Мы живем в Москве
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Соболева Галина Юрьевна

Конспект занятий для детей подготовительной группы по ознакомлению с историей основания Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Мы живем в Москве"59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

детский сад №34

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

«Мы живем в Москве».

Подготовительнаягруппа.

 Подготовила и провела

воспитатель Соболева Г.Ю.

20.09.12  

Г.Москва

Тема: «Мы живем в Москве»

                            «Поначалу в жизни нашей было все не так….»

        Цель:

Расширять представления детей об истории возникновения

                 Московского Кремля, воспитывать интерес к истории.            

        Задачи:

Закрепить знания детей о нашем городе, полученные в                                                                                                                         старшей группе: название города, об основателе Москвы –

Юрии Долгоруком.

Продолжать работу по ознакомлению детей с историей возникновения нашего города.

Познакомить детей с древним названием Красной площади «Торг».

 

Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Развивать любознательность, речь:  продолжать развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос, понимать смысл пословиц.

Учить детей поддерживать непринужденную беседу.

Воспитывать интерес к истории родного города, бережное отношение к своему городу.

Обогащение словаря: посещение музея, Третьяковская галерея, легенда,

глашатый, «Торг», археологические раскопки, древний.

Образовательные области: познание, здоровье, чтение художественной                          

 литературы, коммуникация, художественное  

 творчество

Предшествующая работа:

чтение рассказа «Легенда о Московии», в основу легенды положены древние летописи и исследования российских историков Н.М.Карамзина («История Государства Российского», том 2.глава 14. В.О.Ключевского «Курс русской истории» том 2. Часть 2).

Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Москвы

Материал:

 иллюстрации –

А.Рябушкина «Московская улица семнадцатого века»,

А.М.Васнецов «Красная площадь во второй половине17века,

                          «Книжные лавочки на Спасском мосту в 17 веке

                          «Мясницкие ворота. Уличное движение в 17веке»

Ф.Я.Алексеева «Красная площадь в Москве,1801».        

             Слайды о Москве: музеи – Третьяковская галерея, музеи Кремля,

                                                Красная площадь

Ход совместной деятельности.

Людям всегда  была  интересна история своего города: как он строился, как в нем жили, какие происходили  события.

Об этом нам могут рассказать экспозиции музеев. В Москве много разных музеев.

-Какие вы знаете музеи?

 Ответы детей

 (Музеи Кремля, Третьяковская галерея, музей имени А.С.Пушкина)

Но есть особенный, который рассказывает об истории нашего города,-

это Музей истории города Москвы. Он создан более ста лет назад. В нем хранятся коллекции, собранные во время археологических раскопок.

Показ слайдов: музеи - Третьяковская галерея, музей истории города Москвы.

        Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по старой Москве и

 поговорим о городе, в котором мы живем.

-Как называется наш город?

   Ответы  детей.

-Как называются люди, живущие в Москве?

  Ответы детей.

-Что вы можете рассказать о родном городе? Какой он?

   Ответы детей.

Давайте посмотрим, какой наш город красивый

Рассматривание слайдов о Москве.

Вы правильно сказали, что наш город очень красивый. Но он еще и очень древний.

-Что значит «древний?»

(Предположения детей)

Древний – это значит, что он возник очень давно.

Давайте посмотрим на иллюстрации. Вы все здесь побывали.

(Выставляю иллюстрации Кремля)

-Ребята, вы узнали это место в Москве? Что это?

Ответы детей.

-Кто там был?

Рассказы детей о том, где они были, используя при ответе иллюстрации, которые выставлены.

Наша Москва не всегда была такой. Хотите узнать, как выглядела Москва много – много лет назад?

Вспоминаем легенду о Московии.

-Кто основал наш город?

        Ответы детей

(князь Юрий Долгорукий)

-Как вы думаете: Долгорукий это фамилия или прозвище князя?

         Ответы детей

-Почему его так прозвали?

         Ответы детей

(Долгорукий - это долгая или  длинная рука.А дали князю такое прозвище потому, что он старался к своим землям присоединить другие земли, которые находились от него далеко).

