Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Денегина Юлия Викторовна

Целью занятия является: обобщение и систематизация представлений детей о характерных признаках весны; обогащение словарного запаса слов; развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!»

                                                           Составила:

воспитатель

Денегина Юлия Викторовна

                                                                                   

Волгоград 2012

Цель:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно, находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

2. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.

3. Закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями), об условиях, необходимых для молодых посадок.

4. Вызвать желание вырастить красивое растение в подарок школе.

5. Воспитывать трудолюбие, любовь и бережное отношение к растениям.

6. Обогащать словарный запас слов, развивать связанную речь.

Предварительная работа:

Наблюдение, рассматривание комнатных растений, размножение бегонии, фиалки, традесканции, хлорофитума, колеуса. Составление паспорта комнатных растений, наблюдения и труд в уголке природы. Ежедневное наблюдение за погодой, рассматривание картин о временах года.

Материал:

Картинки о весне, фартуки, горшки с землей, лейки, ведра с водой, салфетки, комнатные растения и их черенки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я загадаю вам загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Воспитатель: (показывает «часы о временах года»)

Скажите, какой цвет у весны? Сколько у нее месяцев? (у весны зеленый цвет, у весны три месяца: март, апрель, май).

Расскажите мне про месяц март. Март - открывает весну. Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют капельником и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется. В марте появляются первые проталинки. Отсюда другое название марта – «протальник». В марте прилетают грачи. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда строят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач - зиму расклевал».

Воспитатель: Расскажите о втором месяце весны - об апреле.

За мартом апрель идет. В апреле весна вволю разгуляются. Поэтому апрель называют «снегогоном». К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель «водолеем». Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Апрельские ручьи землю будят. Апрель водою славен, почками красен. Там где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. В лесу это подснежники. На лугах, возле рек это - цветы мать и мачехи. Мать и мачеха необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. В апреле многие перелетные птицы возвращаются из теплых стран: скворцы, жаворонки, журавли. Хлопочут на гнездах, песни распевают. Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не ел. У медведицы зимой рождаются медвежата. Медведица учит малышей отыскивать пищу.

Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки. Ежиха кормит ежат молоком. Заяц и белка снова переодеваются.

Третий месяц - май. Месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый теплый весенний месяц. Его называют «травень», «цветень». Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и «песенник». Время это звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки.

Весна - щедрое на радость время года. Детям и взрослым тоже нравится весна. Все легко одеваются, дети играют в классики, мячами, прыгают на скакалке, катаются на велосипеде. Начались весенние работы: надо побелить деревья, сажать лук, сеять семена овощей и садовых цветов. В поле работают трактора: сеют семена пшеницы, ржи, гороха, овса, гречихи.

Воспитатель: Весна - год кормит говориться в народной поговорке. Надо вовремя успеть посеять семена в поле, в огороде, в цветнике.

Комнатные растения тоже надо посадить весной. На дворе весна. Предлагаю вам сегодня посадить комнатные цветы и вспомнить о способах размножения комнатных растений. Скоро вам в школу, поэтому эти комнатные цветы можете подарить вашему классу или школе и продолжите за ними ухаживать, а этому мы научились в детском саду. Поговорим немного о комнатных растениях.

- Скажите, комнатные растения живые? (да, они дышат, пьют, растут, размножаются). Правильно, живые. Чтобы они радовали нас своим присутствием, цветами, чувствовали себя хорошо их надо любить, ухаживать за ними, помочь им расти, как ваши родители любят вас. Каждое растение- это определенный организм со своим характером. Вы, дети, тоже очень разные. Поэтому надо знать особенности по уходу за каждым растением создать благоприятные условия для развития.

- Скажите, зачем в комнате выращиваем комнатные цветы? (оздоравливают микроклимат помещения; увлажняют воздух, очищают и обогащают воздух кислородом; украшают комнату; радуют нас своими красивыми цветами). Правильно.

