Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хочешь есть калачи-не сиди на печи" | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира.
Тема: « Хочешь есть калачи - не лежи на печи »
Автор занятия: воспитатель Бирюкова О.А.
МБДОУ №14 г. Моршанск Тамбовской обл.
Программное содержание:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Оборудование занятия:
Ноутбук, экран, колонки, презентация, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий, зёрна пшеницы, колоски ржи, тарелка с мукой.
Ход занятия:
Воспитатель:
(На столе под салфеткой лежит хлеб). Дети, отгодайте с помощью загадки что у меня под салфеткой?
Загадка про хлеб
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
Воспитатель: : А теперь давайте посмотрим на экран (воспитатель показывает на экран ноутбука, где начинается презентация) и проверим правильно ли вы предположили!
1 слайд.
Воспитатель: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью они специальными машинами – разбрасывателями удобряют почву. Потом трактора пашут землю, перемешивая удобрения с землёй, а затем трактор проезжает по полю с бороной. Она рыхлит землю, чтобы не было комков.
(Рассказ идёт одновременно с показом)
2 слайд.
Воспитатель: Ранней весной начинается пахота.
Пришла горячая пора – пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.
(По ходу рассказа и показа слайдов дети рассматривают технику, проговаривают, какая работа идёт)
Воспитатель: Ребята, какие машины пашут землю? (Трактор)
А кто управляет трактором? (Тракторист)
Правильно. Весной трактор пашет землю. Он готовит землю для посадки зёрен. Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит».
Далее идёт обсуждение, почему так говорят.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на тарелке? (Зёрна) Подумайте и скажите, кто знает какие это зёрна, из какого колоска?
Дети выясняют и приходят к выводу, что это зёрна пшеницы и ржи. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
В: Ребята, а как вы думаете, что же происходит с зёрнышками? (Сажают зерно в землю)
3 слайд.
В: Давайте посмотрим на экран, что происходит с зёрнышками.
Представьте, что эти маленькие лежали в земле: там тепло, сыро. Пригрело солнышко, прошёл дождик. Зёрнышко набухло, лопнуло и показался первый росток, потянулся к солнышку. Качается на ветру , тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. (Рассматривают колоски, определяют, где какой колосок – пшеничный, ржаной).
Подскажите мне, пожалуйста, что необходимо для роста и созревания колоска?
(Солнце, дождь и руки человека)
Молодцы! Зёрнышки проросли, выросла пшеница.
Колоски золочёные
На ветру качаются
Низко накланяются.
4слайд.
Воспитатель: Но вот зёрна созрели. Начинается жатва. И на поля выходят машины. А для того, чтобы узнать какие машины, надо отгадать загадку:
Он идёт, волну сечёт
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)
5 слайд.
Хлеб созрел
В полях моторы
Песню жатвы развели
В степь выходят комбайнёры
Полевые корабли.
Воспитатель: Ребята, а кто работает на комбайне? (Комбайнёр)
Дети рассматривают комбайны
Воспитатель: Дети, скажите, как работает комбайн? Что он делает? Посмотрите на пшеницу, что с ней происходит? (Комбайн идёт, колоски срезает.)
Правильно, колоски он срезал , а дальше специальные щёточки выколачивают из них зёрна. А зачем комбайну нужен такой длинный рукав?
Предположения детей.
Воспитатель: По такому рукаву зёрнышки высыпаются в грузовые машины. Затем зерно везут на элеватор, его там будут сушить. Как вы думаете зачем зерно надо сушить?
Ответы детей.
6 слайд.
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелят его в муку.
7 слайд.
Воспитатель:
Где пекут хлеб?
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто)
Меше, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты называются одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Как называется профессия человека, который работает в пекарне и выпекает хлеб? (Пекарь.)
А сейчас мы поиграем в игру «Цепочка».
Цель игры: закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.
Воспитатель: Предлагаю всем встать в круг.
Воспитатель бросает мяч детям и задаёт вопросы.
Где мы хлеб покупаем? (В магазине)
Как хлеб попал в магазине? (Из пекарни)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)
Из чего пекут хлеб? (Из муки)
Из чего делают муку? (Из зерна)
Где находятся зёрна? (На поле, в колоске)
Молодцы ребята! Проследив весь путь от зерна до булочки, мы поняли, что хлеб - это продукт труда многих людей. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом!
Ребята, так чьи же руки прикоснулись к хлебу? (Тракторист, комбайнёр, водитель, пекарь, продавец)
8 слайд.
Воспитатель:«Крошки, что останутся, воробью достанутся»
Хлеб добыт великим трудом, поэтому его надо беречь. Ведь бросить хлеб, это всё равно, что оскорбить всех тех, кто его растил.
9 слайд.
Воспитатель: Хлеб нужно беречь!
Человек, который не научился беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»
Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»...
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Познание. Формирование Целостной Картины Мира «Свойства воды»
материал предназначен для педагогов мдоу....
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по формированию целостной картины мира "Наша Родина".
Конспект представлен по направлению познавательное и речевое развитие. Детям даётся представление о большой и малой родине, о государственных символах России, о природе родного края. Воспитывается ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по формированию целостной картины мира
Тема: "Зимующие птицы"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по формированию целостной картины мира по теме: "МОЯ СЕМЬЯ"
Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг-друга и заботятся друг о друге....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе ТНР. Формирование Целостной Картины Мира Тема: «Обувь, головные уборы»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе ТНР. Формирование Целостной Картины Мира Тема: «Обувь, головные уборы»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по формированию целостной картины мира. Тема: « Профессия –повар»
Закрепить знания детей о профессии повара, его трудовыми действиями. Закрепить обобщающее понятие профессия....