Занятие в средней группе «Новые приключения Умки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Загайнова Татьяна Геннадьевна

 

Проблема: «Как отправить Умку домой»

Игровая мотивация: «Помочь медвежонку добраться до Севера» Цель:   активизация мышления в процессе разрешения специально создавае­мых проблемных ситуаций. Задачи:

1. Развивать способности к поисковой деятельности:

  • находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций;
  • вызывать желание экспериментировать.

 

  1. Продолжать знакомить с дикими животными Севера, их повадками, спо­собностью приспосабливаться к среде обитания. Активизировать речь с по­мощью игр и упражнений.
  2. Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуа­ции).

Методическое обеспечение: географическая карта; иллюстрации с изобра­жением животных Севера; оборудование для опыта (см. занятие); шапочки оленей; материал к упражнению «Оденься по-зимнему»; макет Севера; 2-3 фигурки животных жарких стран; а/у записи «Гул самолета», «Песенка о медведях».

Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Бе­лые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

  • Послушайте, ребята, что я вам расскажу: Приплыл по океану с Севера матрос, Малюточку - медведя в подарок мне привез. Сидит он и тоскует весь вечер на пролет И мамочку любимую очень-очень ждет.
  • Видите, ребята, какой грустный медвежонок? Как вы думаете, почему? (от­веты детей)

2. Уточнение проблемы. Постановка задач.

  • Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медве­жонка? Почему? (ответы детей)
  • Как мы можем помочь Умке? (отправить обратно домой)
  • Какими путями можно отправить медвежонка к его маме? (ответы детей)

3. Поэтапное решение проблемы.

- Чтобы отправить медвежонка домой, надо знать его адрес. Кто скажет мне,
где живут белые медведи? Там холодно или жарко? Чтобы нам с вами не за­
мерзнуть в гостях у медведей, предлагаю одеться потеплее. Для этого надо
выбрать ту одежду, которая пригодиться нам на Севере.

Игровое упражнение «Оденься по- зимнему»

2


Детям предлагается два вида одежды. Они должны обвести в кружок нуж­ный вариант.

  • Молодцы! Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправим­ся в путешествие.
  • Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север? (ответы детей)
  • Я предлагаю лететь на самолете. Он передвигается быстрее и занимает мало времени, чтобы добраться до места. Прошу всех занять свои посадочные места (все садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, включить а/у за­пись «Гул самолета»)
  • Ребята, чтобы нам правильно выбрать путь, я взяла с собой карту.

 

  • Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на карте? (белым) Почему?
  • Правильно. Север - это ледяная пустыня. Белый цвет - это цвет снега, хо­лода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высо­те нашего детского сада, т.е. три этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс - самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка.
  • Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю.

Умка: - Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она?

- Не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.

Дидактическая игра «Расскажи о животном» На столе разложены иллюстрации животных. Ребенок выбирает картинку и рассказывает о животном.

  1. Северный олень - домашнее животное. У него густая и волнистая шерсть. Благодаря широким копытам, олень не проваливается в снегу. Он долго бега­ет и не устает. Люди используют оленей, как транспорт. Из шкур шьют теп­лые шубы. Жир используют, как крем для лица и рук.
  2. Полярная сова. Свой белый наряд сова сохраняет круглый год. Сова -хищник, питается мелкими грызунами. Сова тихо летает и хорошо видит в темноте.
  3. Песец - полярная лиса. У песца длинный, густой, красивый мех. Песец -хищник, питается мелкими северными грызунами (леммингами).
  4. Морж - огромное животное. На суше морж неуклюжий, а в воде хорошо плавает и ныряет. У моржа есть клыки (бивни), которыми он разрывает дно в поисках моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на льдинах и греть­ся на солнышке.
  5. Тюлени проводят больше времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает моржам и тюленям справляться с северными морозами. Питается тюлень рыбой. Главный враг тюленя - белый медведь.
  6. Альбатрос - огромная морская птица. Он плохо ходит по земле, зато легко и долго летает над океаном. Питается альбатрос рыбой, кальмарами.

Умка: - Спасибо, ребята, за интересные рассказы, но моей мамы среди них нет!

3


- Не отчаивайся, Умка! Идем искать твою маму дальше. А чтобы не было так
грустно, давайте поиграем и отдохнем.

Физкульминутка «Танец белых медведей»

  • Продолжаем наше путешествие.
  • Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза)
  • А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Чтобы понять, как животные приспособи­лись к таким условиям, проделаем опыт.

*** В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т.е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то вода превратилась бы в корочку льда. Рука замерзла. А те­перь вытрите руки и смажьте их кремом (вазелином). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она со­бралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На ру­ке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот по­чему животные, когда выходят из воды, встряхиваются. ***

Умка: - Ребята, мне очень с вами интересно, но где же моя мама?

- И, правда, ребята, что-то мы совсем забыли про нашего медвежонка. Да­
вайте пойдем дальше искать медведицу.

Дидактическая игра «Кто здесь лишний» На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний.

  • Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)
  • Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (бе­лый медведь) Почему он здесь? (белый медведь - житель Севера)

Умка: - Вот она моя мама! (выходит «медведица» — взрослый) Медведица: - Огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему малень­кому Умке добраться до дома. Я очень надеюсь, что вам понравилось это пу­тешествие, и вы узнали для себя что-то новое- и интересное. А в награду я приготовила вам «снежки» (зефир) и оленьи упряжки (маски), чтобы вы смогли добраться до детского сада.

- Спасибо за подарки. Мы очень рады, что помогли нашему маленькому дру­
гу. А теперь пора прощаться - в садик надо возвращаться! До свиданья!

Под запись «Саночки» дети покидают группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной НОД в средней группе "Новейшие приключения Колобка"

Конспект открытого занятия по сказке "Колобок" в новом изложении, с заданиями и играми...

Конспект итогового познавательного занятия в старшей группе «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА»

КОНСПЕКТ игрового познавательного занятия "НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА" в старшей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Новые приключения колобка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Новые приключения колобка»     Познавательное направлениеИспользуемые технологии:1.Игровая2. Здоро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Новые приключения колобка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Новые приключения колобка»     Познавательное направлениеИспользуемые технологии:1.Игровая2. Здоро...

Интегрированное занятие средняя группа "Новые приключения Колобка"

Цель: Закрепить знания о диких животных, про деревья которые растут в лесу, уметь различать и сравнивать между собой геометрические фигуры, счет предметов в пределах 5, различать порядковый и ко...

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе "Новые приключения Колобка"

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе "Новые приключения Колобка" разработан для классных занятий в средней группе....


 

Комментарии

Зарьянова Марина Кирилловна

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИЕМЫ!