Секреты знакомых предметов
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лукина Любовь Борисовна

Занятие по поисково-познавательной деятельности о различных свойствах и состояниях воды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_znakomyh_predmetov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Секреты знакомых предметов

Цель: расширять представления детей о воде, какое большое значение имеет вода для всего живого.

Дать представление об очистке воды.

Развивать поисково-познавательную деятельность.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование и материалы: видеопроектор, экран, слайды, стаканы, ватные диски, воронка, активированный уголь, 3 сосуда с водой, яйцо, ложка, бумажные кувшинки, фонограмма детской музыки.

Предварительная работа: чтение стихов о различных состояниях воды, рассматривание иллюстраций, чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Ход

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»: (одновременно показываются слайды)  

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Воспитатель. А для чего нужна вода?

- Как мы ее используем?

(Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы)

- А у нас в группе есть вода?

- Подумайте, откуда берется вода в кране?

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. А еще воду берут из подземных озер (показ слайда). Там вода особенно чистая, а если выходит на поверхность, образуется родник (показ слайда).

- Посмотрите, какая вода в роднике?

(Чистая, хрустальная)

Воспитатель. – На Земле мало чистой воды, поэтому ее надо беречь.

- Что надо делать, чтобы беречь воду?

- Правильно, надо закрывать кран, чтобы капельки не вытекали.

- А хотите сами превратиться в капелек и поиграть в волшебную игру.

(включить музыку)

(Воспитатель говорит слова)

Воспитатель. Полетели капельки на землю. Покружились, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (побежали по кругу, взявшись за руки, парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (бегут по кругу, звездочкой). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети встают в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (показать слайд). Стали капельки легкими (присесть), потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.

(Дети идут к воспитателю)

Воспитатель. – Понравилась вам игра?

- Пока капельки  летали, захотелось им пить.

- Какую воду можно пить?

- Можно пить воду из реки? А грязную?

Воспитатель. – Подойдите сюда (на столе стоит стакан с грязной водой).

- Скажите, можно пить воду из этого стакана?

Дети. – Нет.

Воспитатель. Сейчас мы с помощью знакомых вам предметов превратим грязную воду в чистую. А для этого нам с вами ненадолго надо стать волшебниками. Хотите? Повторяйте за мною слова:

Топ-топ! Хлоп-хлоп!

Вокруг себя повернись

В маленьких волшебников

Скорее превратись!

Воспитатель. А если мы волшебники, то можем творить различные чудеса.

Опыт «Очистим воду»

        Взять чистый стакан. В него опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь.

Воспитатель. - Что это такое?

- Это уголь, но не обыкновенный, а специально очищенный.

- А называется он как? – «Активированный уголь»

- Для чего он нужен?

- Где его можно взять?

Дети. – В аптеке.

Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистый стакан. Благодаря ватному диску и активированному углю, вся грязь останется на вате, а в стакан будет капать очищенная вода.

Воспитатель. – Что у нас получилось?

- Значит, с помощью активированного угля и ватного диска мы можем очистить грязную воду. Почти также, дети, устроены и очистные сооружения. Поэтому из крана течет чистая вода. Но все равно из крана пить воду нежелательно.

Воспитатель. А теперь такое волшебство.

Опыт: На столе стоят 2 сосуда с водой (750мл), 1 – емкостью 1,5л.

На первом сосуде написано – соленая вода, на втором – пресная вода, третий сосуд (1,5л) – пустой, 1 яйцо, ложка.

Воспитатель. – Что находится в сосудах?

- А для чего нам нужно яйцо?

- Давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?

Дети выбирают воду. Воспитатель с детьми аккуратно опускают яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.

Воспитатель. – Что произошло, ребята?

- Как вы думаете, почему?

(Ответы детей).

Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет.

Воспитатель. – Как вы думаете, если смешать соленую и пресную воду, что получится?

Опыт: Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться посередине раствора.

Воспитатель. – Видите, ребята, в соленой воде яйцо не тонет. На нашей Земле, ребята, есть соленые озера воды (показ слайда). Посмотрите, если в такое озеро войти и лечь, то можно лежать и не тонуть.  

