Определяем плавучесть предметов. Детское экспериментирование с водой.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Безлепкина Лариса Ивановна

Серия опытов "тонет или плавает" позволяет помочь детям понять. что плавучесть  зависит от тяжести и формы предметов. Подводим детей к понятию "плотность". Итог серии экспериментов подводится в форме мини-сообщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otpravnoy_moment_issledovaniya_plavuchesti_predmetov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Отправной момент исследования плавучести предметов - «маленькое чудо» - бумажный цветок, раскрывающий в воде свои лепестки.

Чудо – цветок

   Из бумаги вырезать цветок. Его лепестки закрутить с помощью ножниц. Получилась лилия.

  В емкость с водой аккуратно поместить цветок. Понаблюдать за маленьким чудом – лепестки лилии начинают раскрываться.

 - Почему цветок раскрылся?

 - Почему цветок не тонет?

 - Есть еще предметы, которые не тонут, остаются на поверхности воды?

  Дети предлагают различные варианты, опираясь на свой жизненный опыт и знания.

- Как проверить наши предположения?

   Решено провести серию опытов «Плавает или тонет».

Плавает или тонет?

Задача: дать детям представление,  о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его формы и тяжести. Подвести детей к пониманию «плотности».

Материалы:  емкость с водой, сундучок с мелкими  предметами из различного материала – шарики, пластины, камешки, перышки…

 

 Описание:                                        

Опыт 1: Каждому из детей предлагается выбрать предмет, плавучесть которого он хочет проверить. Сначала высказывают предположение

дети, результат заносится в таблицу. Затем ребенок самостоятельно опускает предмет на воду, чтобы проверить правильность высказываний. Результат заносится   в таблицу.  

Выводы: Тимофей высказывает гипотезу:

 - Вода держит на поверхности легкие предметы, тяжелые удержать не может и они тонут.

- Почему  кукольное платье сначала было на поверхности, а потом утонуло?

 София:

- Оно сделано из ниточек (ткани).

Дима:    

 - Ткань промокла, стала тяжелой, поэтому платье утонуло.

Опыт 2: Убрали из  емкости утонувшие предметы, оставили только те, что на поверхности, решили посмотреть, что изменится за время нашей прогулки. Перед прогулкой Саша отметила, что у картонки поднялись вверх края. Что будет дальше?

 После прогулки, заглянув в  емкость с водой, дети замечают – картон утонул.

Вывод: Тимофей:

-  Картонка от воды разбухла, стала тяжелой и утонула.

Дети с ним соглашаются.

Опыт 3: Решили оставить до утра в  воде перо, деревянную счетную палочку, карандаш.

 Утром дети с интересом шли посмотреть – что изменилось?

Катя:

-  А почему карандаш утонул? (Карандаш плавал под наклоном погрузившись в воду.)

Вывод: Дети:

- Он набрал в себя воды и стал тяжелым.

Более того, попутно выяснилось, что карандаш легко разделился на две половинки. Почему? Он оказался склеенным из двух частей.

 Легкое перо и плоская деревянная счетная палочка не утонули.

 Гипотеза: если карандаш почти утонул, а плоская счетная палочка – нет, может быть, плавучесть зависит от формы предмета?

Результат занесли в таблицу. Решили проверить гипотезу о зависимости плавучести от формы предмета.

Опыт 4: Вспоминаем, что кусок пластилина в воде не тонет.

Предлагаю детям придать этому же куску форму чашечки.

  Предположения детей противоположные: одни говорят – потонет, другие – нет. Опустив чашечку на воду, видим, что она остается на поверхности. Почему?

Гипотеза, высказывается детьми:

- Там воздух!

 - Где же там воздух, ведь этот пластилин тонул. Почему сейчас плавает?

 Вывод: тонет предмет или плавает зависит еще и от формы самого предмета.

Опыт 5: Есть предметы, которые тонут, есть – которые плавают. Что будет, если соединить некоторые из них? Потонут или нет? Давайте попробуем провести  эксперимент.

 Предлагаю

  1. платье куклы положить на целлофановый пакет,  
  2. пластмассовый болтик на пластмассовую крышку,
  3. к пластмассовому закрытому пузырьку приложим пластилин,
  4. на плоскую деревянную палочку сначала положим резинку для волос, а потом – пуговицу.

 Делаем выводы, результаты наших наблюдений заносим в таблицу.

Опыт 6: Пластмассовый пузырек, закрытый крышкой не тонет. Что будет, если крышку снять?

  Дети высказывают предположения, ответы разные, приходим к выводу о проверке правильных выводов опытным путем.