Я знаю, вы любите цветы, ухаживали за ними в течение года, наблюдали. Предлагаю игру: «Отгадай» (разделившись на две команды, отвечают на вопросы)

- назови растение, которые надо поливать не в край горшка, а в поддонник? (фиалка, глоксиния, аммарилис, амаз. лилия)

- назови водолюбивые комнатные растения? (бальзамин, герань, папортник, традесканция, циперус)

- назови комнатные растения, которых нельзя опрыскивать? (герань, фиалка, бегония Рекс)

- назови лекарственные комнатные растения? (алоэ, каланхоэ, золотой ус)

- какие растения в зимние время поворачивают листья к свету?

- назови растение, которое цветет в декабре? (зигокактус)

- у какого растения кончик молодого листа завернут как улитка? (папортник)

- у какого цветка пахнут не только цветы, но и листья? (герань)

- у каких растений ярко-красные цветы? (канна, аммарилис, клубневая бегония, герань, бальзамин)

- розовые цветы? (фиалка, бальзамин, фукция)

- белые цветы? (бальзамин, хлорофитум, амазонская лилия)

- у каких цветов цветы собраны в зонтик? (герань)

- в сложный зонтик? (бегония Рекс)

- назови комнатное растение с вьющимися стеблями? (циссус, сингониум)

- какие комнатные цветы спали зимой в кладовке? (глоксиния, клубневая бегония)

- назови ученого, который отгадал тайну о листьях? (Климент Аркадьевич Тимирязев)

- почему листья растений зеленого цвета? (оттого, что в листьях спрятаны множество маленьких зернышек-хлорофиллы. В этих зернышках готовится вкусный обед для растений)

- как называется прибор с увеличительным стеклом? (микроскоп)

Воспитатель: Молодцы, понравились мне ваши ответы, много знаете о комнатных цветах.

Игра «И расцвел цветок...»:

Семена цветка попали в землю, солнце светит, их согревает, дождик льет, они растут, появились стебельки, листья, цветы. Ветер их качает, солнце греет, дождик умывает, им хорошо! Лето прошло, цветок отцвел, поспели семена и посыпались семена на землю).

Воспитатель: Скажите, ребята, чем похожи комнатные растения?

- Похожи тем, что у всех растений есть корень, стебель, листья, цветы.

- За всеми цветами надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать пыль, подкармливать.

- Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

- Растения зеленого цвета бывают.

Комнатные растения отличаются тем что:

- Растения требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Например, кактусы, алоэ, родиной которых являются безводные пустыни, где мало дождей, в комнатных условиях требуют редкой поливки и более солнечного места.

- Растения тропических болот - традесканция, бальзамин, циперус, которые на родине привыкли к большому количеству влаги и воды, требуют более обильной поливки, им вреден прямой солнечный свет.

- Комнатные цветы отличаются по форме стеблей. По форме стебли бывают прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся, стелющиеся, ползучие с приподнимающими стеблями.

- Комнатные растения отличаются по форме листьев. Листья по форме бывают круглые, овальные, ланцетные, линейные

- Комнатные цветы по форме края листа тоже разные: цельнокрайние, зубчатые, пильчатые, городчатые, выемчатые.

- Отличаются по расположению листьев на стебле: очередное расположение, с прилистником, сидячие, мутовчатые, противоположное расположение листьев (супротивное).

-У комнатных растений разные цветы. Разные они по цвету, по форме венчика, по расположению соцветий. Чашечки цветов бывают колокольчатый, воронковидный, колесовидный, гвоздевидный, мотыльковый.

- По расположению соцветий тоже разные: соцветия- кисть, колос, зонтик, головка, метелка.

- Комнатные растения отличаются тем, что размножаются разными способами: семенами, делением корневища, отводками, детками, верхушечными черенками, стеблевыми черенками, укоренением листовых черешков; размножаются из целых рассеченных листьев, из луковиц, из клубней.

Воспитатель: Оказывается комнатные растения и похожи друг на друга и в то же время очень разные. Как мы с вами договорились, сегодня посадим цветы в подарок школе. Детки-растеницы давно нас ждут. Вставайте на свои рабочие места, одевайте фартуки. (Музыка)

Воспитатель: Вспомним, как надо посадить растение в горшок землей: в середине, в центре горшка с землей палочкой надо сделать небольшую лунку, посадить в нее черенок до первого листика и легонько прижать землю вокруг черенка и полить водой.

