Конспект непосредственой образовательной деятельности "Комнатные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей, и цветков, с некоторыми способами вегетативного размножения (черенки, листья, усы); 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya_konspekt_1.docx260.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Берёзка» комбинированного вида.

Московская область, город Реутов.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: Растения рядом с нами. Рисование с натуры комнатное растение «Кактус».

Провела

воспитатель группы№6

Айсина Галия Н.

2012г.

Проектировочный компонент:

Цели: расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей, и цветков, с некоторыми способами вегетативного размножения (черенки, листья, усы);

Задачи: воспитывать желание ухаживать за растениями; закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью (или акварелью с гуашью).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Здоровье», «Художественное творчество».

Материалы и оборудование: Фотографии комнатных растений; комнатные растения, белая бумага, мягкие графитные карандаши, акварель, гуашь.

Организационный компонент:

Ход деятельности.

1.Вводное слово воспитателя.

- Цветочная фея приглашает вас в свой цветущий сад.

2. Беседа на тему «Растения, живущие рядом с нами».

- Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может». (Растение). Какие группы растений вы уже знаете и что о них можете рассказать? Сегодня мы познакомимся с комнатными растениями. Отгадайте загадки и покажите картинку.

Очищают воздух,        

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (комнатные растения)

На окне зимой и летом

Вечно зелен икрасив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно…(бальзамин)

Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей. (кактус)

        

        С молоком, а не коза,

               С корой, а не лоза. (фикус)

Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет. (Плющ)

        Лист с горбочком, желобочком,

                  Шипы имеет, а ранить не умеет,

        Зато лечит нас в любой час. (Алое)

- Какие еще комнатные растения, кроме вышеперечисленных, вы знаете? Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы. Вспомните, что необходимо растениям? (Почва, вода, свет, тепло, воздух)Помощников растений пять – как пять пальцев на руке. Растениям нужна вода - поэтому комнатные растения надо регулярно  поливать. Как это надо делать? (ответы детей) Растениям также нужна вода почва – поэтому растения растут в горшках с землей. Почему комнатные растения ставят на подоконник, а не на пол или под стол? (Нужен свет). Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (нужно тепло). Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (воздух). Что надо делать, чтобы комнатным растениям было легче дышать? Чтобы воздух попадал к корням растений, нужно рыхлить почву, протирать горшки, мыть поддоны. А еще регулярно надо протирать толстые гладкие листья растений влажной тряпочкой, тонкие гладкие – сухой, мелкие – опрыскивать пульверизатором. Комнатным растениям нужна и чистота, поэтому их надо мыть. Растения ставят в тазик, землю закрывают целлофаном. Моют растения, поливая теплой водой, вытирая каждый листик. Кожистые листья моют мыльной водой и ополаскивают. Стараются, чтобы мыльная вода не попала на землю – корни мыла не выносят. После такой бани растения сразу позеленеют, похорошеют. Прежде чем поставить растение на окно, протирают подоконник. Растения размещают на подоконниках так, чтобы им было просторно. На каждый подоконник лучше поставить растения разной формы и величины. Красиво оформленное окно придаст праздничный вид комнате.

Вспомните, какие помощники нужны растениям, чтобы расти? Скажите, что нужно человеку, чтоб расти? (пища). Как вы думаете, растению нужна пища, чтоб оно росло, развивалось? Где растение возьмет пищу? Кто знает, чем же человек может покормить растение? (удобрением). Действительно, чтобы растение хорошо развивалось, необходимо его подкармливать, и подкормку проводим минеральными удобрениями для корней, для листьев.

3Физминутка «Наши алые цветки».

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Плавно поднимаем руки вверх.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Качание руками влево - вправо.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Присели, спрятались.

Головой качают,

Движение головой влево – вправо.

Тихо засыпают.

4.Рисование с натуры  комнатное растение «Кактус».

 - Рассмотрите кактус. Назовите основные части цветка. (Толстый стебель, листья имеют форму колючек). Как можно показать в рисунке колючки? Давайте нарисуем с натуры кактус. Дети изображают кактус акварелью или гуашью.

5.Итог занятия.

- Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.

Рефлексивный компонент:

Результаты детей: знают и узнают комнатные растения; имеют представления о строении растений и названиях частей; знают способы ухода за комнатным растением и применяет на практике; рисуют с натуры комнатное растение разными способами, соблюдая пропорции.

Результат педагога: воспитатель добился планируемого результата.

Рекомендации родителям: Дать ребенку возможность вместе с мамой ухаживать за комнатными растениями.

        

Советы родителям.

Ядовитые комнатные растения

 

Комнатные растений в природе насчитывается порядка 10 тысяч видов ядовитых растений, и многие из них украшают наши квартиры и офисы.

