Конспект занятия по окружающему миру "Карлсон рассказывает о птичьих гнёздах"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Артюхова Наталья Александровна

Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда, как заботяться о птинцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karlson_konspekt.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Карлсон рассказывает о птичьих  гнездах»

Цели

  1. Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
  2. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма.
  3.  Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда ( различные виды гнезд), как заботятся о птенцах.
  4. Формировать гуманное отношение к птицам.

Материал

        Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо», « Чем заняты скворцы»; книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.

       Предварительная работа

Чтение книг о птицах: Т.Нуждина «Сова», «Сорока», «Цапля», «Ястреб», «Снегирь», «Кукушка», «Журавли», «Дятел», «Воробьи», «Аист»; А.Тамбиев «Кто в кустарниках живет»; Г.Снегирев «Лесная речка»; В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше», «Птичьи разговоры», «Люля», «Синичкин календарь»; З.Воскресенская «Петя –пересмешник»; М.Алыбаев « Как птицы спасли дуб»; М.Горький «Воробьишко»; В.Астафьев «Стриженок Скрип». Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны; беседа « 22марта - праздник птиц».

                                Ход занятия

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? ( Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?

(Ответы детей: чириканье воробьев, щебетание мухоловок, звонкий голос синиц, карканье ворон, голоса скворцов.)

Воспитатель. Почему птицы так оживились? Чем они весной занимаются?

(Ответы детей)

Голос из окна:

-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы.

( В группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)

Карлсон. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!

Воспитатель. Здравствуй Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлосн? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?

(Ответы детей: птицы строят гнезда.)

Воспитатель. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах, об их весенних заботах. Они же наши лучшие друзья и помощники.

Карлсон. Лучший друг и помощник детворы – это я, Карлсон, который живет на крыше.

Воспитатель. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали очень много интересного о них. Хочешь, мы тебе расскажем?

Карлсон. Конечно, хочу.

Воспитатель. Ребята, покажите Карлсону птиц, которых вы знаете.

(Дети берут по две картинки птиц и называют их.)

Воспитатель. Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные)

(Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц:

        Зимующие                                        Перелетные

                воробей, синица, голубь,                                дрозд, грач, скворец,

                ворона, оляпка, клест,                                жаворонок, чиж, ласточка,

                дятел, сорока, галка.                                иволга, аист, кукушка,        

                                                                гуси, журавли, утки.

        Дети выставляют птиц и рассказывают о них.)

        Вопросы детям:

- Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?

- Чем они питались?

- Как мы им помогали?

- Чем заняты птицы сейчас?

- Изменилось ли их поведение? ( Они весело чирикают, купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Воспитатель. Почему улетели на юг перелетные птицы? ( Зимой им нечего есть.)

Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.

( Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина, они здесь родились.)

Воспитатель. Ребята. Давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц, который мы с вами ведем всю весну.

( Дети рассказывают Карлсону о птицах, которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)

Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах, спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.

                        Прилетели птицы:

                        Голуби, синицы,

                        Мухи, стрижи. ( Дети топают)

        Карлсон. Что неправильно?

        ( Дети: мухи.)

        Карлсон.

                        Прилетели птицы:

                        Голуби, синицы,

                        Аисты, вороны,

                        Галки, макароны! ( Дети топают)

                        Прилетели птицы:

                        Голуби, куницы. ( Дети топают)

                        Прилетели птицы:

                        Голуби, синицы,

                        Страусы, чижи…

                        Прилетели птицы:

                        Голуби, синицы,

                        Чибисы, чижи,

                        Гаички, стрижи,

                        Аисты, кукушки,

                        Даже совки-сплюшки.

        Воспитатель. Карлсон, а ты знаешь, какая птица какой дом строит?

        Карлсон. Дом у меня есть, на крыше у людей, а у птиц… не знаю.

        Воспитатель. Ребята, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы, они у всех разные, Называются они… (гнездами).

Игровое упражнение « Чье гнездо». Детям предлагаются изображения 6 гнезд и 6 птиц. Ребенок должен правильно разложить всех птиц по своим гнездам, а затем каждый ребенок рассказывает об одной птичке.                

                                Примеры рассказов

        « Аист устраивает гнездо на видном месте – крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев. Соломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра».

        « Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи устраивают на деревьях целые колонии. Строят гнезда из сучьев, а внутри – чтобы помягче было будущим птенцам – выстилают сухой травой и тонкими ветками. Осторожная утка прячется в зарослях недалеко от воды. Внутри выстилает гнездо пухом».

        « Сова любит селиться в старых, заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».

        « Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками».

        Воспитатель. Ребята, вы все правильно рассказали о птицах, а сейчас выберите тот материал, их которого построено гнездо, и положите рядом с гнездышком. Сейчас многие птички сидят на гнезде, высиживают птенчиков. Чем кормят птицы своих птенцов?

        Карлсон. Я знаю – их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.

        Воспитатель. Ты не прав, Карлсон. Ребята тебе сейчас покажут картинки и расскажут, какая птичка, чем выкармливает своего птенца.

        Игровое упражнение « Чем заняты скворцы». Дети берут картинки по очереди и рассказывают о том, что нарисовано и что они знают о птице и птенцах. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети.

        Вопросы детям:

        - Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов?

        - Чему учат птицы птенчиков?

        Воспитатель. Ребята, а в какой книге рассказывается о том, как птенчик учился уму-разуму? Найдите эту книгу (М.Горький « Воробьишко»).

        (Дети рассказывают о книге.)

        Воспитатель. Послушайте еще один рассказ о птицах « Птицы – наши помощники».

        Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов – около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

        У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.

        Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные», зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.

        Над полями и степями днем парят хищные птицы, высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы, помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.

        Теперь вам будет понятно, почему говорят: птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями.

        Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я много нового и интересного узнал о птицах. Мне пора. До свидания.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект НОД по окружающему миру Тема: «На птичьем дворе»

П/З: закреплять знания детей о домашних птицах; воспитывать правильное звукопроизношение. Воспитывать бережное отношение к домашним птицами. Развивать внимание. Воспитывать интерес к домашним птицам....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект ООД по окружающему миру на тему: «Птичий двор»

Конспект ООД по окружающему миру «Птичий двор» Цель: Формировать представления о домашних птицах (куры, утки, гуси), их внешним виде, способах передвижения, издаваемых звуках.«Х...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...