Музыка. Дети работают. По окончании работы убираются за собой, рассказывают о своем цветке.

Воспитатель: Расскажите, какое комнатное растение вы посадили, каким способом можно размножить ваш цветок. Убираем рабочие столы, переносим горшки с растениями на другой стол. В групповой комнате продолжите за ними ухаживать. Поливать в первое время нужно очень немного. Лучше прикрыть пленкой, чтоб земля не пересохла, был влажный воздух. Поставить так, чтобы прямые солнечные лучи не попадали на растения. Появление новых листочков - знак того, что растения прижились. Хорошее состояние будет зависеть от того, как будете за растениями ухаживать. Спасибо за ваше старание, надеюсь, навсегда в ваших душах останется любовь к комнатным растениям!

Занятие в старшей группе на тему «Пришла весна, прилетели птицы»

Тема: «Пришла весна, прилетели птицы»

Цель: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; продолжать знакомить со стихами русских поэтов о временах года; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности; учить изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах, при росписи их фигур из соленого теста.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные  времена года, иллюстрации птиц.

 Материал к занятию: иллюстрации перелетных птиц, живописные полотна художников, музыка (звуки леса), фигуры из соленого теста, гуашь, клеенки, кисти, тряпочки, палитра, вода в стаканчиках.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга.

        Сейчас я прочту фрагменты стихотворений о временах года. Вы должны сказать, о каком из них идет речь, и как вы об этом догадались.

1.    Белый снег пушистый.

В воздухе кружится

    И на землю тихо падает, ложится.

    И под утро снегом поле забелело,

    Точно пеленою все его одело.

И.Суриков.

 

2.Стали дни холоднее,

   Поспевает брусника,

   И от птичьего крика

   Сердцу только грустнее.

   Стаи птиц улетают

   Прочь за синее море,

   И деревья блистают

   В разноцветном уборе.

А. Плещеев.

 

3.Если в небе ходят грозы,

   Если травы расцвели,

   Если рано утром росы

   Гнут былинки до земли,

   Если в роще над калиной

   Вплоть до ночи гул пчелиный,

   Если солнышком согрета

   Вся вода в реке до дна, -

   Значит это уже …лето

Е. Трутнева.

 

4. На дворе звенит капель,

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи.

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи.

    Пробирается медведь

    Сквозь лесной валежник,

    Стали птицы песни петь,

    И расцвел подснежник.

С. Маршак.

 

(Воспитатель читает стихи, дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, называют его признаки.)

Воспитатель: Вот картинки, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите картинку о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

(Воспитатель показывает несколько картинок. Дети выбирают ту, на которой изображена весна, мотивируют свой выбор.)

Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах.

-         Каких птиц вы знаете?

-         Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

-         Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.

-         Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

-         Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.

(Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает при затруднении в ответах.)

Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост)

-         Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

(Дети вспоминают общие признаки  и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.)

 У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки.

 

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица - …грач

 

Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день - …скворец.

  

Спереди шильце,

Сзади вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце.

( ласточка)

 

Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет.

(жаворонок)

 

(Дети сравнивают отгадки с картинками, которые открывает воспитатель)

Воспитатель: Чтобы птицы быстрее прилетели, люди издавна закликали птиц. Стряпали из теста жаворонушков, дети брали их в руки, выходили на улицу исполняли закличку, призывающую птиц, и съедали птичку из теста. Давайте и мы исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.

 

Жаворонушки, перелетушки,  (В кругу летим, машем руками)

      Прилетите к нам! Гу!

  Весну ясную, весну красную    (Разводим руки в разные стороны)

     Принесите нам! Гу!

      С сохою, с бороною,                  (Гул трактора)

   И с лошадкой вороной!             (Цоконье копыт лошади)

С пряльцем и донцем,                (Показываем как прядем)

   С новым веретенцем!

  Зима надоела,                             (Беремся за руки,

 идем по кругу вправо)

Хлеб весь поела!