-В каком месте раньше строили города?

         Ответы детей

-Почему на холме и обязательно на берегу реки?

          Ответы детей.

Место, где было расположено село, боярина Степана Ивановича Кучки Юрию Долгорукому понравилось. И решил он здесь построить город.

   -А назвал этот город…?

   Ответы детей.

   -И стоял город на берегу реки…?

   Ответы детей.

Не зря говорилось: «Огонь-беда и вода беда, а пуще беды – без огня и без воды», «Возле леса жить – голодному не быть»

Объясните смысл этих пословиц.

     Ответы детей.

-Для чего нужны стены высокие?

           Ответы детей.

(Время было неспокойное, людям приходилось защищаться от врагов, от лесных зверей, поэтому вокруг поселения строили высокую изгородь – частокол).

Взялись москвичи за дело: застучали топоры на холме, закипела работа. Потрудились мастера на славу: построили над рекой Москвой деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым Московским Кремлем.

Показ слайда – деревянный Кремль

Ребенок читает стихотворение:

«Я живу в Москве»

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда – то

Город поднялся.

Здесь шли тропинки узкие,

Овраги и поля,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля

А.Л.Барто

Внутри Кремля стояли дома первых москвичей. Были они в те времена небольшими. Строили их так. Сначала рубили деревья. Счищали с них кору, сучья, рубили тонкую вершину. Получались бревна. Из них – то и «рубили», т.е. строилидома. Назывались дома -  избами.

Из-за того, что избы наших предков были из дерева, их поселения стали называть деревнями.

-Давайте уточним – кто такие предки?

Ответы детей.

Предки – это люди, которые жили на нашей земле много – много лет (веков) назад, там, где сейчас живем мы.

-Как вы думаете, что могло привлечь сюда людей?

-Почему именно здесь они поставили свои первые дома?

Ответы детей.

(Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья и приготовления пищи. Крепость – кремль защищал от врагов)

В те далекие времена лес кормил, одевал и согревал русский народ.                                      

-Как вы, думаете,почему?

 Ответы детей.

В лес ходили охотиться на дикого зверя. Собирали  ягоды, грибы, орехи, мед. Из дерева строили дома, вырезали посуду, делали мебель. Мосты через реки – тоже были из дерева. По реке плавали деревянные лодки и корабли. (По деревянным дорогам ездили деревянные телеги.)

Рассматривание иллюстрации А.Рябушкина «Московская улица семнадцатого века».

Шло время. Население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало. И люди стали строить дома за крепостными стенами. Москва – расширялась.

-Первый кремль был построен из чего?

 Ответы детей.

Во время нападений кремль не раз сжигали. Спустя много лет другой князь Дмитрий Донской построил кремль из белого камня.

 -И стали Москву называть ….?

Ответы детей.

Показ слайдов – Москва белокаменная

         С тех пор Москву стали называть белокаменной.

-Какой кремль был прочнее: деревянный или белокаменный?

Ответы детей.

Кремль из белого камня простоял сто лет, это- очень много.

Но белый камень-известняк начал разрушаться от времени.

Князь Иван  третий решил построить новый кремль. Стоит этот Кремль – красавец до сих пор.

-Как вы, думаете, почему Кремль сохранился?

Ответы детей.

С большой любовью строили люди Московский Кремль, очень старались.

Вот какой древний город наша Москва!

Ребенок читает стихотворение:

«Наша древняя столица».

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Н.Кончаловская

Упражнение «Разложи правильно»

(иллюстрации Кремля – деревянный, белокаменный, из красного кирпича)

         Предлагаю детям вспомнить половицы о Москве:

-Кто в Москве не бывал, тот красы не видал.

-Москва, что гранит, никто Москву не победит.

-Москва стоит на семи холмах, а человек – на своих ногах.

-Москва всем городам мать.

-Где ваши родители покупают продукты и разные вещи?

 Ответы детей

-Вы узнаете это место?

