Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием Триз-технологий для детей старшего дошкольного возраста.
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    КовальЕлена Петровна

    Знакомство детей с жизнедеятельностью изобретателя-самоучки И.П Кулибиным. Закрепление понятия "человек изобретатель", обогащение знаний о мире открытий и изобретений. Развивать конструкторско-технические умения детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon my_-_izobretateli.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад № 18

                   « Мы – Изобретатели»

    Конспект непосредственно организованной деятельности с использованием ТРИЗ – технологий для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                     Воспитатель: Коваль Елена Петровна

    г. Крымск

                                                       

    Цель:        Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-  самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-  изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений.

    Задачи: Развивать мелкую моторику кисти рук, развивать конструкторско-  

                 технические умения; активизировать логическое мышление; прививать любовь к природе.

    Материал:        Набор иллюстраций «Мастерская природы», аудиозапись, карандаши, разрезные картинки, лужайка с колокольчиками.

    Ход занятия.

    Воспитатель: - Давным-давно человек был близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел.. (На стенде разложены картинки с изображениями разных предметов).

    Дети: Нож                                                                                                                      

    Воспитатель: Это был изобретатель. Изобретатель был очень любопытным, любил наблюдать за природой. Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве.. Ребята, а как вы думаете в качестве чего?

     Дети: Иголки, наконечники для стрел, рыболовные крючки.

    Воспитатель: Изобретатель – такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает.

    - У кого же учился человек? Кто был его главным учителем?

    Дети: Природа.

    Воспитатель: - Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц?  Человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица?

    Дети: Самолет .

    Воспитатель: А что общего у птицы и самолета?

    Дети: У самолета есть крылья и хвост.                          

    Воспитатель: Самолет – хорошо, но есть у него один недостаток. Ребята, подумайте и назовите его.

    Дети: Чтобы ему взлететь, нужна взлетная полоса.                                                                   Воспитатель: Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? Отгадайте загадку и узнаете что это.

    Без разгона ввысь взлетает

    Стрекозу напоминает,

    Отправляется в полет

    Что же это?

    Дети: Вертолет.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть иллюстрации: птицы, самолета, стрекозы, вертолета.

                                                         

                                                                                                                                                                                       

                                       Физкультминутка

     Мы садимся в самолет                                                                                                                                                         

    Начинается полет.

    Полетаем над горами,

    Над лугами и полями

    1 2 3 4 5 начинай полет опять.

    (Дети вместе с воспитателем имитируют движения самолета)

    Воспитатель: - А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает на одуванчик).

    (Ответы детей).

    Воспитатель: - Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится?

    Дети: Полетят пушинки как парашютики.                                          

    Воспитатель: - Как хорошо, что человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол). Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола? Давайте послушаем колокольный перезвон. (Слушают в аудиозаписи). А колокольчик – цветок  звенит? Давайте устроим эксперимент. Посмотрите на нашу лужайку, какие цветы растут на ней?    

    Дети: Колокольчики.

    Воспитатель: Подойдите поближе, присядьте, дотроньтесь пальчиком до цветка и прислушайтесь, звенит колокольчик?

    Дети: Нет

    Воспитатель: Даже есть загадка об этом:

    Эй, звоночек, синий цвет,

    С язычком, а звона нет.

    - Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами?

    (Ответы детей).

    Воспитатель: Их обтекаемая форма помогла создать подводную лодку.                        Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты. Тело рыбы покрыто чешуей – человек стал покрывать крыши домов черепицей. (Прилагаются иллюстрации). И таких примеров очень, много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

    - Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями.

    Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

    Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.

    Этот конь не ест овса,

    Вместо ног – два колеса,

    Сядь верхом и мчись на нем,

    Только лучше правь рулем.

    (Велосипед).

    Не летает, не жужжит

    Жук по улице бежит,

    И горят в глазах жука

    Два блестящих огонька.

    (Автомашина).

    Я весь день жужжу-жужжу,

    Ветерком тебя стужу.

    (Вентилятор).

    То снизу вверх, то сверху вниз

    Он целый день послушно ходит.

    Ты только к кнопке прикоснись –

    Он тут же сам к тебе подходит.

    (Лифт).

    - А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей).

    Детям предлагается игра «Собери велосипед». (Картинки с изображением велосипеда разрезаны на несколько частей). Дети складывают велосипед в одно целое, дорисовывают интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т.д.).

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Первые шаги в математику» для детей старшего дошкольного возраста» «Алиса в стране чудес»

    Использование занимательных игр в математике, позволяет детям в ходе  поиска, выдвижения гипотез  приходить к правильному решению; помогает овладеть простейшими фомами мышления....

    Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

    Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Зимующие птицы»Цели:формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знание детей о з...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты знакомых предметов»

    Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир.  Детское экспериментирование сосуществует не только с известными  видам...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Продукты питания»

    Применяемая технология:  технология  обучения здоровому образу жизни, технология исследовательского обученияЦель:    Формирование и активизация словаря по теме....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие"

    Занятие направлено на ознакомление  детей с лекарственными растениями, которые способствуют  укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...


     

    Комментарии

    КовальЕлена Петровна

    Замечательный конспект, очень поучительный, интересный,Обязательно воспользуюсь им.

    Савицкая Елена Константиновна

    Замечательно! Для меня тоже много нового. Спасибо.