  учки познобила,                          (Массаж рук)

Скотину поморила!        (Беремся руками за     голову,

 качаем головой)

 

Услышали нашу закличку птицы перелетные, прилетели они к нам, уселись на дерево. А где, какая птичка и не разберешь. Ребята, давайте раскрасим птичек. (Каждый ребенок выбирает птичку из соленого теста и раскрашивает ее, затем сажает на дерево). Перед детьми висят образцы птиц. Дети работают под пение птиц.

Воспитатель: Закончили!? Рассмотрим ваших птичек.

( Дети и воспитатель рассматривают птиц и высказывают свое мнение)

        Все ваши птички разные, но все они очень красивые!

 

1.   Белый снег пушистый.

В воздухе кружится

    И на землю тихо падает, ложится.

    И под утро снегом поле забелело,

    Точно пеленою все его одело.

И.Суриков.

 

2.Стали дни холоднее,

   Поспевает брусника,

   И от птичьего крика

   Сердцу только грустнее.

   Стаи птиц улетают

   Прочь за синее море,

   И деревья блистают

   В разноцветном уборе.

А. Плещеев.

 

3.Если в небе ходят грозы,

   Если травы расцвели,

   Если рано утром росы

   Гнут былинки до земли,

   Если в роще над калиной

   Вплоть до ночи гул пчелиный,

   Если солнышком согрета

   Вся вода в реке до дна, -

   Значит это уже …лето

Е. Трутнева.

  Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица - …грач

 

Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день - …скворец.

  

Спереди шильце,

Сзади вильце.

Сверху – черное суконце,

А снизу белое полотенце.

( ласточка)

 

Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет.

(жаворонок)

   

4. На дворе звенит капель,

    По полям бегут ручьи,

    На дорогах лужи.

    Скоро выйдут муравьи

    После зимней стужи.

    Пробирается медведь

    Сквозь лесной валежник,

    Стали птицы песни петь,

    И расцвел подснежник.

С. Маршак.

 

Воспитатель: А сейчас мы поговорим о птицах.

-         Каких птиц вы знаете?

-         Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

-         Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.

-         Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

-         Найдите перелетных птиц на картинках и назовите их.

(Дети находят изображения перелетных птиц на картинках и называют их. Воспитатель помогает при затруднении в ответах.)

Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост)

-         Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)

(Дети вспоминают общие признаки  и отличия птиц. Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.)

 У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки.

  

Закличка.

Жаворонушки, перелетушки,  (В кругу летим, машем руками)

Прилетите к нам! Гу!

Весну ясную, весну красную    (Разводим руки в разные стороны)

Принесите нам! Гу!

С сохою, с бороною,                  (Гул трактора)

И с лошадкой вороной!             (Цоконье копыт лошади)

С пряльцем и донцем,                (Показываем как прядем)

С новым веретенцем!

Зима надоела,                             (Беремся за руки,

идем по кругу вправо)

Хлеб весь поела!

Ручки познобила,                          (Массаж рук)

Скотину поморила!        (Беремся руками за     голову,

качаем головой)

Литература:

Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир!»

Е.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»

Д. Сквайр «Уход за комнатными растениями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в старшей группе. Тема: « Картина весны».

Цель данного занятия: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной....

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна пришла»

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, художественно-продуктивная деятельность, Социализация....

НОД Конспект комплексного занятия в старшей группе «Здравствуй, Весна!» Аппликация подарок маме «Красивый цветочек для мамы»

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, - Развивать эстетическое восприятие,и желание сделать  подарок  маме  красивый цветочек в горшочке....

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна пришла»(подготовительная группа)

Цели. • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. • Развивать речь детей, воображение, логи...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Здравствуй, милая весна"

Разработка музыкального занятия в старшей группе на начало весеннего периода с использованием всех видов музыкальной деятельности....

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Здравствуй,милая весна"

Цель:развивать творческие способности детей,средствами музыкальной деятельности.Развивать музыкальные способности детей ,звуковысотный слух,чувство ритма....

Конспект занятия в старшей группе «Здравствуй, весна!"

Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе тема: «Здравствуй, весна!»Цель: Развивать умения составлять предложение п...