Главные вкладки

    занятие по ознакомлению с окружающим "Лесные жители зимой"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

     Светлана Николаевна Маркова

    Углубить знания детей в зимний период ( пища, способы её добывания зимой, услович жизни в зимнем лесу). Знакомство со следами зайца, уточнение знаний о среде обитания диких и домашних животных. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программное содержание. Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы её добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу). Развивать умения детей устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Познакомить детей со следами зайца. Уточнить знания детей о среде обитания диких и домашних животных. Развивать пространственное восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе и друг к другу.

    Материал: игрушки: котенок, зайчик; рюкзак, в котором орехи и морковь; чешуйки шишек; «зимний лес»; 2 сугроба: большой и маленький; картинка-пазл ежа; следы зайца; ноутбук для просматривания презентации «Лесные звери».

    Активизация словаря: дупло, кладовочки, берлога, нора, следы зайца, хищники.

    Предшествующая работа. Рассматривание альбома «Дикие звери», беседа «Как звери готовятся к зиме», чтение произведений М.Пришвина «Ёж», И.Соколова-Микитова «Год в лесу: белки», игра «Хищники»

    Непосредственно образовательная деятельность.

    Вот этот котенок сообщил мне, что больше не хочет жить в детском саду. Он решил пойти в настоящий лес, но Пушок ещё не знает, как трудно жить в лесу маленькому котенку. Давайте отправимся в лес и посмотрим, как живут зимой лесные звери. В лесу холодно и поэтому мы оденемся теплее: штаны, теплую обувь, шубы, шапки. А я возьму гостинцы для зверей, ведь сейчас им трудно добывать корм. (Воспитатель берет рюкзак). Чтобы отправиться в лес, вспомните правила поведения в лесу:

    - нельзя кричать в лесу;

    - нельзя кидать мусор;

    - нельзя разжигать костры;

    - нельзя слушать громкую музыку.

    Ну, что ж нам пора. Ой, какие большие сугробы, нужно идти, высоко поднимая колени (ходьба с высоким подниманием колен); прыжки вверх с «доставанием веток»; ходьба след в след (узкая тропинка). Вот мы и в лесу. Лес – это дом для растений и животных. Ребята, назовите животных, которые питаются растениями. (Лось, заяц, белка). Животные, которые питаются только растениями, называют травоядными. Кормятся они летом зеленой, сочной травой, а зимой – ветками кустарников, корой деревьев, орешками. Каких хищников вы знаете? (Волки, лисы, медведи). Почему их называют хищниками? (Они питаются мясом других животных). Трудно живется зимой в лесу и хищникам, и травоядным: голодно и холодно им.

       Смотрите-ка, на снегу чешуйки шишек. Кто насорил в лесу? Кто любит лакомиться шишками? (Это белка). Чем питается белка? (Белка питается орехами,  грибами, желудями, шишками). Но зимой нет ни грибов, ни орехов, чем же питаются белки зимой? (Летом и осенью собирают семена, орешки, сушат грибы, накалывая их на ветви. Всё, что собрали и высушили, белки прячут в дуплах деревьев, кладовочках, а зимой их находят и едят). А может быть кто – нибудь из вас знает стихотворения про белку и расскажет нам.

    Скачет белка там и тут

    Белкин хвост – как парашют

    Управляет им умело,

    Белка вниз с сосны слетела.

                                                     Когда трескучие морозы

                                                     Белка прячется в дупло –

                                                     Там и сухо, и тепло!

    Она очень ловко передвигается по деревьям, а иногда спускается на землю. Что помогает белке так легко передвигаться по деревьям? (У белки острые когти, которыми она цепляется за деревья и пушистый хвост). Чем является для белки хвост? (Рулем). Зимой очень холодно. Что же защищает белочку от холода? (У неё теплая серебристо – серая шубка). Я для белочки оставлю орешки, выйдет из дупла и обрадуется нашему подарку.

    Кот: «Я не умею грызть орехи, и у меня нет такого пушистого хвоста. Нет, я не согласен жить как белка».

