Петербурговедение
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 


Программа дополнительного образования

«ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»

В школьную программу введен курс изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Однако знакомство с городом возможно начать и раньше, до школы. Дети-дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя петербуржцем.
Дошкольники не могут осознать исторические события и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Представляется целесообразным знакомить детей с городом, используя локальный материал, то есть привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают и на что не обращают внимания.
Изучение данного курса способствует решению задач по развитию интегративных качеств и формированию навыков и умений во всех образовательных областях. Знакомство с городом формирует познавательные процессы, способствует развитию речи (особенно формированию понятий, обогащению словаря, обучению рассказыванию). Занятия по истории города дают почву для развития элементарных математических представлений, так как описывая облик здания или играя с архитектурной мозаикой, не обойтись без различения и называния геометрических фигур, цвета, величины, без использования порядкового и количественного счета.
Изучая историю города, дети получают широкие возможности сформировать пласт понятий о родном городе ( город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать креативные способности,творческое мышление, умения и навыки в продуктивной деятельности.

Цели программы
-дать детям возможность познакомиться с историей и культурой Петербурга
-помочь почувствовать красоту и неповторимость архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и исторических памятников
Задачи программы
-развитие познавательно-речевых навыков, графо моторики, логического мышления
-знакомство с историческими событиями
-развитие пространственного ориентирования


Способы контроля усвоения знаний:
-узнавание детьми объекта в изображении и в натуре, назывании его.
-узнавание по описанию
-знание детьми программных стихотворений

Количество занятий:
1 час в неделю
34 часа в год

Учебно-тематический план


1 Живой город( понятия улица, площадь.»Легкие» города – сады, водные артерии )Стихотворение «Мы очень любим город твой» 2
2 Правила настоящего петербуржца 1
3 Город и деревня (различия) 1
4 Городской транспорт. Стихотворение» Тротуар для пешехода» 1
5 Герб и флаг Санкт-Петербурга (морской и речной якоря, скипетр ) 2
6 Петропавловская крепость (бастионы, куртины, шпиль)Стихотворение»Остров Заячий зовут…» 3
7 Первые здания Петербурга( Домик Петра -1,Летний Дворец, Кикины палаты, Меньшиковский дворец) 2
8 Адмиралтейство. Стихотворение « В Адмиралтействе рождался наш флот…» 3
9 Дворцы Петербурга ( Зимний, Мраморный, Михайловский, Таврический) 2
10 Нева – главная водная магистраль Петербурга. Стихотворение « Нева – красоты Петербургской исток» 1
11 Петербург – город мостов. Мосты через Неву. Мосты через малые реки и каналы 2
12 Площади (Дворцовая, Исаакиевская, Сенатская) 3
13 Соборы и храмы (Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас-на –крови) 2
14 Сады и парки(Летний сад) 2
15 Решетки и ограды 1
16 « Нет ничего лучше Невского проспекта… По-крайней мере в Петербурге…» 2
17 Символы Петербурга. Стихотворение «Не простое слово город…» 2
18 Быт. традиции и нравы. Обычаи. Праздники. Одежда 2


Список литературы
1)В.К.Дмитриев « Книга-игра с наклейками «Пособие по истории города
2)Н.Т.Смирнова « Город мой любимый» выпуск 1 и выпуск 2
3)Н.Т.Смирнова «Петербургская мозаика» Первые здания Петербурга
4)В.К.Дмитриев « Санкт- Петербург для малышей» Пособие по истории города.
5)В.К.Дмитриев « Символы Санкт – Петербурга». Альбом-раскраска.
6)Л.К.Ермолаева , Н.И.Воронина « Мой город»
7)Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедева « Чудесный город. Петербургская тетрадь»
8)Е.А.Никонова,» Первые прогулки по Петербургу»
9)З.Н.Серова « Петербургский задачник»
10)Е.С.Ефимовский « Азбука в стихах и картинках»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация итогового занятия по теме «Петербурговедение» в подготовительной группе

Интеграция образовательных  областей:«Музыка», «Коммуникация»,«Социализация»....

Развивающая игра по Петербурговедению "Что не правильно?"

Петербурговедение.Картинки архитектурных памятников (Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая площадь) Санкт-Петербурга с "ошибками".Для первоначального ознак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по петербурговедению

"Знакомство с памятником Александру Невскому" к конспекту прилагается презентация, позволяющая детально рассмотреть памятник....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по Петербурговедению "Петербуржцы - сказковеды".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Петербуржцы-сказковеды". По сказкам А. П. Пушкина....

Петербурговедение. Содержание и технологии занятий по Петербурговедению в системе этического воспитания.

Сейчас, во времена технического прогресса, родителям увлеченных своей любимой работой,не хватает времени для развития нравственно патриотических чувств у своих детей. Поэтому решение этих задач лежит ...

Стендовый доклад по петербурговедению "Формы, средства и методы преподавания петербурговедения в дошкольном образовательном учреждении"

Стендовый доклад содержит краткую информацию про цели и задачи занятий по Петербурговедению с дошкольниками, про формы, средства и методы обучения, а также отражает технологию преподавания данного пре...