У каждого из нас дома стоят горшочки с какими-нибудь растениями. И чем больше зелени, тем наше «гнездышко» становится уютнее. Но часто хозяек интересует только внешний вид растения – главное чтобы красивое было. Многие из нас не знают даже названия цветов, а ведь некоторые комнатные растения могут быть ядовитыми

 

К ядовитым комнатным растениям относятся те, которые при отрыве листа или повреждении стебля выделяют белое молочко, так называемые молочаи

 

                   

    Чем опасны ядовитые комнатные растения

 Вещества, содержащиеся в ядовитых растениях, при контакте могут вызвать сильное раздражение кожи или даже отравление. Поэтому ухаживать за такими растениями необходимо в резиновых перчатках. Особенно внимательным нужно быть в случае пересадки растения. При этом необходимо следить, чтобы сок растения не попал в рот, глаза или ранку.

            Опасность возрастает, когда в доме есть маленькие дети или домашние животные. Ядовитые растения не должны быть доступны ребенку, ведь малыш может запросто отломить листик растения, да еще и попробовать его на вкус.

         Домашние животные (кошки, собаки, хомяки) также могут попробовать на вкус комнатное растение. Особенно это касается кошек, которые, как известно, любят пожевать молодые листочки растения. Не равнодушны к зелени и домашние птицы (попугаи, канарейки и др.) Чтобы с домашним любимцем не случилось беды, необходимо тщательно пересмотреть свою коллекцию комнатных растений.

      Особенно привлекают птиц и животных яркие плоды растений семейства пасленовых (декоративный перец, соландра, брунфельзия и др.), которые также являются ядовитыми.

                  

          Также комнатные растения таят в себе опасность, когда в доме есть человек, склонный к аллергии.Некоторые, казалось бы, безобидные комнатные растения, выделяют вещества, которые могут вызвать аллергию. Такие комнатные растения опасны для аллергиков, особенно опасна их пыльца во время цветения. К таким растениям относятся пеларгония( герань), олеандр, некоторые растения семейства амариллисовых, молочай, папоротниковые растения и другие.

                          

             Помимо этого, для аллергиков опасность представляет и земля, в которой произрастают комнатные растения. В ней живут микроскопические грибы, являющиеся сильными аллергенами.

Паслен. Вообще, к ядовитым растениям относятся все культуры семейства пасленовых.

           

  Само по себе растение очень красивое. Особенно привлекают внимание ярко-оранжевые маленькие круглые плоды. За счет них паслен выглядит необычно и многим нравится. Но именно эти плоды и несут в себе опасность. Попробовав хотя бы один яркий красивый шарик, вы рискуете получить отравление.

              Особенно это растение опасно для детей. Дело в том, что дети зачастую просто не могут противостоять искушению и засовывают в рот эти ягоды, из-за которых появляются тошнота, позывы к рвоте, болевые ощущения, а далее - сонливость и расширение зрачков.

 Монстерадиффенбахия, молочайЯд этих растений - в соке. Необходимо избегать попадания сока на голую кожу и на слизистые оболочки. Даже когда начинаешь черенковать, к примеру, диффенбахию без перчаток, от сока начинает жечь руки, даже если на руках нет никаких ран или порезов.

 

                                            

                         

 

 Первая помощь при отравлениях

 При соприкосновении ядовитых растений с кожей необходимо промыть пораженное место теплой водой с мылом.

 - При попадании ядовитого растения внутрь необходимо выпить воду с растолченным активированным углем. Если его под рукой на нашлось, нужно вызвать рвоту выпив перед этим большое количество воды. Эту процедуру необходимо проделать несколько раз, пока все части ядовитого растения не будут удалены. Категорически нельзя пить молоко, т.к. оно усиливает всасывание ядов, растворимых в жирах. При сильном отравлении (потеря сознания, учащенное сердцебиение, судороги) необходимо срочно вызвать врача.

 - При попадании сока ядовитого растения в глаза необходимо промыть глаза под струей воды в течение 20 минут. При сильном поражении обратиться к окулисту.

 

 Полезные или лечебные комнатные растения

 

Принося в дом очередное красивое растение, постарайтесь узнать о нем как можно больше. И тогда цветы и комнатные растения будут радовать вас своим видом и не доставят неприятностей.

Полезные комнатные растения станут достойным украшением вашего дома, которые символизируют связь человека и природы. Вы сможете познать чистый и ароматный воздух. С их помощью, осенние депрессии и одолевающие вас болезни никогда больше не смогут навредить.

 Хлорофитум – это известное полезное комнатное растение для кухни. Он может очистить комнату от вредоносных газов за считанные минуты. Похожими свойствами обладают и другие растения:  плющ обыкновенныйаспарагус,  каланхоэ, спатифиллум. Кливия может очищать воздух в помещении, где есть курящие. Часто растения этого семейства нуждаются в свежем воздухе, поэтому необходимо их «выгуливать», чтобы они восстанавливали свои свойства.

