«Водное царство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Хабиева Алёна Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество по теме: «Водное царство»

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию, проводится с использованием ИКТ (слайдов и презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_zanyatie_poznanie.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество

для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Тема: «Водное царство» 

Подготовила воспитатель Хабиева Алена Александровна

г. Советский

 2011 г.

Задачи:

  1. Обучающие - уточнять и закреплять знания детей о рыбах: строение, способ размножения, питание. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).
  2. Воспитательные - продемонстрировать детям модель подводного мира (аквариум); вызвать желание создать аквариум в своей группе; выяснить, что необходимо иметь для создания аквариума. Учить доводить работу до конца, работать в коллективе.
  3. Развивающие - продолжать знакомить детей с техникой сложения бумаги – оригами; учить делать ножницами небольшие выемки-надрезы для передачи характерных особенностей рыб, вырезать круг из квадрата, дорисовывать недостающие элементы. Развивать моторику рук.

Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме (чем питаются, как выглядят, как передвигаются, чем дышат). Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Демонстрация наглядного материала (наборы иллюстраций и открыток, книга с изображением рыб и других обитателей водной стихии). Чтение художественной литературы. Нарисовать на ватмане гуашью аквариум с растениями и кормушкой.

Словарная работа: четкое произношение слова – аквариум, запоминание названий рыб, использование их в речи детей. Объяснить значение слова «веретено».

Оборудование: интерактивная доска, оборудование для просмотра презентации; лист цветной бумаги 20*20, лист белой бумаги 3*3, ножницы, клей, кисточка для клея, клеенка, фломастеры или цветные карандаши. Ватман с нарисованным аквариумом.

Демонстрационный материал: презентация «Нептун», иллюстрации рыб (морских, пресноводных, аквариумных), иллюстрация аквариума с рыбками, книга загадок, набор к сюжетно-ролевой игре «Рыболовы» (ведро, сачок, удочки, рыбы, морские обитатели, обруч). Микрофон (игрушка). Изображение рыбы – скалярии, образец готовой рыбы,

Раздаточныйматериал: лист цветной бумаги 14*14, лист белой бумаги 2*2, ножницы, клей, кисточка для клея, клеенка, фломастеры или цветные карандаши.

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Виталия Н., Савелия М., помочь при выполнении работы Амалии Я., Паше К.

Содержание НОД:

Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом, напротив доски.

Сюрпризный момент: появления картинки морского царя.

Воспитатель: ребята послушайте песенку, которую поет этот странный человечек с водорослями на голове:

Я Водяной, я Водяной,

Никто не водится со мной.

Как  будто мои подружки –

Только пиявки да лягушки!

Воспитатель: вы догадались, кто это?

Дети: водяной, морской король,…

Воспитатель: это – Водяной, он царствует в реках и озерах. Какая там вода на вкус?

Дети: обычная, речная, питьевая.

Воспитатель: пресная, если такую воду прокипятить, то ее можно пить. А рыбы, которые живут в пресной воде называются пресноводные. Отгадайте загадку:

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Кто это?

(Рыба)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Чешуя)

Рассматривание иллюстраций речных рыб

Рассказ воспитателя о строении и питании рыб:

Воспитатель: чешуйки у рыб круглые, блестящие, плотно прилегают друг к другу. Рыба плавает в воде быстро и проворно, потому что тело у нее похоже на веретено, сжатое с боков. Есть ли у рыб шея?

Дети: нет.

Воспитатель: голова рыбы сразу переходит в туловище. Что еще помогает рыбе плавать?

Дети: хвост и плавники.

Воспитатель: зачем рыбе плавники?

Дети: помогают рыбам плыть вперед.

Воспитатель: чем рыба дышит?

Дети: жабрами, воздухом.

Воспитатель: она все время открывает и закрывает рот, заглатывая им воздух. Жабры забирают кислород из воды, потом вода через жаберные крышки выходит наружу. Так рыбы дышат. Что еще есть на голове у рыбы?

Дети: глаза.

Воспитатель: они их закрывают когда нибудь?

Дети: нет.

Воспитатель: верно, у них нет век, поэтому рыбы даже спят с открытыми глазами. У некоторых рыб есть усы, которые помогают им отыскивать корм. Вы знаете таких рыб?

Дети: сом.

Воспитатель: чем чаще всего питаются рыбы?

Дети: водорослями, мотылями, червями. Сейчас я вам расскажу и покажу какие рыбы живут в реках и озерах.

Загадывание загадок с рассматриванием иллюстраций:

Колюч, да не еж,

Кто это?

(Ерш)

Он в самом омуте живет-

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот, усы,

А глазки чуть видны.

На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Хватать и глотать умеют щуки

Другой не нужно им науки.

Воспитатель: а вы знаете, зачем рыба откладывает икру? Весной рыбы мечут икру. Каждая икринка – это яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки-мальки. А теперь давайте отправимся к старшему брату Водяного – Нептуну, который живет в морях и океанах.

Физминутка

Воспитатель: мы с вами сейчас встанем и вспомним, на чем можно добраться до моря?

Дети: на поезде.

Воспитатель: построились в состав и поехали. На самолете – полетели (дети изображают самолеты и другие средства передвижения), на машине – поехали, на велосипеде – сели и крутим педали, пешком – встали и пошли, а когда устанем, организуем привал. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: угостил гостей Нептун морской водой. Какая она на вкус?

