"Юные пожарные"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Аверкина Людмила Анатольевна

Формировать у детей понятие "пожарная безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlechenie_yunye_pozharnye.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №5 "Ромашка" городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области"

Развлечение для детей старшей группы в форме игры – путешествия

"Юные пожарные"

                         Разработала и провела: воспитатель первой                                                               квалификационной категории    

 Аверкина Людмила Анатольевна  

Цель.

Формировать у детей понятие “пожарная безопасность”

Задачи.

Образовательные: закрепить знания о свойствах огня, о причинах возникновения пожара;

Развивающие: развивать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;

Воспитательные: воспитывать потребность в заботе о своей безопасности, взаимопомощь, гордость за людей данной профессии;

Здоровьесберегающие: активизировать двигательную активность, развивать физические качества: ловкость, силу, быстроту.                    

Оборудование:

 автобус, составленный из стульчиков; наушники, компьютеры, интерактивная доска (если нет возможности использовать компьютеры и интерактивную доску, то можно рисовать мелками на обычной доске); барабан для игры «Поле чудес», картинки для игры в «Поле чудес», костюмы пожарных для детей (каски, жилеты). Для игры «Потуши пожар»: макет костра, ведра с песком, водой, землей, снегом, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки; картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем; музыкальный центр, аудиозапись «Сказка о непослушной  спичке», аудио запись мелодии песни «Мы едем, едем, едем…» музыка М.Старокадомского, на стихи воспитателя Е.А. Пищик

Предварительная   работа:

разучивание песни "Мы едем, едем, едем…" музыка М.Старокадомского, на стихи воспитателя Е.А. Пищик;

рассматривание плакатов по пожарной безопасности;

чтение художественных произведений:

«Пожар», «Пожарные собаки» - Л.Толстого

«Пожар», «В дыму» - В.Житкова

«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» - С.Маршака;

рассматривание иллюстраций к ним;

экскурсия в пожарную часть;

беседа о профессии «Пожарный».

 Ход занятия.

В.  Ребята!   Сегодня я получила видеописьмо  от инспектора Пожаркина.

     Инспектор Пожаркин просит вашей помощи  в тушении пожара. Воспитатель включает запись видеописьма: «Дорогие ребята детского сада N5 "Ромашка"! Я- инспектор Пожаркин, хочу попросить  вас оказать помощь в тушении пожара, так как все  мои пожарные  заняты  на других  объектах. Жду вашей помощи!»

В.  Вы согласны помочь пожарным?

Д.  Да, согласны.

В.  Как вы думаете,  любой ли человек может быть пожарным.

Д.   Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

В.  Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим  свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь.

 Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.

 - Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).

 - Как вы думаете, почему пожарная машина красная?  (Чтобы издали ее видели водители других машин и уступали место на проезжей части).

 - Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

( см. 1-ый и 2-ой слайды)

В.  Вот мы и приехали. Первая остановка «Радиорубка». Проходите, садитесь удобнее, оденьте наушники, включите свои компьютеры. Сегодня на одной из детских передач рассказывают «Сказку о непослушной спичке», а мы с вами послушаем.  

 Воспитатель включает аудиозапись сказки.  

«Сказка о непослушной спичке»:

" В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы,  предметы в доме, на кухне, выходя на улицу - за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось,  потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру,  который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал  и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил  ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке".  

 В.  Понравилась вам сказка? Я предлагаю вам  поиграть в игру «Польза и вред огня»  (Воспитатель  организует игру на интерактивной доске о пользе и вреде спички. Доска поделена на две части с улыбающимся и грустным человечками.  В одной части дети рисуют пользу, которую приносит огонь, в другой - вред).

В.  Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Д.  За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома. (На доске  дети рисуют иллюстрации к своим ответам)

В.  А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Д.  От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

В.  От чего бывают пожары?

Д.  Пожары  бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит. (На доске  дети рисуют картинки к своим ответам).

В.  Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается,  занимайте свои места в автобусе.

По пути воспитатель загадывает загадки и после того, как дети их отгадают, показывает отгадки в картинках.

( см. слайды 3-10)

 Дети продолжают поездку, подъезжают к картинной галерее.

В.  Обратите внимание налево - здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой  картине нарисованы  правила безопасного  поведения при пожаре).

В.  Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим. ( см. слайды 11-18)

 Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:

- Правило первое касается каждого,  правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!

- Правило второе: сам к плите не прикасайся, лучше взрослых дожидайся!

- Правило третье: помните дети: пожары бывают, когда про включенный утюг забывают!

- Правило четвёртое: надо помнить, надо знать: пух опасно поджигать!

- Правило пятое: приятно  в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора,        перед уходом костёр не жалей , землей забросай и водою залей!

- Правило шестое: быстро на улицу ты выбегай, а в шкаф и под кровать не залезай!

- Правило седьмое: с фейерверком шутки плохи, обожжёшь носы и щёки!