                      

         От духоты ваш дом избавит сансивьера (щучий хвост). Это настоящий пример самым полезным комнатным растениям, ведь её способность выделять кислород намного выше, чем у остальных. Это растение спасёт вас от вредоносных микроэлементов, которые выделяет ваша мебель и электроприборы.

                             

Сделать воздух более влажным и обогатить его кислородом сможет циперус и фикус. Похожими свойствами обладают растения с крупными зелёными листьями.

      

Если вам приходится часто работать за компьютером, неподалёку от кондиционера, принтера, ксерокса, то, скорее всего, в конце дня вы. Вредный воздух, который портят ваши бытовые приборы, чувствуете сильную усталость, а иногда даже сильнейшую головную боль будет разбавлен запасными летучими веществами комнатных растений. Особенно вам помогут хвойные растения, которые вырабатывают наибольшее количество фитонцидов. К ним относятся: кипарис, можжевельник, араукария и многие другие растения.

                                           

Восстановление ионного состава воздуха также сумеют комнатные растения кротон и цереус (кактусы) 

 

                            

 Если в вашей семье кто-то страдает сильными головными болями, тогда ему обязательно поможет растение спеларгония.( герань) Кстати, растения из этого семейства обладают успокоительными свойствами и понижают кровяное давление.

                                                      

 

Помогут защититься от микробов растения, которые обладают стойким запахом. К ним относятся: цитрусы, эвкалипт, мята, рододендрон (азалия). Особенным запахом, который может отпугивать вредных насекомых, обладают шалфей и лаванда. Луковые растения, например. такие как зефирантес, выделяют необычный аромат, который поможет победить любую болезнь за считанные дни.

 

 Разного вида радиоактивного излучения будут уничтожать кактусы. Семейство аспарагусовых могут поглощать тяжёлые металлические соли, а также неблагоприятные формальдегиды и фенолы, которые выделяет новая мебель и бытовая техника. От них вам также поможет защититься: алоэ, хлорофитум и другие.

 

  Плохие излучения энергии также принимают на себя вьющиеся растения, например: плющ обыкновенный, традесканция, циссус и т.д. К тому же, они очень стильно вписываются в интерьер дома и могут стать даже его необходимым дополнением.

                                           

 Герань душистаяЭтот цветок, наверняка, знаком многим. Но мало кто знает, что герань помогает при заболеваниях носоглотки. Когда мучает насморк, можно взять листочек герани, немного размять в пальцах и на ночь положить в ухо. На следующий день заложенный нос вас больше не побеспокоит.

 Традесканция, или зебрина висячаяХорошее средство при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Измельченные листья растения помогают при опухолях и для заживления мозолей.

 Туя и кипарисВ народной медицине используют горячий настой из молодых побегов. Помогает при заболеваниях почек, печени и при ревматизме. Масло туи используется как средство от насморка.

 Золотой ус. Лечебными свойствами обладают усики. Соком можно лечить катаракту. Мази с золотым усом помогают при заболеваниях суставов. Настойки - при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

 

Девять самых полезных домашних растений:

Драцена

Плющ

Фикус

Филодендрон

Хлорофитум

Спатифиллум

Папоротники

Хризантемы

Пальмы

 

 Это интересно:

 Бывают растения-пылесосы и растения-барометры

Некоторые из растений обладают совсем неожиданными свойствами.

Хлорофитум хохлатый – растение-«пылесос». Это комнатное растение очищает воздух от пыли и вредных газов. Поэтому часто его можно увидеть на подоконниках помещений, где много людей - школ, заводов. А если такой цветок есть в вашем доме, лучшее место для него - кухня.

                                       

 

Монстера – растение-барометр. Выше мы включили монстеру в разряд ядовитых. Но, кроме этого, растение может работать как барометр. По нему можно предсказывать погоду на ближайшие дни. Если на кончиках листьев монстеры копятся водные капельки, ждите в ближайшее время осадков (летом, весной, осенью - дождя, зимой - снега). Также монстера хорошо впитывает в себя вредные вещества, находящиеся в воздухе, особенно те, которые выделяются от линолеума, мебели и стен, покрытых краской или лаком, потолочных плит и т. д.

                                     

 

В нашем мире великое множество комнатных растений, и все они обладают определёнными свойствами, оказывая какое-либо влияние на наше настроение, самочувствие и жизнь. Поэтому, выбирая комнатные растения для своего дома или квартиры, нужно не только оценивать их лечебные и полезные свойства, но и полагаться на свою интуицию, а также на интуицию других членов семьи.

 

Ведь каждый человек индивидуален, и то, что полезно одному, другому может принести неудобства и дискомфорт. Прислушивайтесь к своим ощущениям, и вы не ошибётесь в выборе комнатных растений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "История одного растения".

МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Овощи- культурные растения».

Программное содержание:1.Закрепить у детей представления об овощах, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности овощей для людей (пища, красо...