Конспект НОД по познавательной деятельности на тему: «Что такое лес?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мочалова Светлана Анатольевна

В помощь воспитателю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_chto_takoe_les.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательной деятельности на тему: «Что такое лес?»

Программное содержание: Формировать представление о роли леса в жизни человека; уточнить знания о разновидностях лесов; сформировать обобщающие понятия «хвойные» и «лиственные» деревья; закрепить их отличительные особенности. Закрепление деления деревьев на хвойные и лиственные.

Развивать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы; развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.; активизировать словарь (ельник, сосновый бор, сосняк, березовая роща или березняк, осинник); развивать умение образовывать прилагательные от существительных: ель – еловая, сосна – сосновая; развитие воображения и творческого мышления; отработка понятия « хвоя » и «листва».

Воспитывать  интерес к изучению удивительного мира растений; бережное отношение к «зеленому другу»; формировать умение заботливого отношения к природе.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие. Что бы узнать куда именно, отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешками,

Петю – сыроежками,

Катеньку – малиной,

Хулигана – хворостиной. ( Лес ).

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и внимательно послушать аудиозапись «Шум леса».

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас слышали?

Дети: Пение птиц, шум ручья, голоса животных.

Сегодня мы поговорим о лесе — богатстве нашего края.

Воспитатель: Человек многим обязан лесу. Чем же дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?  

Дети: Лес - это деревья, кустарники, травы; лес - это дом для огромного количества его обитателей.

- Лес - это место жительство птиц и животных.

- Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров.

- Лес дает нам строительный материал.

- Лес дает нам чистую воду и воздух.  

Воспитатель: Кто живет в лесу?

Дети: В лесу живут животные, птицы.

(картинка с изображением лесных обитателей на слайде).

Воспитатель: Кто назовет больше всех животных, получит приз от Лешего - шишку. В конце нашего мероприятия, мы узнаем лучшего знатока леса - Кто больше всех наберет шишек.

(Дети называют животных)

Воспитатель: Хорошо, Вы много назвали животных, все получили шишки.

Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Какой? Какая?»

Я начну, а Вы продолжите:

Волк (Какой) – злой, голодный, серый, хищный, лесной, дикий.

Медведь (Какой) – косолапый, дикий, страшный, бурый.

Лиса (Какая) – хитрая, рыжая, хищная.

Заяц (Какой) – косой, длинноухий, белый, трусливый.

Белка (Какая) – ловкая, рыжая, пушистая.

(Раздаются шишки наиболее активным детям)

Воспитатель: Назовите птиц, обитающих в лесу. (Ответы детей, подсказка на слайде).

Посмотрите на картинку с птицами, обратите внимание на внешний вид и скажите, как одним словом назвать этих птиц.

Дети: На картинке изображены перелетные птицы.

Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?

Дети: Тело птиц покрыто перьями.

Воспитатель: А теперь мы отдохнем.

II. Беседа о лесе. Ребята, а вы любите гулять в лесу? Что вы там видели? (заслушиваются ответы 2-3 детей). А какие деревья растут в лесу?

Воспитатель: На какие две большие группы можно разделить все деревья в лесу?

Дети. Хвойный лес и лиственный.

Воспитатель: Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

Дети: У хвойных – хвоинки, а у лиственных листья.

Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?

Дети: Хвойные.

Воспитатель: Посмотрите на лес, где растут одни ели.

Дети: Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни сосны?

Дети: Такой лес называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Как можно назвать такой лес?

Дети: Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Воспитатель: Послушайте загадки и отвечайте дружно:

Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела Красные кораллы. (Рябина)

Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Стоит Алёна - Платок зелёный,

Тонкий стан Белый сарафан. (Береза).

(Раздаются шишки наиболее активным детям)

Воспитатель: Ребята, а что же такое лес для человека?

Дети: 

- Лес - это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь … »

- Столовая. В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.

- Аптека.

Воспитатель: А почему лес – аптека?

Дети: В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.

- Дом.

Воспитатель: Как лес может обогреть человека?

Дети: Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)

Воспитатель: Для кого еще лес является домом?

Дети: Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых. Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов.

- Мастерская.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

Дети: Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.

Дети: Красота.

Воспитатель: Что растет в лесу?

Дети: Цветы, кусты, грибы. Весной и летом радуют глаз пестрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой, ландыши.

Психогимнастика «Прогулка в лес».

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках – птичьи голоса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.

Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадайте их:

1.Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

3. Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

4. Вот летает над водой Вертолётик голубой:

Хвостик, крылья и глаза

Это просто …(Стрекоза)

(Раздаются шишки наиболее активным детям)

Воспитатель: Что дает лес человеку? Воспитатель показывает картинки с изображением даров леса.

Дети: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.

Воспитатель: Дети, а как правильно собирать грибы и травы?

Дети: Собирать только те грибы, которые ты хорошо знаешь.

-  Не надо брать старые грибы.

- Нельзя собирать грибы вдоль дорог.

- Срезать гриб надо ножом, а рвать с корнем.

Воспитатель: Почему нельзя их рвать с корнем?

Дети:  Чтобы не повредить грибницу, иначе на этом месте не вырастет больше гриб.

Воспитатель: А древесину лес дает человеку?

Дети: Лес дает человеку древесину.

Воспитатель: Дети, что делают из древесины.

Дети: Мебель, игрушки, бумагу, поделки.

Воспитатель: Любуясь красотой леса, художники создают прекрасные картины, поэты стихи. (Воспитатель показывает пейзажные картины леса в разные сезоны года, (Дети читают стихи о лесе)

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...

Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.

Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.


Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"


Потом вдруг качнулся,
вздохнул... и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.

Воспитатель: Кто помогает лесу и его обитателям?

Дети: Лесник.

Воспитатель: А кто это такой?

Дети: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса.

Воспитатель: Ребята, от какого слова образовалось слово «лесник»?

Дети: Слово «лесник» образовалось от слова «лес».

Воспитатель: Что нельзя делать в лесу?  Послушайте стихотворение про лесные правила.

Чтение стихотворения «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай.

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Да или Нет».

1.Ломать деревья и ветки  (нет)

2.Сажать больше деревьев  (да)

3.Ходить и топтать цветы.(нет)

4.Любоваться  красотой  природы. (да)

5.Рвать большие букеты цветов (нет)

6.Оставлять  мусор в  лесу.(нет)

7.Разжигать  костры  в лесу. (нет)

8.Беречь лес от пожара (да)

9.В лесу шуметь (нет)

10.Слушать пение птиц (да)

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы сберечь лес?

Дети: Чтобы сберечь хоть немного леса, мы должны бережнее относиться к мебели; экономить бумагу, собирать макулатуру для переработки бумаги и т.д.

Воспитатель: Итак, ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. И мы с вами должны любить и беречь этот большой, могучий лес. Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом деле помогать.

Произвести подсчет шишек. Раздать детям призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме «Флажки такие разные».

Конспект по изобразительной деятельности (аппликация) :"Флажки такие разные". вторя младшая группа....

Конспект по познавательной деятельности (экспериментирование) Тема: «Водичка, водичка…..»

Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, море, океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает.На плите у нас кипит.Паром в чайнике шипит.Без нее нам не умыться,Не нае...

Конспект совместной познавательной деятельности по теме «Свойства бумаги» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: формирование представлений о бумаге, её видах и свойствах.Задачи:расширить и уточнить представления детей о материале – бумага, её видах и свойствах;уточнить знания детей об использовании ...