Интегрированная образовательная деятельность для детей средней группы на тему:"Наш -дом природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Закреплять знания о звуках речи, на основе анализа слов типа «дом», «дым», познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон – сын, дом – дым, стон – стул, нос – нас, и др.). учить подбирать синонимы и антонимы (терем, изба, домик, домище, храм, хоромы); учить составлять модели (с предлогом);учить выразительно читать, анализировать стихотворение; учить сравнивать объекты природы и быта человека, указывать связь всего живого и неживого на Земле, дать понятие многозначности слова «дом» (Земля, планета, Родина, внутренний мир человека). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_5.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность для детей средней группы

на тему:

«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»

(коммуникация, социализация, художественное творчество)

Цель. Закреплять знания о звуках речи, на основе анализа слов типа «дом», «дым», познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон – сын, дом – дым, стон – стул, нос – нас, и др.). учить подбирать синонимы и антонимы (терем, изба, домик, домище, храм, хоромы); учить составлять модели (с предлогом);учить выразительно читать, анализировать стихотворение; учить сравнивать объекты природы и быта человека, указывать связь всего живого и неживого на Земле, дать понятие многозначности слова «дом» (Земля, планета, Родина, внутренний мир человека).

Материал и оборудование: Картинки – схемы слова «дом», фишки серые и красные; картинки двух домов для раскрашивания («дом – природы» и «дом человека»); картинки на которых изображены лев и муравей, мел, портфель, ластик, глобус, карандаш, строительный материал: гипс, дерево, глина, кирпич и др.; Звуковичок (игрушка).

Методы. Беседа, художественное слово, рисование, сравнение, наблюдение.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в страну русского языка, русской речи. Там много разных улиц. Первая улица – улица звуков.

Фонетическая зарядка.

Дети ловят звуки и зажимают два кулачка, если поймали два звука, и один кулачок, если поймали один звук (ам, но, ау и др.); пропевают звуки «а», «м», затем складывают в слоги.

Воспитатель. Слышите: кто-то к нам пришёл. Вот сюрприз! Это Звуковичок.  

Звуковичок. В моей стране живёт много  звуков и слов. Загадаю вам загадку про моё слово.  Моё слово состоит из трёх звуков. Они спрятались в других словах. Первый звук в слове «д – д – доска».

Дети. Д.

Звуковичок. Второй звук прячется в слове «о – о – осы».

Дети. О.

Звуковичок. Третий звук скрывается в слове «м – м – машина».

Дети. М.

Звуковичок. Какие слова получились?

Дети. Дом.

Звуковичок. Как вы хорошо всё отгадали! Молодцы! А можно мне ещё с вами поиграть?

Звуковой анализ слова «дом» по карточкам – схемам (по программе Н.В. Дуровой «Ступеньки грамоты»).

Дидактическая игра «Всё растёт от корня».

Воспитатель. А из каких слов – родственников можно построить наш дом?

Дети. Дом – ик, Дом – ишко, Дом – ище, без – Дом – ный, Дом – ашний, Дом – овой, на – Дом – ный и др.

Воспитатель. Ой, кто-то плачет! Что случилось?

(Показ картинок с изображением льва и муравья).

Бедняга муравей, не может он свой домик найти. Его лев прогнал, да и сам свой потерял.

(Деление слов на слоги и «измерение» длины слов).

Да, дети, слово «лев» живёт в домике из одной комнаты, а слово «му – ра – вей» – в домике из трёх комнат. В природе наоборот: лев – … (большой, сильный, смелый), а муравей – … (маленький, крошечный), а слово «лев» меньше, чем слово «муравей». А как ещё можно назвать дом?

Дети. Терем, храм, изба, хоромы, дворец, школа, библиотека.

Воспитатель. А для кого они предназначены?

Дети. Для человека.

Воспитатель. А для животных?

Дети. Теремок, избушка, конура.  

Физкультминутка.

Воспитатель. К нам пришли строители разных специальностей, но они не говорят об этом, а показывают, что умеют делать. (Три «бригады» показывают действия моляра, кровельщика, каменщика. Другие угадывают и рассказывают, что делали, например, маляры – принесли ведро, перемешали краску, красят кистью).

Конкурс знатоков строительных материалов.

Дети должны подобрать строительный материал для постройки деревянного, кирпичного, белокаменного домов и объяснить выбор картинки дома и материала.

Воспитатель. Вот какие у нас знатоки! А сейчас отправимся дальше – на улицу предложений, ведь слова, как и звуки, не живут сами по себе, отдельно, а дружат и работают вместе.  Мы недавно ходили в дом, где живут книги.

Дети. Этот дом называется «библиотека».

Воспитатель. Составьте предложение со словом «библиотека».

Дети. В библиотеке живут книги. Дети ходили в библиотеку и др.

Дидактическая игра «Живое предложение».

Воспитатель. Нужно много знать, чтобы хорошо учиться в школе. Дети из подготовительной группы к школе приготовили загадки для вас, чтобы проверить, как вы готовитесь к школе. (Загадывают загадки про глобус, листик, карандаш, мел. Когда дети отгадывают загадку и показывают нужный предмет, ребёнок, загадавший её, объясняет значение слова – глобус – шар, карандаш – деревянная рубашка и т. д.).

Дом – это место, где живёт человек. Для зверей дом – это природа. А что значит природа для человека? (Сравнительный анализ стихов Э. Мошковской «Жил на свете человек» и В. Орлова «Дом под крышей голубой»). Почему человек был рад, что ему не хватило досок на двери и крышу дома?

Дети. Он любил природу. Лес был стенами его дома, а крышей – небо. Крыльцо нужно было для друзей.

Воспитатель. А кто же его друзья?

Дети. Солнце, птицы, майский жук…

Воспитатель. А как мы должны жить на нашей Земле – планете?

Дети. Как в большом доме, общем доме. Люди должны дружить между собой, жить единой семьёй. Наш дом – наша планета Земля, Родина, Россия.

Воспитатель. Рассмотрите рисунки двух домов. Что в них общего? Что разного? Что можно добавить? А что нельзя раскрасить? (Воздух). Да, человеку природа дала всё: свет, тепло, огонь (солнце, газ), стены для домов (камень, дерево), воду. И человек должен не только всё это брать, но и …(беречь).

 Много мы узнали о нашем большом доме – природе и нашем маленьком доме – квартире. Но у каждого из нас есть ещё своё, особенный дом, скрытый от глаз, – это внутренний дом, душа. И этот дом должен быть чистым, светлым, радостным, добрым, милосердным. И тогда другим будет хорошо рядом с вами.

Дидактическая игра «Добрые слова».

Вспомнить и сказать добрые слова (Мама, бабушка, мир, друг, Родина…).

Воспитатель. Да, замечательные слова. А с чего начинается наша Родина, наш русский дом? Да, конечно, с каждого из нас. И, только взявшись за руки, сумеем мы сохранить наш дом в мире, а природу – во всей её красе.

(Исполнение песни Я. Френкеля «С чего начинается Родина»).

Вот и закончилось наше путешествие в страну звуков, слов, предложений, в страну русской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми средней группы по теме "Божья коровка"

Конспект интегрированной образовательной  деятельности для детей средней группы с интеграцией образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", цель которого развивать умение дете...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей средней группы по теме: "Волшебный профсоюз"

Конспект для детей средней группы по теме: "Волшебный профсоюз"Рассказать детям, для чего нужен профсоюз...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей ясельной группы на тему: «Корзина с овощами»

ВВЕДЕНИЕПояснительная записка.Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспол...