Непосредственно-образовательная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Балаева Нелля Ахмедовна

Занятия по Формированию Целостной картины мира по темам: "Что бывает зимой", "Как зимуют звери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-2_nedelya_dekabrya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Декабрь

                           1 - неделя

Тема: Что бывает зимой.

Цели:

Уточнить знания о зимних явлениях природы.

        Ход занятия.

Воспитатель просит детей отгадать загадку:

                    Звонкая погода

        Снега кутерьма,

        Это время года,

        Мы зовем...(зима)

Воспитатель просит детей посмотреть в окно и сказать, заметили ли они наступление зимы, какие изменения они видят. Спрашивает любят ли они зиму, в чем красота зимы, как бы они провели свой воскресный день ( лепили снеговика, катались с горки на санках, играли в снежки ).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что зиму любят все, и художники, которые отразили в своих рисунках это время года, и поэты в своих стихах.

Воспитатель читает стихотворение И. Суриков " Зима ":

        Белый снег пушистый

        В воздухе кружится

        И на землю тихо

        Падает, ложится.

        И под утро снегом

        Поле забелело,

        Точно пеленою

        Все его одело.

Воспитатель выставляет картину " Зимой" и спрашивает у детей, какое время года изображено на картине, почему они так думают, что слепил мальчик, просит рассмотреть снеговика и рассказать какой он. Дети описывают картину( 3-4реб. )

Воспитатель обобщает, дополняет то, что не заметили рассказчики.

        Физкультминутка

Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх) 

На дорожках (наклон вниз)

На носках и на ладошках (показывает нос и ладошки).

Воспитатель выставляет картинки (сосульки, скворечник, нос, снегопад, руки, карандаш) просит детей выбрать картинку, которая подходит к слову "падает". Обращает внимание также на то, что картинка должна соответствовать зимней теме. Далее воспитатель использует слова: висят, замерзли и др.

        Приметы зимы:

Галки вьются в воздухе -  к снегопаду;

Если январь холодный - июль будет жаркий;

Если в декабре много снега - к урожаю;

У февраля два друга: метель да вьюга.

На прогулке воспитатель предлагает детям описать погоду: есть ли осадки, дует ли ветер, как узнать о его наличии. Спрашивает какой начался месяц (декабрь). О нем говорят:

"Декабрь год кончает - зиму начинает"

Далее воспитатель спрашивает, любят ли дети зиму, что можно делать зимой на улице, в какие игры играть ( в снежки, лепить снеговика, кататься санках, лыжах, коньках, строить постройки из снега), на как зимой одеваются люди.

Воспитатель проводит подвижную игру "Два Мороза".

                                              2 - неделя

Тема: Как зимуют звери. Рассказывание русской народной сказки "Зимовье зверей "

Цели: Познакомить с образом жизни диких животных, впадающих в спячку и ведущих активный образ жизни.

Познакомить с художественными особенностями сказки.

             Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на то, что зима может быть холодной, ледяной, морозной, снежной, но может быть и грустной. Спрашивает, как думают дети, для кого и почему?

Воспитатель рассказывает, что для животных наступила суровая пора, рассказывает, как животные зимуют, просит отгадать загадки:

        Ходит летом косолапо

        А зимой сосет он лапу (медведь)

        Рыжая плутовка,

        С пушистым хвостом,

        Живет под кустом    (лиса)

        Сердитый недотрога

        Живет в глуши лесной,

        Иголок очень много,

        А нитки не одной   (еж)

Воспитатель показывает картинки диких животных (белка, волк, заяц, еж, лиса, медведь) просит рассказать по желанию о  животных, как они готовятся к зиме (то что им известно).

Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, как выглядят белки, зайки - летом и зимой, в чем отличие. Если дети затрудняются, воспитатель сам рассказывает. Белка, запасает и сушит -ягоды, грибы, семена, орехи, утепляет мхом и травой дупло, меняет шубку на более теплую.

 Обращает внимание на цвет зайцев зимой (белый). На белом снегу, белых зайцев не видно. Зайцы очень любят траву, но зимой ее нет, поэтому едят сено, веточки кустиков, у зайца нет норы.

 Далее воспитатель обращает внимание на следующую картинку с лисой, спрашивает, где она живет( в норе), питается зайцами, ежами, мышами. Воспитатель просит детей под музыку изобразить как ходит лиса.

                             Знает лисонька - лиса

                              В шубе вся ее краса

        Шубы нет в лесу рыжей,

                             Зверя нет в лесу хитрей.

 Затем воспитатель спрашивает есть ли нора у волка( он спит под кустом, охотится на зайца).

Воспитатель выставляет картину "Медвежья берлога", спрашивает почему не видно медведя зимой в лесу(он спит в своей берлоге).Воспитатель показывает на картине берлогу медведя.

                               По завалам, по оврагам

        Ходит он хозяйским шагом

                               Любит мишка сладкий мед

                                Да малину с веток рвет.

 Барсуки и ежи, еноты, кроты также как медведи нагуливают жир, впадают в спячку. Воспитатель знакомит детей и с другими обитателями леса.

                               Дидактическая игра "О ком я говорю "

Трусливый, серый или белый- о зайце

Серый, злой, голодный- волк

Хитрая, рыжая, ловкая- лиса

Бурый, косолапый, неуклюжий- медведь

Маленький, колючий, круглый- еж.

Воспитатель знакомит детей с русской народной сказкой "Зимовье

зверей".

Воспитатель читает, показывает красочные иллюстрации. Затем воспитатель обсуждает с детьми, о чем они узнали из этой сказки, что думают о поступках животных, какой герой им больше понравился, кого они осуждают, что чувствовал бык, когда все животные отказались строить дом.

Обращает внимание на то, что у каждого героя свой характер и ведут они себя по - разному. Спрашивает, как вел себя бык (баран, петух, свинья, лиса, волк, медведь), воспитатель помогает подобрать соответствующие определения.

Затем воспитатель рассказывает сказку, произнося слова автора. Подводя итог воспитатель говорит о том, что в сказке героям помогла справиться с опасностью дружба. Обращает внимание на то, что и в группе все ребята дружат друг с другом.

        Пальчиковая гимнастика "Дружба"

Дружат в нашей группе "Девочки и мальчики"(обхватить правой ладонью левую и покачиваться в ритме стихотворения)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (обхватить левой ладонью правую и покачиваться в ритме стихотворения)

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один (соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем начиная с мизинца).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", в старшей группе по теме "Пейзажная живопись"."

Данная работа позволит расширить представление детей о пейзажной живописи, научит видеть и чувствовать сосотояние природы в пейзаже. Воспитывает любовь к родной природе....

Методическая разработка "Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" в старшей группе по теме "Подснежник"

Работа позволит понять детям содержание поэтическогго произведения, развивать интерес к природе. Совершенствовать приемы работы с красками для получения оттенков. ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» на ноябрь месяц.  Подготовительная к ...

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа.

Календарно - тематический план непосредственно образовательной музыкальной деятельности в образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа. Ноябрь месяц.   ...

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...