  Наливаем немного воды – пузырек наклоняется, плавает, погрузившись наполовину в воду. Набираем воды до краев, он

опускается на дно.    

  Вывод: Паша:

 - Помогает держаться на воде воздух, который в пузырьке, когда там только вода – он стал тяжелым, утонул.

Полина:

-  А стеклянный пузырек тоже будет плавать?

Дети прогнозируют ответ, затем проверяем опытным путем.

Сравнив вес пластмассового пузырька и стеклянного, делаем

Вывод: Дети:

 - Стекло тяжелее, но там воздух, он не дает утонуть и стеклянному и пластмассовому пузырьку. 

- Резиновый мяч плавал на поверхности, как вы думаете, почему?

- В нем есть воздух.

- А что будет, если воздух убрать?

София:

 – Я купаюсь с уточкой, если в нее попадает вода, она все равно плавает, мяч не утонет.

Проверяем опытным путем – делаем шилом дырку в мяче, набираем через нее воду, мяч тонет.

Вывод: Дети:

 – Конечно, ведь в нем нет воздуха, там теперь вода!

После того, как ответ получен, предлагаю поиграть с резиновыми рыбками, в которые тоже можно набрать воды, проверить полученный вывод. Результат получили такой же – с водой внутри рыбки тонули, без воды – плавали.

Опыт 6: На полдник – апельсины. У детей возникает вопрос:

- А апельсин тонет или плавает?

Предположения разные, решаем проверить. Выясняем – апельсин с кожурой плавает. Что будет, если его очистить?

  И опять маленькое чудо: апельсин очистили, значит, он стал легче, но уже не плавает, он утонул! Почему?  

Степа:

 – Я знаю, там воздух. Мне мама говорила.

- А где же там воздух?  Когда мы убрали кожуру, апельсин утонул.

- Да, там воздух! Даже большая машина в воде не тонет, если закрыть крышу и окна, чтобы вода не попала. Даже на крыше можно стоять, мне папа говорил!

- Где же все-таки прячется воздух в апельсине с кожурой, что он не тонет?

Ответ дети дать не смогли. Предлагаю разобраться.

Не  вдаваясь в подробности, рассказываю детям, что все предметы состоят из маленьких частичек.

  В прозрачный стакан насыпаем фасоль. На стенке стакана фломастером делаем отметку – сколько фасоли в стакане. Аккуратно потряхиваем стакан, фасоль укладывается плотнее, по отметке делаем вывод, что места она занимает теперь меньше. Хотя мы не отбавляли ничего от ее количества.

  Если  частички расположены близко друг к другу, говорят, материал имеет большую плотность. Плотность  металла большая, он тонет. Если частички располагаются не плотно – маленькая плотность материала. Плотность дерева меньше, чем у воды, даже большое тяжелое бревно плавает.

Вывод: Если предмет имеет плотность больше, чем у воды – он тонет. Если плотность у предмета меньше. Чем у воды – он плавает.

Апельсину  не дает  утонуть рыхлая, неплотная кожура, в ней есть воздух. Если кожуру снять, апельсин тонет.

  Экспериментов проведено достаточно для того, чтобы подвести общий итог по нашим выводам. С ребенком, который проявлял большую активность и заинтересованность, чем другие дети, готовим мини-доклад. Составляем рассказ, обговариваем и рисуем опорные картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследуем свойства воды. Детское экспериментирование с водой.

Предложенные опыты и игры с водой помогут детям старшего дошкольного возраста систематизировать знания о свойствах воды, помогут в доступной форме узнать о круговороте воды в природе....

Технологическая карта к занятию по детскому экспериментированию "Волшебница вода"

Технологическая карта, которая заменит написание конспектов....

Мастер-класс на тему: "Детское экспериментирование с водой с детьми 2-3 лет"

Конспект проведения мастер-класса среди воспитателей ДОУ....

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Организация детского экспериментирования. Фильтрация воды»

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Организация детского экспериментирования. Фильтрация воды»...

Детское экспериментирование с водой в ДОУ опыт "Пенный цветной вулкан"

Одним из самых интересных и занимательных дел в детском саду всегда было экспериментирование.Дети познают окружающий мир с рождения. Им интересно делать открытия, проверять всё опытным путём.Целую нед...

Конспект по экспериментированию в I младшей группе «Поможем зайчику определить какие предметы тяжелые, какие легкие»

Систематизирование познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование, формирование навыков классификации предметов. Формировать у детей умение определять легкие и тяжелые пр...