- Правило восьмое: всех ребят предупреждай: на ёлке свечей не зажигай!

 

Если ребята  мы будем соблюдать эти правила, то  с нами никогда не случится беда.

  Воспитатель приглашает   детей сесть в автобус, отправиться дальше в путешествие.  

В.  Но если всё-таки беда случится, то пожарные сразу поспешат на помощь, как мы сейчас с вами.

Пожарное дело – для крепких парней,

Пожарное дело – спасение людей,

Пожарное дело – отвага и честь,

Пожарное дело – так было, так есть.

В.  Следующая остановка – лаборатория "Любознайка"  

Сейчас мы с вами проведем несколько опытов с огнём.

Опыт №1.

 "Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию"

Цель. Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Материалы и оборудование. Полоска бумаги,  кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, пинцет, таз с водой, огнетушитель.

Ход опыта. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой она шипит).

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

Опыт №2.

 "Чем можно потушить огонь?"

Цель. Показать детям, какие средства можно использовать при тушении огня.

Материалы и оборудование. Три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, колба с подслащённой водой, огнетушитель.

Ход опыта. Воспитатель поджигает небольшое количество одеколона в трёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой (из стакана или колбы), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет. Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю) и плотную ткань.

Опыт №3.

 "Без воздуха огонь существовать не может".

Цель. Дать представление о том, что без воздуха огонь гаснет.

Материалы и оборудование. Металлический поднос, свеча, стеклянная колба.

Ход опыта. Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечу. Горящую свечу плотно накрывает стеклянной колбой. Огонь гаснет.

Вывод. Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

На этом наша работа в лаборатории окончена, а наше путешествие продолжается,  

садимся в автобус. Звучит музыка, дети поют песенку юных пожарных.

Песенка юных пожарных: "Мы едем, едем, едем…"

 

 (Автор стихов песни воспитатель Пищик Е.А., на музыку песни  «Песенка друзей» М. Старокадомского):

 1.Мы едем, едем, едем,

    Бесстрашные друзья,

    Спешим на помощь людям

    И медлить нам нельзя!

    Не просто ведь живется пожарникам страны,

    И в песенке поется,

    О том, как мы важны.

 

Припев: И сейчас вам споем:

               Не шутите вы с огнем!

               Спички жечь опасно,

               Объясняем ясно.

               Чтобы не было беды:

               Не берите спички вы! (2 раза)

    2.А коль беда случилась,

       То не теряйтесь вы,

       Пожарным позвоните -

        К вам выедут они.                              

        Отважные ребята                                

        На помощь к вам придут,                  

        В опасную дорогу

        Воды с собой возьмут!

   Припев. (Тот же)

Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожаркин.

Пожаркин.  Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарными, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.

 -Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)

 -Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения  может возникнуть пожар)

 -Вопрос третий: Можно включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).

 - Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей,  огнетушителем и т.д.)

Пожаркин.  По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я  могу  допустить вас к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению,  необходимо одеть специальную форму пожарного (дети одевают  каски и жилеты). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства  тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства  способны потушить  огонь.

Игра «Потуши пожар»

  Дети   делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д.)

Пожаркин.  Пожарная бригада вы  быстро потушили  пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

Пожаркин.  Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.

 Пожаркин.  А на прощанье хочу дать вам один совет:

 Кто с огнем неосторожен,

 у того пожар возможен,

  Ребята, помните, о том,

  что нельзя шутить с огнем!

  Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.

В.  Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой, дети садятся в автобус. Понравилось, ребята вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня,  поговорили о причинах  возникновения пожара,  вспомнили правила поведения при пожаре, помогли инспектору Пожаркину потушить огонь).

Ну, вот и прекрасно, я рада от души.

О наших советах другим расскажи:

Наше путешествие окончено.

Вы ребята смелые, ловкие, умелые

Всем здоровья я желаю,

Сладким призом угощаю. (Конфетами)

Используемая литература.

Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.

Журнал "Дошкольная педагогика" за январь 2009 года;

В. Степанова "Азбука в загадках"

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».

Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», "Пожар"

Б. Жидков «В дыму», «Пожар».

С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"

Занятие  было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"...

Сценарий интегрированного занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы позновательно-исследовательский проект -Музей Юных пожарных.

Использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре....

Книжка по правилам пожарной безопасности "Юный пожарный"

В книге представлены рекомендации по правилам пожарной безопасности.Основная цель этой книги – информационная помощь детям, родителям, педагогам  по ознакомлению с природным явлением – огонь, его...

конспект итогового занятия по правилам пожарной безопасности "Школа юного пожарного"

Конспект занятия для детей среднего, старшего возраста по основам пожарной безопасности....

Игровой досуг по пожарной безопасности в старшей группе «Юный пожарный»

Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.Задачи:·        Формировать у детей навыки безопасного поведения при по...

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»

Данное занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие формирует у детей понятие "пожарная безопасность", закрепляет знание о причинах пожаров. Дети в игровой форме узнают ка...