конспект из познавательного цикла "Мое здоровье". Тема:"Что такое микробы?"
план-конспект урока (окружающий мир) на тему

Серегина Татьяна Сергеевна

Тема: "Что такое микробы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ 10

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЛЕПКЕ ИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»

ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ МИКРОБЫ?»

Должность: Воспитатель

Серегина Т.С.

г. Кашира 2012г.

Программные задачи:

  1. Дать детям простейшие представления о микроорганизмах;
  2. Получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
  3. Сформировать представление о том, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
  4. Познакомить детей с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;

Учить детей создавать на основе информации микроорганизм и самостоятельно пользоваться способами лепки;

  1. Развивать мышление, память, творчество, мелкую моторику рук;
  2. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и к своему здоровью.

Предварительная работа:

Заучивание стихотворения О. Нэш «Микроб».

Оборудование:

Картинка с изображением разных микроорганизмов; кусочки хлеба или другой еды, покрытые налетом плесени; здоровая веточка дерева (щепочка) и веточка (щепочка) полусгнившая, «трухлявая» (вместо них можно взять здоровый лист дерева и полураспавшийся, пролежавший зиму под снегом); пластилин, подставки на каждого ребенка, тряпочки; мяч.

Воспитатель собирает около себя детей. Воспитатель:

  1. Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть и здоровье. А выдохните через ротик все обиды и болезни.

Воспитатель:

  1. Ребята, сегодня у нас с вами пойдет речь о ...

О чем, попробуйте догадаться сами. Максим приготовил для всех сюрприз, выучил стихотворение. Послушайте, пожалуйста, а потом скажите, о чем мы будем говорить. Максим:

Микроб - ужасно вредное животное: Коварное и. главное, щекотное. Такое вот животное в живот Залезет и спокойно там живет. Воспитатель:

  1. Так о чем мы с вами будем говорить? (О микробах)

Воспитатель предлагает сесть на стулья, где они расположены полукругом

на ковре.

Воспитатель:

  1. Кто из вас знает, что такое микробы? Вернее, кто такие микробы? (Выслушиваются все ответы и предложения детей.)

Воспитатель:

  1. Микробы - это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». Микроскоп позволил рассмотреть микробов поштучно, каждого. Выяснилось: у них нет ни рук, ни ног, ни рта, и носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки. Но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. (Показ иллюстрации.)

Воспитатель:

  1. Ребята, как вы думаете, а как микробы умеют передвигаться? (Ответы детей.)
  2. У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется.

Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают - как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). Воспитатель:

  1. А еще микробы переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице - микробы прилипли к пальцам, потом он пошел домой и этими же руками ел. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.
  2. А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика....
  3. Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребенка? (Ответ: микробы прилипли к ее шерсти, морде, к лапам; ребенок погладил собаку - они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.) Воспитатель:
  4. Как вы думаете, что едят микробы? ( Ответы детей.)
  5. Правильно, все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю. У вас на столах лежат по два листика и две щепочки. Определите сами, какой из них ели микробы, а какой - нет. ( Дети рассматривают объекты и самостоятельно высказывают предположения.)

Воспитатель:

  1. Ребята, сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную крышку вы ее хорошо увидите. (Показ детям кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
  2. Главное место среди микробов занимают бактерии. От них во многом зависит вся жизнь на Земле. Они живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и животных. Одни бактерии очень нежны и легко погибают, а другие легко переносят даже кипячение и замораживание, воздействие кислот, щелочей и ядов. Невидимые простым глазам бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь.
  3. Есть и полезные бактерии. Эти бактерии превращают молоко в кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. Но самое главное - без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на такой почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву живущие в ней бактерии.

Воспитатель:

  1. Ребята, вы видели, как мама ставит тесто для пирогов? (Ответы детей.)
  2. Как оно поднимается и увеличивается в кастрюле? Воспитатель:
  3. Это работа микробов. Тесто получается - пузырчатым, а пироги вкусными.
  4. А некоторые микробы бывают очень вредными. При попадании в организм микробы быстро размножаются и вызывают болезни. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу - делает уколы. Такие микробы называются болезнетворные. Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Воспитатель:

  1. Давайте поиграем в игру «Что надо делать, чтобы не заболеть», а поможет нам мяч, который мы будем его передавать по кругу и называть правила:
  2. мыть руки с мылом;
  3. есть только мытые овощи и фрукты;
  4. весной, осенью и зимой принимать витамины;
  5. закаляться;
  6. проветривать помещение;
  7. гулять на свежем воздухе;
  8. не кутаться в слишком теплую одежду;
  9. заниматься физкультурой;
  10. пользоваться только своим личным полотенцем;
  11. не пить грязную и сырую воду (воду можно пить только кипяченую);
  12. всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;
  13. кушать и пить только из чистой посуды;
  14. при чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;
  15. если рядом находится больной, нужно надевать марлевую повязку, а лучше вообще не общаться с больным человеком.

Воспитатель:

  1. Молодцы! Хорошо вы знаете правила. Воспитатель просит сесть детей на свои места. Воспитатель:
  2. Ребята, как вы думаете, кто кого победит - микробы или человек? (Ответы детей.)
  3. Конечно, победит человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.

