Что мы знаем о воде?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятий по экспериментально-поисковой деятельности для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_znaem_o_vode_2.docx109.61 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы знаем о воде?

«Что мы знаем о воде?»

Конспект занятий по экспериментально-поисковой деятельности для детей подготовительной группы.

Цели занятия.  1.Образовательные:

- ознакомление детей со свойствами воды (цвет, вкус, запах, текучесть, состояния воды, смешиваемость с другими веществами),

- дать элементарные представления о процессе очистки (фильтрации) воды, Объяснить, почему вода нуждается в очистке,

- уточнение значения воды для всего живого,

- развивать  навыки экспериментирования, умения работать с различными материалами, соблюдая необходимые меры безопасности.

     2.Воспитательные

- развивать умение работать в коллективе, учитывать мнение других,

- прививать бережное отношение к воде.

     3. Коррекционно-развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, память детей,

- формировать умение решать проблемные ситуации с использованием имеющихся знаний и умений,

- активизировать и обогащать словарь детей,

- развивать речь детей, умение отстаивать собственное мнение.

Предварительная работа.

  1. Беседы о воде, ее роли для всего живого.
  2. Проведение занятий–экспериментирований с водой.
  3. Ведение дневника наблюдений.
  4. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  5. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Превращение водяных капелек» и др.
  6. Отгадывание загадок о воде, чтение стихов.
  7. Наблюдение за водой во время прогулок, в быту.

Материалы и оборудование.

Прозрачная посуда различной формы, кубик, фильтровальная бумага.

Вещества, которые мы будем растворять в воде (соль, сахар, песок, растительное масло).

Шапочки «Капелька». Иллюстрации в дневнике наблюдений, схемы-подсказки.

Магнитофонные записи со звуками воды.

Сюрпризный момент: в гости приходит водяной и просит детей помочь ему.

Ход занятия.

Организационный момент.

Восп-ль. Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию воды «Капелька». Что делают в лаборатории?

- Проводят опыты, изучают различные вещества.

Восп-ль. Послушайте пожалуйста стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Основная часть.

1.Активизация ранее полученных знаний.

Восп-ль. Давайте вспомним, какие опыты с водой мы с вами проводили, что мы уже знаем о воде. Нам в этом поможет наш дневник наблюдений. Рассмотрим первую страницу. Что обозначают эти рисунки.

Дети. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса.

Восп-ль. О каких свойствах воды рассказывает следующая страница нашего дневника.

Дети. Вода не имеет своей формы, она принимает форму того предмета, в которую её наливает.

Восп-ль. Давайте вспомним наши опыты. Возьмем кубик. Если мы его опустим в стакан, положим на стол, на блюдечко, в стаканчик его форма не меняется. А есть ли форма у воды? Давайте нальем воду в различные чашечки, баночки, стаканчики и докажем, что вода не имеет собственной формы. (Самостоятельная деятельность детей).

Восп-ль. А что обозначает этот рисунок?

Дети. Вода – прозрачная, сквозь нее можно увидеть другие предметы (например, рыбок в аквариуме). А молоко белое, непрозрачное, сквозь него ничего не видно.

Восп-ль. Что еще мы знаем воде?

Дети. Вода – это жидкость. Она течет, льется.

Восп-ль. Ребята, а какой может быть вода? Что обозначает этот рисунок (показывает схему).

Дети. Вода может быть жидкой, твердой – это лед, вода может быть паром, когда ее сильно нагревают.

Воспитатель показывает опыт «Пар – это тоже вода». К носику горячего чайника подносится холодное стеклышко. Оно запотевает и на нем появляются капельки воды. Мы «поймали» капельки воды.

Восп-ль.  Благодаря таким «превращениям» вода может путешествовать. Обсуждение картинки  «Круговорот воды в природе». Рассматривают капельки воды на крышке банки, стоявшей на батарее, делают «дождь», стряхивая их.

А теперь давайте превратимся в капельки воды и совершим такое же путешествие.

Надеваем шапочки. Игра «Волшебные превращения».

Дети встают в круг. «Карусель покатилась, в царстве воды остановилась»

Холодно, зима . Вода превращается в ледяные шарики и снежинки.

Пригрело солнышко – капельки растаяли, собрались в ручеек.

Огонь – капельки воды начинают двигаться быстрее, превращаются в пар и «улетают».

Игра « Вода – хорошо, вода – плохо».

«Вода – это хорошо. Почему?»  Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде и около воды обитают различные животные и птицы.

Задание с разрезными картинками «Да здравствует вода!». Дорисовать то, чего не хватает.

«Вода – это плохо, Почему?»  Если напиться холодной воды, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если ее неаккуратно пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть. Если сильно поливать цветы, то они погибнут. Бывают сильные наводнения, которые разрушают дома.

2. Экспериментирование  «С чем дружит вода?». Как очистить воду.

Восп-ль. Ребята, а сегодня мы с вами узнаем что-то новое о воде, но для этого вам нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает. (Сахар) Воспитатель снимает салфетку и проверяют отгадку.

В воде родится, воды боится. (Соль)

Желтое, а не солнце, льется, а не вода.

На сковородке – пенится, брызгается и шипит. (Масло)

Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я - …                      
(Песок)

Восп-ль. Давайте посмотрим, что станет с солью, сахаром, маслом и песком, если мы их положим в воду.

Дети рассаживаются по местам, разделившись на группы. Идет самостоятельная работа детей. Одна группа растворяет сахар, другая- соль, третья добавляет песок, четвертая смешивает воду с маслом.

Обсуждают результаты увиденного, делают выводы: Сахар растворился в воде, соль растворилась  воде, масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности желтыми капельками. Песок не растворился в воде, осел на дне банки.

Рассматриваем новую страницу дневника наблюдений. Вода «дружит» с сахаром и солью, и «не дружит» с песком и маслом.  Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Сахар и соль растворяются в воде, а масло и песок не растворяются.

Очистка воды.

Восп-ль. Ребята, посмотрите на баночки, где находятся масло и песок. Можно пить такую воду, мыться ей. Почему?

Варианты ответов детей.

Восп-ль. Чтобы ее можно было пить и использовать, её нужно очистить. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, что у нас получиться.

Воспитатель проводит опыт по очистке воды.

- Посмотрите, вода стала чистой, а вся грязь осталась на фильтре. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтровальной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная.

Рассматривается картинка из дневника наблюдений. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наших, воду очищают от песка, грязи и разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Но и после того, как мы использовали воду в доме, её снова очищают, чтобы грязная вода не попала в водоемы, не навредила всему живому.

3. «Водяной в гостях у ребят»

Восп-ль. Мы не можем ни дня прожить без воды. А какая бывает вода?  Работа со страницей из дневника наблюдений.

Ответы детей.

Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем и послушаем песенки воды. Дети слушают и угадывают звуки воды.

Вдруг раздается «Песенка водяного» и входит водяной.

Дети знакомятся с ним. Он просит помочь ему, в его озере кто-то загрязнил воду.

Дети должны вспомнить опыт по фильтрованию воды и помочь водяному.

Но сначала водяной проверяет их знания.

Задания водяного.

1.Шел зимой Незнайка лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перейти? (По льду).

2. Я мою руки.

Мыло бывает разным-преразным:

Синим, зеленым, оранжевым, красным…

Но не пойму, отчего же всегда

Черной и грязной бывает вода. (ответы детей).

3. Почему зимой идет снег, а летом – дождь. Весной тает снег.

Найдите возможную причину. Потому что дети стали больше играть на улице.

Потому что медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Потому что мама включила обогреватель.

(Варианты ответов детей)

Самая сложная задача.

Когда воду можно и в руках удержать и в решете унести?

 После обсуждения, отгадку продемонстрировать детям.

Далее дети очищают воду для водяного. Он дарит им подарки.

Итог занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает  что нового мы узнали на этом занятии о воде. Задание на дом : «Как сделать так, чтобы у воды появился запах?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....