Экологическая сказка « на лесной опушке»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

                                    Конспект занятия

                                              Экологическая сказка « на лесной опушке» ( сказка о грибах)

                                           Подготовительная к школе группа

 

 

 

 

                                                                                                                    Выполнила: Янгляева Р.З.

 

 

 

 

 

Программное содержание. Уточнить представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев и цветов. От леса человек получает много даров своего хозяйство: грибы, ягоды. Уточнить знания детей о съедобных и несъедобных грибах, их использовании. Каждый  человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя в лесу, не разрушать условий жизни лесных обитателей, собирать дары осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу.

 

Оборудование.

Декорация леса: березы, елочки, папоротники, цветы, ягоды, бабочки,домик, трон для королевы, корзинки.

Магнитофон с записями:П.И. Чайковский «Вальс  цветов», «Щелкунчик», мелодии Вивальди.                             

Словарная работа: кислород, холера, удушье, обморок, пенициллин, плесень, антибиотики, птица Ченга.

                                                                                        Ход сказки.

Жили- были сестрица Аленушка и братец Иванушка (входят Аленушка и Иванушка. Она в ярком сарафане, он в расписной рубашке).

Аленушка: Смотри,братец Иванушка,

                     В избе светлым- светло!

                     Какой денек хороший,

                     Солнечно, тепло.

                      Берем с тобою по лукошку

                      И скорее в путь- дорожку

                      За ягодами и грибами!

(дети берут лукошки или корзинки и начинают искать грибы).

                       Потом тропинкою росною

                       Они свернули в лес.

                       Туда, где сосны рослые

                        Касаются небес.

                        Где сказки шепчут ели,

                        Березы и дубы,

                        Где ягоды поспели

                        И выросли грибы.

(останавливаются на полянке).

Аленушка: Иванушка,не отходи от меня далеко\.а то заблудишься. (дети продолжают собирать грибы. Иванушка видит бабочку и убегает за ней. Аленушка не замечает этого и уходит в другую сторону. Входит Иванушка).

Иванушка: Аленушка! Сестрица, где ты ,ау!

                     В небе радуга –дуга

                     Опустилась на луга.

                     В поле солнышко играет,

                     Оживилось все кругом,

                      И цветы в росе сияют

                      Тихим,ласковым огнем.

(«Вальс цветов» из «Щелкунчика». Танцуют цветы)

Иванушка: Кто вы?

Ромашка: А ты отгадай!

                   Стоит в поле кудряшка,

                   Белая рубашка,

                   Сердечко золотое,

                   Что это такое?

Иванушка: Я знаю,это ромашка.

Ромашка: Я- белая ромашка

                   В середине желтый цвет

                   Возьми меня с собою

                   Украшу твой букет.

Гвоздика: А теперь отгадай мою загадку.Красивые звездочки по земле рассыпались. Что это такое?

Иванушка: Это цветы гвоздики.

Гвоздика: Резвится в поле тихом

                   Цветочный карнавал

                   Я- пестрая гвоздика

                   Я к вам хочу на бал.

Колокольчик: Лиловый колокольчик

                          Расту в тени лесной.

                          Я в просеке сосновой

                          Киваю головой

Все цветы: Собрались мы,весело

                     Заводим хоровод.

                    Мы хором напеваем

                     Поляна вся цветет.

Иванушка: Скажите, а почему в лесу нельзя громко кричать?

Ромашка: Наступило лето красное. Июнь- месяц тишины: птицы на гнездах, у зверей появились детеныши. В лесу надо вести себя тихо,чтобы не напугать лесных жителей.

Гвоздика: А еще не надо рвать лесные цветы. Их так мало осталось, потому что каждый хочет унести домой букет. Пусть цветы украшают наши полянки.

Иванушка:Мне об этом рассказывала сестрица Аленушка!

Ромашка: Много любителей лесных прогулок приходит к нам, но не все знают, как надо вести себя в лесу.

Гвоздика: Иванушка, мы знаем , что ты заблудился. Мы поможем тебе.

Иванушка: Вот спасибо! Но я хочу есть. Вот и гриб с красивой шапкой. Наверно, это сыроежка.(тянется к грибу).

Ромашка и Гвоздика: Нельзя, Иванушка, это гриб ядовитый.