Воспитатель. Скажите, ребята, а вода нужна только человеку?  (Нет)

Воспитатель. – Вода нужна всему живому: животным, растениям.

- Посмотрите, пока мы с вами устраивали волшебство, у нас цветочки-кувшинки закрылись.

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы они раскрылись, ожили?

(Ответы)

Воспитатель. – Вы правы, у нас есть маленькие водоемы, давайте цветочки опустим туда.

(Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться)

Воспитатель. – Вот видите, вода проникает в листочки, питает их и цветочки распускаются. Это говорит о том, что без воды растения гибнут.

Воспитатель. – Вода бывает в различных состояниях. Сейчас дети расскажут стихотворения (одновременно показываются слайды).

1-й ребенок.        Мы говорим, она течет;

                        Мы говорим, она играет;

                        Она бежит всегда вперед,

                        Но никуда не убегает.

                        В морях и реках обитает,

                        А часто по небу летает.

                        А как наскучит ей летать

                        На землю падает опять.

2-й ребенок                Посмотрите, посмотрите,

                        Потянулись с неба нити.

                        Эта тоненькая нить

                        Землю с небом хочет сшить.

                        Дождик, дождик, поспеши,

                        Нашу землю освежи!

3-й ребенок                С неба падали снежинки

                        На замерзшие поля.

                        Ель окутали косынкой,

                        Белой шубой тополя.

                        И укрыли двор и сад.

                        Всякий снегу очень рад.

4-й ребенок                Бегу я, как по лесенке,

                        По камушкам звеня,

                        Издалека по песенке

                        Узнаете меня.

5-й ребенок                Кто-то ночью утащил лес,

                        Был он вечером, а утром исчез.

                        Не осталось ни пенька, ни куста,

                        Только белая кругом пустота.

                        Где же прячется птица и зверь?

                        И куда за грибами теперь?                 И. Токмакова

6-й ребенок                Росинка дрожала

                        На тонком листке.

                        Речонка дышала,

                        Шурша в тростнике.

                        В росинку гляжу я

                        И вижу, что в ней

                        Играет, ликуя,

                        Так много огней.

                        Их еле заметишь,

                        Так малы они,

                        Но где же ты встретишь

                        Такие огни?                 К. Бальмонт

(На экране появляется цветик-семицветик)

Воспитатель. – Посмотрите, у нас вырос цветок.

- Вы узнали, что это за цветок?

(Да, это цветик-семицветик)

Воспитатель. – А почему он так называется?

(Потому что у него семь лепестков и все они разные)

Воспитатель. – А в жизни бывают цветики-семицветики?

(Нет, только в сказках)

Воспитатель. – Значит, этот цветок какой?

(Волшебный)

- Посмотрите, у цветика-семицветика есть два похожих лепестка (синий и голубой)

- А что бывает такого цвета? (Вода)

- Вы сегодня узнали много о воде, и я думаю, что вы заслужили сладкий приз.

- Этот цветок волшебный и мы с вами волшебники, давайте скажем с вами волшебные слова:

«Лепесток, лети-лети, нам корзину принеси»

- А вот и корзина.

     

Литература:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:

ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 159с.

2. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в учёных. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом /Авт-сост. Е.В. Волкова, С.Л. Микерин.

– Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 256с.

3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240с.    

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секрет знакомого предмета

Секрет знакомого предмета (яйцо)  Цель: развитие интереса у детей к одному из объектов (продукт питания)          яйцо. Задачи:- разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Секреты знакомых предметов»

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники экспериментируют для того, чтобы лучше узнать мир.  Детское экспериментирование сосуществует не только с известными  видам...

методическая разработка дид. игры "выложи из ниточек и палочек знакомый предмет"

Разработанная мною дидактическая игра на развитие сенсорики....

Исследование на тему: «Как изменяются знакомые предметы под микроскопом»

Исследование направленно на то, чтобы с помощью микроскопа показать детям возможности использования этого прибора для изучения предметов и объектов окружающего мира, расширять кругозор, вовлекать их в...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе «Секреты знакомых вещей»

Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых дней жизни малыша. Явления и объекты привлекают детей красотой, яркостью ...

Конспект занятия по ФЭМП № 20 в средней группе Тема: «Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера. Установление последо

Конспект занятия «Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие г...