«Расскажи мне о воде»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 Наталья Константиновна Киселева

 

 игра  – эксперимент 

 для детей  подготовительной  к школе  группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazhi_mne_o_vode.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи мне о воде»

 игра  – эксперимент

 для детей  подготовительной  к школе  группы

Цель:  Познакомить со свойствами воды -  текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое, принимать форму.

     Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности: формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы,  делать выводы.

    Содействовать развитию творческой  исследовательской активности детей.

Образовательные области:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Материалы и оборудование: 2 демонстрационных столика,  чайничек с водой, льдинки по количеству детей, поднос, на котором лежат 5 предметов разной формы: колбочки разных форм, пакет.  Сахар в тарелочках,  чайные ложки, трехлитровая банка с водой,  пипетка, глобус; карточки с изображением воды в разном состоянии, картинки о временах года. Ноутбук, видеозапись.

Дети стоят полукругом.

В. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Времена года». Я буду показывать слово, а вы, прочитав его,  назовете признаки этого времени года.

(показываю карточки – с одной стороны название времени года, с другой картинка, соответствующая этому времени года)

Игра «Времена года»

В. – А в какой последовательности времена года сменяют друг друга?

Может ли быть по-другому: например, за осенью наступит лето?

                                       (Ответы детей)

В. - А теперь, рассмотрите мой наряд и попробуйте дать мне название

(на мне накидка с сюжетами времен года).

                (Даю всем детям высказаться, затем обобщаю их ответы.)

Сегодня я – Повелительница времен года.

Зимой я ветры злые, холодные нагоняю, снегом землю укрываю, животных и насекомых спать укладываю. Назовите, какие животные находятся  зимой в спячке? (ответы детей)

Весной я раскрываю почки на деревьях и кустарниках.     А что там, в почках?  (ответы детей). Ветры теплые от сна пробуждаю, птиц,  зверушек, насекомых разных солнцем согреваю.     Какие  это насекомые?

 Летом тучки собираю. Для чего?   Воду в реках согреваю.

Осенью готовлю все живое к долгой  зиме: сбрасываю с деревьев листочки, птичек в теплые края отсылаю.   Почему?    Реки и озера льдом покрываю.

В. – Вот видите, мы встречаемся с вами каждый день, и вы знаете, как много мне приходится работать!  Я люблю играть с водой. И сегодня мы поиграем  вместе.

 

(Подхожу к демонстрационному столику, на котором лежат тарелки, бумажные полотенца,  и приглашаю всех ребят подойти и сложить ладошки лодочкой.)

Опыт 1.

Сейчас мы с вами попробуем удержать воду (наливаю в ладошки воду из чайничка).

(Как бы дети не старались удержать ее, через какое-то время вода просачивается.)

В. – Воду трудно удержать, она стремится убежать. Ребята! Вы знаете, как можно удержать воду?

С помощью чего?

                  (Дети высказывают свои предположения)

А если не использовать никаких предметов, как можно удержать воду в ладошках?

Детям  на ладошки выкладываю льдинки, комментируя:

 «Превратилась в лед вода, не стремится никуда».

Делаем вывод:       вода может находиться в разном состоянии.

 В каком? (жидком и твердом)

-А теперь возьмите зеркальце.  Держите его в руке.  Я накапаю несколько капель на поверхность зеркала. Что получилось? (маленькое озеро).

 -Теперь слегка наклоните его – речка потекла, а если наклонить зеркало сильнее, то вода потечет быстро.

 -Так и в природе: Если река течет по ровному месту, т.е. по равнине – медленно,  если  с гор, то течет быстро.  Кто знает, как это называется?  (водопад)

Дети садятся на ковер.

                           Показ видеослайдов:  река, водопад, море

Опыт 2.

Как вы думаете,  вода  имеет форму?

Какую?       (ответы детей)

Приглашаю детей к столу с предметами разной формы: конус, шар, цилиндр, пакет полиэтиленовый. Наливаю в них воду.

 Ответьте теперь, какой формы вода?

    ( Вместе с детьми перечисляю формы предметов, которые заполнила вода.)

 Делаем вывод: оказывается, у воды нет формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.

Физкультминутка

«Вода – не вода»

                       

Игра  на  внимание.    Правила игры.

 Если названное слово обозначает то, что содержит воду,  нужно присесть.  Если предмет имеет косвенное отношение к воде -  поднять руки вверх. Если предмет или явление не имеет отношения к воде –  топать ногами.

Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.

Приглашаю детей за столы.

Опыт 3

Обращаю  внимание на стол, на котором находятся  стаканы с водой и тарелки с сыпучим веществом белого цвета

- У вас  на столе  стаканы с водой и сыпучее белое вещество.

 Как вы думаете, что это?

Добавьте его в воду  и скажите, что произошло?

Изменился цвет воды?

А теперь понюхайте воду  (дети нюхают воду)

Появился ли запах?

Попробуйте воду  (дети пробуют воду)

 Изменился вкус воды?

В. - Смотрите, сахар растворился, а вода осталась прозрачной.                               

Вывод: у воды есть важное, полезное свойство – умение растворять в себе некоторые вещества. Почему это свойство полезное?   (ответы детей)

Чтобы приготовить суп, нам надо растворить в воде соль. Когда надо сварить компот или выпить чаю, мы растворяем в воде сахарный песок. Краски разбавить, мыло намылить и т.д.

 Это полезное свойство воды.

В.- А, теперь посмотрите на глобус. Видите, сколько на земле морей и океанов и сколько рек. Но не вся вода пригодна для человека.

 Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода,  занимает полстакана, а три капли из них – вода рек и озер, которую человек может использовать   (сопровождаю показом).

  Поэтому воду необходимо беречь.

Давайте вспомним правила пользования водой и бережного отношения к природе:

-Закрывать кран с водой.

-Не пускать воду сильной струей.

--Набирать только столько воды, сколько необходимо.

-Пользоваться для питья только чистой кипяченой водой.

-Не засорять природные водоемы.

-Останавливать тех, кто загрязняет воду, объяснять, почему этого делать нельзя.

Использованная литература:

1.Скоролупова О.А.  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода», Москва,2005

2. Воспитатель ДОУ  №7 2011

3. Детский сад со всех сторон  341-42 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе по экспериментированию с водой.Тема:«Расскажем Зайке о воде»

Конспект был разработан для детей 2-3х лет для проведения открытого занятия в МДОУ....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ» ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«РАССКАЖЕМ НЕЗНАЙКЕ О ВОДЕ»ОО «ПОЗНАНИЕ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Презентация "Расскажите детям о воде"

Презентация к занятию по реализации проекта опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников «Живая вода»...

Конспект НОД "Расскажи Зайке о воде"

Занятие для II младшей группы по экспериментированию. Использованы простые опыты для маленьких детей. Занятие в игровой форме....

Расскажем Гному о воде!

Итоговое занятие для детей старшего возраста "Свойства воды."...

Расскажем Зайке о воде

Занятие экспериментировани е с водой с детьми 2-й мл группе...

"Расскажем зайке о воде"

Опыты с водой в 1 мл.группе...