Показ слайдов. Красная площадь.19века

Ответы детей

В древней Москве любые товары можно было купить на главном рынке, который располагался на Красной площади. Красную площадь раньше так и называли Торг. Торг находился под Кремлевской стеной. Здесь можно купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавками, которые назывались рядами. И каждый ряд предлагал свой товар. Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.

-Как назывались ряды, где продавали:

капусту  - (капустный),

лук  - (луковичный),

чеснок -  (чесночный),

огурцы -  (огуречный),

яблоки - (яблочный).

-Как вы думаете, чем торговали в шапочном ряду?

шубном ряду?

рукавичном ряду?

В других рядах продавали свечи, зеркала, книги, фонари.

-Как  назывались эти ряды?

       Ответы детей.

Всего было более 100 рядов.  

В иконном ряду вели себя чинно. Плату за икону клали на прилавок, продавец, обычно монах, смиренно кланялся,принимая деньги.

В особом ряду продавали книги. Стоили они дорого и относились к ним бережно.

На площади сновали с лотками и коробками пирожники, блинники, продавцы кваса, фруктов и ягод. На площади разыгрывались представления фокусников и скоморохов.

Не каждый человек что – либо покупал на рынке, но каждый горожанин спешил на торг, так как только там можно было узнать все новости города и прилегающих земель. Вот и выкрикивали на торгу объявления. Городской глашатый кричал через всю огромную площадь: кричу – сообщения. Отсюда и поговорка пошла: «Кричать во всю Ивановскую»

Рассматривание иллюстрации Ф.Я.Алексеева «Красная площадь в Москве,1801».

Завтра все жители нашего города отмечают праздник – «День города».

 Я предлагаю вам завтра отправиться на прогулку по нашему любимому городу. Все интересное, что вы увидите,  нарисуйте вместе с мамами и папами.

                        Сюрпризный момент:

Театральное представление « У нас в гостях фокусники и скоморохи»

 Выступление артистов цирка.

Физкультминутки. Проводятся при первых признаках утомления детей.

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

«Качели»

Все лето качели качались и пели,

И мы на качелях на небо летели!

Настали осенние дни,

Качели остались одни.

Лежат на качелях два желтых листка,

И ветер качели  качает слегка.

(Дети стоят врассыпную и качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях. Постепенно качание усиливается: увеличивается размах движений рук и пружинные движения в ногах. Заканчивается сильными маховыми движениями: дети два раза описывают руками большие круги, при этом все поднимаются на носки).

Дети спокойно ходят по группе восемь шагов. Дети легко покачивают руками вперед-назад, пружиня в коленях.

Литература:

Н.В.Алешина  «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  

                             действительностью»   М, 2009

Т.В.Смирнова, Т.Ю.Филиппова  «Дошкольникам о Москве и родной    

                                     стране», М, 2010

Н.А.Гейнеке, Н.С.Елагина «По старой Москве» М, 1997

М.Рабинович «Москва не сразу строилась» М, 1982

А.Ликум «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. М, 1994

Н.А.Горелова «Город чудный, город древний…» М,1996

Т.Д.Рюмина «История Москвы» м, 1996

(рабочая тетрадь)

Р.Х.Хабибуллин  «Приди ко мне в Москов»

(рабочая тетрадь – хрестоматия по Москвоведению) 1995        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Москва - город в котором мы живем".

Презентация по теме "Москва - город в котором мы живем" создана для детей старшей группы к Дню города....

" Я живу в Измайлово" ( "прогулка по городу ); знакомство с историей Москвы.

Программное содержаниеВоспитывать у детей любовь к родному городу, округу в котором они живут.Способствовать развитию интереса к истории города. Воспитывать чувство гордости за свой город...

Москва - город, в котором мы живем

Занятие с детьми подготовительной группы. Тема: Москва - город, в котором мы живем....

Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"

1. Конспект открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"...

проект "Я и мой город" ознакомление с окружающим:"Я живу в Москве"

предлагаю занятие "Я живу в Москве", которое относится к проекту "Я и мой город"...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я живу в Москве» Цель  : Расширять представление детей о том, что главный город России- Москва, что мы ее жители. Активи...