Дети: соленая.

Воспитатель: если рыбы живут в море, значит они какие?

Дети: морские.

Воспитатель: жизнь в океанах и морях кипит и у самого берега, и в открытом пространстве, и у поверхности воды, и в глубокой пучине. В морях и океанах водятся самые разные рыбы.

Просмотр слайдов презентации «Нептун», рассматривание иллюстраций «Морские обитатели» с пояснением воспитателем названий рыб и морских животных, если дети знают кто это – сами называют.

Воспитатель: ребята, а вы любите рыбу?

Дети: да.

Воспитатель: а знаете, как ее поймать?

Дети: да. Удочкой, сетью.

Воспитатель: мы сейчас с вами возьмем рыболовные снасти и отправимся на большую рыбалку.

Проводится игра «Поймай рыбку» 2-3 раза.

Воспитатель: много мы сегодня интересного узнали. А на память нам Нептун подарил кусочек своего царства. В нем есть вода, она пресная. Воды много, но не разливается. Рыбы плавают и все хорошо помещаются. Что это?

Дети: аквариум.

Выставляется картинка аквариума с рыбками.

Рассматривание иллюстраций аквариумных рыб.

Воспитатель: могут ли аквариумные рыбки жить в воде?

Дети: нет, они пресноводные.

Воспитатель: а в наших реках и озерах?

Дети: нет, они теплолюбивые.

Воспитатель: чем кормить рыб?

Дети: специальным кормом.

Воспитатель: Нептун подарил для нашей группы аквариум. (Выставляется ватман с нарисованным аквариумом без рыбок). Вам он нравится?

Дети: нет. В нем нет рыб.

Воспитатель: я предлагаю вам сейчас самим сделать рыб. А делать мы будем вот такую рыбку – скалярию. (Показать иллюстрацию рыбы скалярии).

Форма тела у нее круглая, сильно сплющена с боков. Окраска серебристая, с вертикальными темными полосами. Плавники вытянуты вертикально, из-за этого скалярия напоминает серп или полумесяц. У скалярии длинные усы.

Изготовление рыбы из бумаги приемом оригами

Дети располагаются за столами, с заранее приготовленным материалом.

Порядок выполнения работы:

  1. Рассмотреть образец, рассказать, как, по их мнению, выполнены детали (сложением бумаги). (Приложение 1)
  2. Гимнастика для рук

КОРАБЛИК

 По реке плывет кораблик. (ладошки вместе, движения руками в стороны)

 Он плывет издалека.

 На кораблике четыре (показать 4 пальца)

 Очень храбрых моряка.

 У них ушки на макушке, (показать ладошками уши на голове)

 У них длинные хвосты, (показать хвостик, повилять рукой)

 И страшны им только кошки, (сделать лапки как у царапистой кошки)

 Только кошки да коты (хлопок в ладоши).

  1. Из цветных заготовок (14*14) выполнить поочередное сложение квадратов: сложить квадрат по диагонали нецветной стороной внутрь. Разгладить место сгиба. Развернуть квадрат и сложить по диагонали другие противоположные углы. Развернуть квадрат. Сложить попалам. Две противоположные стороны квадрата вложить внутрь нецветной стороной навстречу друг другу. Должна получиться фигура в виде треугольника. Расположить заготовку вершиной вверх. От вершины треугольника боковые стороны согнуть в направлении средней линии, делящей основу на равные части. Углы при этом должны выступать за нижнюю горизонтальную сторону.
  2. Из белого квадрата (2*2) вырезать круг, срезая углы квадрата закруглением ножниц. Получится глаз рыбы. Приклеить к рыбке.
  3. Нарисовать фломастерами или цветными карандашами зрачок глаза, чешую в шахматном порядке, рот, плавники, хвост, темные полоски.

Расположить рыб в аквариуме, приклеить.

Воспитатель: посмотрите, какой замечательный аквариум у нас получился. А давайте теперь покормим наших рыб. (Ребенок рисует в кормушке корм).

Дидактическая игра «Интервью: Что мы знаем о рыбах?»

Воспитатель: к нам сегодня пришел необычный гость – это журналист, который пишет статью про рыб. Он возьмет у нас интервью, где вы расскажите, что интересного и необычайного вы узнали сегодня на занятии, какие рыбы вам особенно понравились и запомнились.

Приложение 1

  1.  

Сложить квадрат по диагонали нецветной стороной внутрь. Разгладить место сгиба.

Развернуть квадрат и сложить по диагонали другие противоположные углы.

 

Развернуть квадрат. Сложить попалам. Две противоположные стороны квадрата вложить внутрь нецветной стороной навстречу друг другу. Должна получиться фигура в виде треугольника.

От вершины треугольника боковые стороны согнуть в направлении средней линии, делящей основу на равные части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водное царство живого уголка.

Занятие в старшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности"Путешествие в водное царство"

формирование элементарных экологических представлений у детей пятого года жизни...

"Путешествие в водное царство"

Конспект занятия в комнате психологической разгрузки с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие решает задачи снятия мышечного напряжения , развития воображения, саморегуляции поведения....

Водное царство живого уголка

уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок; учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки; учить выделять общие для рыб признаки; развивать умение видет...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Путешествие по Водному царству"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы...

праздник на воде "Водное царство" для старшего возраста

Праздник на воде для старшего возраста "Водное царство"...