Иванушка(капризничает):Почему,все нельзя да нельзя? А я съем! (Иванушка дотрагиваеися до гриба. Гриб тут хватает его за руку).

Мухомор: Ага,попался! Ты не узнал даже мухомора. Я уведу тебя в царство королевы Бледной поганки. (уводит Иванушку).

(Ромашка и Гвоздика) уходят за помощью. Появляется Аленушка,грустная. Она зовет Иванушку).

Аленушка: Ау, Иванушка, где ты?(выходит гриб Боровик).

Боровик: Не печалься, Аленушка ,мы найдем твоего брата Иванушку.

Аленушка: А ты кто!

Боровик: Отгадай, кто я:

                  Под старой сосною

                  Где склонился пень- старик,

                  Окружен своей семьею,

                   Первый найден….

Аленушка: Вспомнила- Боровик! А откуда ты знаешь мое имя?

Боровик: А я все знаю. Белый гриб- мечта всех грибняков. Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах,дубовых и еловых лесах. Боровик-красивый и крупный гриб,его часто называют царем грибов.

Аленушка: Ты не видел моего братца Иванушку?

Боровик: Нет не видел. Но может мои друзья видели. Вот они идут.(появляются две сыроежки. Они спорят между собой).

1-я сыроежка: Я самая красивая.

2-я сыроежка: Нет я самая красивая!

1-я сыроежка: У меня желтая шляпка, как солнышко.

2-я сыроежка: Подумаешь, а у меня синяя, как голубое небо.(увидели Аленушку). Девочка,откуда ты?

Аленушка: Я в лесу грибы собирала. Зовут меня Аленушкой. А вы кто?

Сыроежки: Отгадай, кто мы

                     Вдоль лесных дорожек

                     Много белых ножек

                     В шляпках разноцветных

                     Издали приметных.

                     Собирай, не мешкай,

                     Это….

Аленушка: Сыроежки!

1-я сыроежка: Правильно! В лесу растет большое количество сыроежек. Свое название мы получили за то, что при засоле очень скоро, через сутки, готовы к употреблению,сыроежки- друзья малоопытных грибников.

2- я сыроежка:Грибы растут повсюду. Сыроежки-самые хрупкие грибы. Их можно варить и жарить.

Аленушка:Дорогие мои, сыроежки,скажите,не видели ли вы моего братца Иванушку?

Сыроежки: Видели,видели:он в ядовитом царстве.

Аленушка:А разве такое царство бывает?

1-я сыроежка: Есть такое царство. Королева там бледная поганка.В ее царство попадают те,кто не знает грибы или путает их.

Аленушка: А как туда пройти?

2- я сыроежка: Там очень опасно. Не ходи туда,Аленушка.

Аленушка:А как же Иванушка?Нет я пойду  за ним. Кто туда меня проводит?( сыроежки снова начинают спорить).

Боровик: Не спорьте , мы все пойдем выручать Иванушку из беды (уходят).

Покой королевы Бледной поганки. Посреди поляны стоит  трон .Входит гриб Шампиньон и придворные грибы.

Шампиньон: Я –главный советник королевы бледной поганки. А знаете почему? Ведь я съедобный гриб.  Не в лесной чаще, а в чистом поле, на огороде, на жирной земле селится этот гриб. Когда гриб молодой,он как  бы запеленат в пленку.А у старого гриба есть воротничок.А теперь – внимание- сюда идет Его Величество Бледная поганка. (звучит плавная музыка. Входит Королева).

Бледная поганка: Я-Королева Бледная поганка. Я –самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Мухомор: Я – гриб Мухомор. В отличии от поганки, природа наградила меня необыкновенной красотой, но красота моя обманчива. Яд вызывает удушье, обмороки. Мухомор использовался как средство для уничтожения мух.

Бледная поганка: Ваше Величество, не было ли в нашем королевстве каких- либо происшествий?

Мухомор: Было Ваше Величество. Сегодня я нашел мальчика, который не знал даже, кто такой

Мухомор.

Бледная поганка: Какое невежество! Позвать сюда этого мальчика. Я хочу посмотреть на него.

(раздается шум. Это спорят сыроежки. На поляну выходят грибы и Аленушка).

Шампиньон: Что за шум в покоях королевы ?

Бледная поганка:(  обращаясь к Аленушке) . Откуда ты пришла, девочка. Зачем пожаловала в наше опасное царство?

Аленушка: Поклон тебе, королева Бледная поганка. Меня зовут Аленушкой. Я пришла сюда за своим братом Иванушкой. Я знаю, он у тебя. Верни  мне его.

Мухомор: Известно ли тебе, что братец не знает гриб Мухомор. Такой гриб и незнать! Не отдам Иванушку.

Аленушка: Он еще у меня маленький. Отпустите его пожалуйста.

Бледная поганка: Хорошо ,я отпущу твоего брата, если ты отгадаешь мои загадки.( Шампиньон : торжественно читает загадки).

Шампиньон: Загадка первая . Какой гриб лето кончает?

Аленушка: Это белый груздь . Он появляется в августе, а это последний месяц лета.

Шампиньон: Загадка вторая. Какие грибы лечат?

Аленушка: Это , во –первых, гриб чага. Он растет на березах. Им лечат язву желудка, некоторые опухоли. Все знают лекарство пенициллин, которым лечат восполение легких, бронхит. Пенницилин был получен из обыкновенной зеленой плесени. Антибиотики стали верными друзьями  человека в борьбе со многими опасными болезнями. Грибами даже лечится лось, он любит есть мухоморы.

Мухомор: Молодец девочка.

Бледная поганка: Советник, загадайте Аленушке вопрос по – сложней. Пусть подумает.

Шампиньон: Загадка третья. Какие грибы летают?

Аленушка: Это трудная загадка… Но я ее отгадала. Грибы не могут летать, но летают птицы. Птицу Ченгу за ее невкусное мясо называют поганкой. (грибы ликуют ,королева улыбается).

Бледная поганка: Наша госья хорошо знает грибы. Я сдержу слово. Привести сюда Иванушку. (Входит Иванушка) .Забирай его.

(Аленушка обнимает Иванушку, грибы радуются. Аленушка с Иванушкой уходят ,грибы машут им вслед).

А вот наши гости знают ли грибы ? Сейчас мы это узнаем.

Загадка 1.

Что за гриб растет , кручинясь,

Ни валун и ни стручок.

Лишь родился – весь в морщинках,

Как столетний старичок.

                                      (сморчок)

Загадка  2.

Много нас грибочков братьев

 Утром в теплый летний день.

Любим мы гурьбой забраться

Даже на трухлявый пень.

                                          (опята)

Загадка 3.

 

 

Я в красивой шапочке расту

 

 Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …..

                                       (подосиновик)

Загадка 4.

Растут на опушке

Рыжие подружки

А зовут их ….

                                             (волнушки)

Загадка 5

Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке.

                                    (белый гриб)

Загадка 6.

Сорвал я красный гриб в лесу.

Любуюсь я на его красу.

На белой ножке ,

На шляпке горошки.

                                (мухомор)

Наступила самая прекрасная пора. Встречайте лето красное ! Приходите в лес за грибами и за ягодами.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка «На лесной поляне»

Закрепить с детьми названия съедобных и несъедобных грибов; учить отличать грибы по внешнему виду, знать места их произрастания, правила сбора; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной ...

Сценарий экологической сказки «Спор лесных друзей».

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста. Цель: продолжать развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе, формировать у детей экологическое мировоззрение об о...

Экологическое занятие"Бабочки и пчёлки на лесной опушке" в старшей группе "Звёздочки"

Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка  к природе, его окружающей, к себе и людям как к части  природы, к вещам и материалам природного происхождения....

Конспект маршрутной игры по экологическому воспитанию "На лесной опушке"

Детям предлагается путешествие по "станциям": "Деревья", "Птицы", "Насекомые", "Грибы, ягоды". Задаются вопросы, дети отвечают и переходят на следующу...

Театрализация сказки "На лесной опушке"

Тема: театрализация сказки «На лесной опушке»Цель: вызвать интерес к сказкам.Задачи:Образовательные: приобщать детей к народному творчеству.Развивающие: способствовать развитию мышления и ...

сказка "На лесной опушке собрались зверушки"

Театрально-музыкальное представление для  среднего возраста....

14. Объект экологической тропы «Лесная опушка»

14.  Объект экологической тропы «Лесная опушка»Представляет собой «Уголок леса» с полянкой для отдыха.Цель: учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;- за...