     Воспитатель: Пойдем те тогда дальше. Что за сугроб нам встретился? Да, какой он большой! Интересно, чьё это жилище? (Это берлога медведя). Как выглядит медведь?

    ( Большой, на нем бурая шуба, ходит тихо, косолапо, неуклюже).

    Игра – имитация «Изобрази медведя».  

    Не будем шуметь, и будить медведя, лучше отойдем от берлоги.

       Смотрите-ка ещё один сугроб. Кто же там спрятался? Чья это нора? (Предположения детей: это нора лисы, а может быть ежа…).  Я вам загадаю загадки, если правильно отгадаете, то появится отгадка. Если соберем картинку животного, то отгадаем чья это нора. Итак, слушайте.

    - Ими разгребает сухую листву, они нужны для того, чтобы найти дорогу в нору. (Это ноги).

    - Он ему помогает отыскивать жуков, червяков, мышей. (Это нос).

    - Они как маленькие пуговки, как бусинки. (Это глаза).

    - Хищникам в лапы не дается, он ими защищается. (Колючками, иголками на спине).

    Кто же на картинке? (Ёж). Значит, это нора…(ежа).

    Кот: мяу, у меня нет на спине таких иголок и всю зиму я спать не смогу в норе. Здесь мне не понравилось, пойдёмте дальше.

      Ой, кто-то оставил следы. Интересно, чьи они? Давайте пойдём по этим следам. Кто-то бежал, петлял, будто запутывал свои следы. Кто же тут спрятался? (Заяц). Значит, это заячьи следы. Ой, да зайчик – то весь дрожит! Кого же он боится, как вы думаете? (Лис, волков). Он не только боится хищников, а ещё боится охотников, собак, но нас зайчик не бойся. Мы не охотники и тебя не обидим. Как хищники, враги могут отыскать зайца? (По следам). Как зайцы спасаются от врагов? (Ответы детей). Одно спасение у зайцев – быстрые ноги, а ещё помогает шуба – «невидимка». Почему шубку зайчика можно назвать «невидимкой»? (На белом снегу в белой пушистой шубке он почти незаметен). Ребята, у зайца нет ни дупла,  ни норы, где бы он мог спрятаться? (За деревом или в ямке, которую выроет в снегу). Давайте зайчику, тоже подарим подарок – морковку, она в рюкзаке лежит. Угощайся, не стесняйся.

    Кот: мяу, у меня нет такой теплой «невидимки» шубки. У меня замёрзли лапы и нос, да ещё очень боюсь хищников, давайте вернемся обратно в детский сад. (Возвращение в детский сад). Мяу, как хорошо, что мы вернулись в детский сад. Я решил, что останусь у вас в группе, где меня никто не обижает.

       Пушок, ты теперь знаешь, как в лесу непросто жить. Да ты и не дикий зверь, а … какое животное, дети? (Домашнее животное). Правильно, домашнее и живет рядом с человеком. Дети, я недавно ходила в лес и сфотографировала лесных зверей. Я вам покажу тех, которых мы сегодня не встретили в лесу. (Просмотр слайдов на ноутбуке).

       

       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по ознакомлению с природой. Волшебница зима.

    Способствовать углублению и обобщению знаний детей о животных и птицах,деревьях, рыбах....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

    уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

    конспект заняти по ознакомлению с окружающим миром "Зима белоснежная"

    Тема: «Зима»Программное содержание:Формирование целостного представления о зиме как времени годаСравнение разных времен года (осени и зимы), выделяя характерные признаки каждого.Развитие любознательно...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Волшебница Зима»

    Цель : формировать представления о временах года, о цикличности природных явлений, об отличительных особенностях зимы. Вовлекать детей в диалог. Побуждать к аргументированным высказываниям, сочинять. ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром" Зимующие птицы"

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы"...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"

    Образовательная область «Познавательное развитие».  Конспект открытого  ООС по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи для детей с ЗПР 5-6лет «Зимующие...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы». (средняя группа).

    Учить распознавать зимующих птиц (воробей, ворона, синица, голубь) по внешнему виду, по издаваемым звукам. Расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках....