нашей.

    Провела: Дериглазова Е.С.

    Тема: Богатства земли нашей.

    Цели урока:

    1. Сформировать представление учащихся о подземных богатствах.  

    2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи. Расширять и закреплять знание детей о свойствах полезных ископаемых.   

    3. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, коллекционным материалом.

    4. Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.
    5. Добиваться грамматических правильных ответов на вопросы.
    6. Ввести в словарь детей новые слова: (лаборатория, чугун, сталь, железная руда).

    Оборудование: белые халаты и колпачки на каждого ребенка  и воспитателя, магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки, кроссворд «Полезные ископаемые», DVD слайды, видеоматериал доменной печи и расплавки руды.

    Ход занятия.
    Дети, одетые в белые халаты и колпачки заходят в группу. Ребята мы с вами пришли в лабораторию.
    - Что называют лабораторией и что там делают?
    Это помещение, где делают опыты.
    Мы с вами сегодня будем лаборантами, как самые настоящие лаборанты будем проводить опыты, наблюдать, делать выводы.
    А для того, чтобы быть настоящими лаборантами, нужно выполнять четыре правила.
    Запомните их:

    1. Внимательно слушать старшего лаборанта
    2. Точно выполнять указания
    3. Аккуратно работать с оборудованием
    4. В конце опытов делать выводы.
    5. Повторите эти правила (спрашивает 3 человек)

    Молодцы! Правильно вы знает, а теперь давайте вы будете лаборантами, а я ,если разрешите, старшим лаборантом.

    - Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства. Как они называются?

    - Что такое полезные ископаемые?

    - В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?


    Ребята, посмотрите вокруг себя, что вы видите на своих столах: мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом полезные ископаемые.
    Найдите мне песок? Глину?
    I. А теперь давайте сравним эти полезные ископаемые:

    - по цвету песок какой? Глина какая?
    Назовите свойства песка, глины?
    Песок - сыпется, не лепится, глина не сыпется, лепится.
    Мокрый песок - лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет.
    Опыт. Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
    Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина нет. Песок в воде не растворяется, а глина частично.
    Проверим.
    Опыт. Берем 2 стакана в одном песок в другом глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем .
    Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно.
    Песок пропускает воду, глина нет.
    Опыт: берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим, в стакан наливаем воду и наблюдаем.
    Делаем вывод: Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает.

    Где используют эти полезные ископаемые?

    Ответы: Их используют в строительстве. Песок для изготовления стекла - белый.
    Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
    - наша земля очень богата песком и глиной

     - А чем еще богата наша земля?
    Ответы: мелом и углем.
    II. Сравнение мела и угля
    Мел - белый, может писать, не сыпется.
    Уголь - черный, горит, не сыпется.
    Мел используют в строительстве.
    Уголь в народном хозяйстве как топливо.
    Физминутка
    III  Ребята, какие еще полезные ископаемые бывают ?
    Ответы: железная руда.
    -А как узнавали, где есть  руда?
    Люди издавна заметили, что в этих местах происходит сильное магнитное притяжение и во время дождя сильно бьет молния. Стали проводить эксперименты и выяснили, что в земле большие залежи железной руды.
    В больших доменных печах по переработке руда плавится.
    - А из руды выплавляют - чугун, сталь.
    - А одним словом - металл.
    - Давайте к слову металл подберем родственные слова, металл - металлический - металлурги - металлом - металлургический.
    - Назовите свойства металла?
    Металл - твердый, не ломается, тонет, плавится.
    Опыт: Берем металлическую пластину и бросаем в воду. Металл- тонет.
    Сравниваем с деревом.
    Дерево - мягкое, плавает, ломается, горит.
    Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей. А из дерева?
    - А сейчас у вас на столах лежит карточка, на них изображены различные предметы.
    Отберите мне предметы из металла. Какие вы отобрали предметы – металлические, а какие деревянные?
    - Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы.

    IV. Ребята, но наша земля богата не только полезными ископаемыми.

     А теперь, ребята, давайте отгадаем кроссворд «Богатства земли нашей», заполнив его, вы узнаете, как ласково называют недра земли

    1. Он очень нужен детворе.                      

         Он на дорожках во дворе.                         

         Он и на стройке, и на пляже,                    

         Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)                    

    2. . Очень прочна и упруга,

           Нет гончарам надежней друга.

           Дома, кирпичи, черепица

           Горшки и вазы для  цветов и водицы. (Глина)

    3. Росли в лесу деревья,

       Стали топливом и материалом для строения. (Деревья)  

    4.  Не зря руда варилась                           5. Он черный, блестящий

         В доменной печи                                     Помощник настоящий.

         На славу получились                               Он несет в дома тепло,

        Ножницы, ключи. (Металл)                От него всегда светло(Уголь)  

    6 Белый камешек растаял,

        На доске следы оставил. ( Мел)

    6.

    М

    7.

    1.

    П

    Е

    С

    О

    К

    5.

    Л

    2.

    Г

    Л

    И

    Н

    А

    У

    А

    Г

    3.

    Д

    Е

    Р

    Е

    В

    О

    О

    Л

    В

    Ь

    4.

    М

    Е

    Т

    А

    Л

    Л

    Я

     Работа  у доски с картой Казахстана

    Ребята, а для закрепления, мы сейчас поработаем с картой нашей республики и разместим на нрей места добычи полезных ископаемых

    V. Итог урока.

    - Сегодня вы хорошо потрудились и наградой для каждого из вас стали новые знания, которые вы приобрели самостоятельно. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»

    Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...

    Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Подземные богатства земли».

    Задачи: расширять знания детей о природе, познакомить с подземными полезными ископаемыми, дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту (воды, энергии, газа), уме...

    "Богатства Земли - алюминий"

    Познавательно - исследовательское занятие...

    Подземные богатства земли

    Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми и их свойствами (уголь, мел)....

    Технологическая карта ООД по социально-коммуникативному развитию "Богатство Земли Югорской".

    Цель ООД: формирование знаний о полезном ископаемом ХМАО-Югры - нефти....

    Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поисково-познавательной деятельности "Богатства Земли"

    Цель данного занятия:Познакомить детей с полезными ископаемыми, их значением и  классификацией.Продолжать прививать любовь к родному краю.Развивать психические процессы: внимание, память, мышлени...