В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь.

Например, если микробы поселяются в горле, бывает ангина, если в ухе - воспаление уха, если в зубе - дупло в зубе и его полное разрушение. Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у ребенка появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий.

Когда у человека понос или чихает и кашляет, бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям и заразить их.

Воспитатель:

  1. У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте вместе посмотрим.

Воспитатель приглашает детей подойти к столам, где на столах лежит

пластилин.

Воспитатель:

  1. Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. (Дети выполняют.)
  2. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. - Разделите шарик на две части. (Дети выполняют.)
  3. Получились два новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая.
  4. Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют.)
  5. Правильно. Что теперь с ними произойдет? (Ответы.)
  6. Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. (Дети выполняют.)
  7. Сколько стало? (Четыре.)
  8. И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют.)
  9. Что будет дальше? (Ответы.)
  10. Правильно. Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.

Воспитатель:

  1. А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой...
  2. Слепите шарики вместе, сдавите их. (Дети выполняют.)
  3. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. Выздоровел. Воспитатель:
  4. Так ли уж опасны бактерии? (Ответы детей.)
  5. Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают бактерии. Поэтому, несмотря на то, что вокруг их очень много, люди ничем не болеют. Воспитатель:
  6. А если заболеют, то поднимается температура, и микробы погибают.
  7. Ребята, как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей.)
  8. Правильно, на тех, кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому: количество микробов рядом с человеком резко увеличилось.

Например, он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное - быть крепким, здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать. Воспитатель:

  1. Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его, приучать к большим перегрузкам. Тогда никакой микроб ему не страшен. Но в то же время надо не позволять микробам проникать внутрь.
  2. Ребята, а как микробы могут попасть в организм? (Ответы детей.) Воспитатель:
  3. Во-первых, надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше. Поэтому больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта и носа и разлетаются по воздуху. Им ведь хочется найти какого-нибудь другого человека, чтобы поселиться в нем.
  4. Во-вторых, надо обязательно удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать. (Ответы детей.)

Воспитатель:

  1. Правильно. Достаточно умываться и мыть все то, что я назвала. Тогда организму будет гораздо легче бороться с оставшимися микробами. Ведь их будет немного.
  2. В-третьих, надо следить, чтобы кожа всегда была целой, чтобы на ней не было ссадин, порезов, расчесов. Конечно, и в этом случае организм справится, но ему будет гораздо труднее. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранка сразу закрылась коричневой корочкой - все в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит, микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними.

Воспитатель:

  1. И совсем уж трудно приходится организму, если возникают нарывы, появляется гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются слишком быстро.

Воспитатель:

  1. Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть в игру «Закончи пословицу».

В здоровом теле - ..,, (здоровый дух);

Богатство на месяц - здоровье        (на всю жизнь);

Здоровье дороже        (денег);

Спорт любить -... .(здоровым быть);

Веселый будешь -         (здоровье добудешь);

Ласка и веселье -        (половина здоровья)

Воспитатель:

  1. А теперь ребята, скажите, что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей.)
  2. Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм? (Ответы детей.)
  3. А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибли? (Ответы детей.)

Воспитатель:

  1. Молодцы! Хорошо усвоили все правила. А в заключении Катюша и Никита расскажут нам стихотворение:

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни: ведь здоровье

 В магазине не купить!

Воспитатель:

  1. Ребята, но если кто-то заболеет в семье, следует позаботиться о близком человеке, но и не забывать о себе. Для этого мы сейчас сделаем массаж волшебных точек (проводится комплекс самомассажа).

Воспитатель:

Ребята, если вы будете выполнять правила, о которых мы говорили сегодня, вы никогда не заболеете и у вас будет всегда прекрасное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: " Что такое семья"

Данный материал помогает педагогу в усвоении детьми родственных связей между членами семьи.Развивает у детей образное мышление ,наглядно действенное мышление , диалогическую и монологическую формы реч...

Познавательная беседа на тему : «Что такое здоровье, как его сохранить и приумножить». Средняя группа.

Познавательная беседа на тему : «Что такое здоровье, как его сохранить и приумножить». Средняя группа....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему : «Что такое вода?» для детей подготовительной группы

Занятие по исследовательской деятельности. проведение опытов. Используется интерактивная доска....

Познавательная беседа на тему : «Что такое здоровье, как его сохранить и приумножить»

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.Развивать разговорную речь детей, ...

Познавательная беседа на тему: «Что такое здоровье, как его сберечь»

Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.Развивать разговорную речь детей, умение употреблять антонимы, ...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Занятие носит познавательный интерес о вредных и полезных микроорганизмов.Как можно защитить и уберечь себя от микробов.

югова марианна рафаильевна

я сделала проект формирование основ зож у дошкольников воспитывающихся в реабилитационном центре. Не хватало материала по этой теме. Вас господь послал.Интересно.

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо! Я очень рада, что Вам понравился мой конспект.Удачи!

Старавойтова Елена Анатольевна

Спасибо, Татьяна Сергеевна! На занятии дети узнают много нового и всё в доступной и интересной для детей форме.

Горячева Татьяна Юрьевна

Спасибо, Татьяна! Я все о том же. Очень интересно!