Они сражались за Родину. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Федченко Надежда Ивановна

Занятие посвящено 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Подрастая, человек с особым пониманием относится к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют след в детских душах. А российская история всегда была богата на героев. Рассказы о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны находят отклик в сердцах ребят, что, несомненно, воспитывает у них патриотические чувства, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Они сражались за Родину61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Они сражались за Родину. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

  1. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
  2. Вспомнить, какие памятники героям установлены в Москве.
  3. Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину.
  4. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Материалы:

Иллюстрации с изображением памятников защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны: памятника Г.К. Жукову, памятников героям-лётчикам, расположенных в нашем районе города (П.М. Вострухину, А.С. Хлобыстову, Е.В. Михайлову, Л.Х. Папернику, В.В. Талалихину, Ф.А. Полетаеву). Портреты советских военачальников, портреты пионеров-героев. Иллюстрации, плакаты с изображениями сражений Великой Отечественной войны, здания Рейхстага, над которым развивается знамя нашей страны. Фотографии с изображением Парада Победы на Красной площади, встреч ветеранов войны. Книги о войне.

Подлинные вещи, сохранившиеся после войны: одежда – гимнастёрка, пилотка, шинель, сапоги, каска; фляги, планшет, бинокль, семейные и фронтовые фотографии, письма, гильзы от патронов и снарядов, ящик из-под снарядов, ордена и медали.

CD-диски с песнями, маршами военных лет.

Плакаты: «Родина – мать зовёт», «Слава воину-победителю!», «Красной Армии – Слава!», «Водрузим над Берлином знамя Победы».

Ход занятия

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Экскурсовод.

А дети играют в войну,

Ну что тут поделать – играют.

Они защищают страну

И с громким «Ура!» побеждают.

Стреляют бесстрашно в врага

И грудью бросаясь на «Тигры»,

Сквозь годы, эпохи, века, –

Так любят весёлые игры!

Вставай, человечество, в строй

И мир без насилья устрой им.

Чтоб всё то, что было войной,

Весёлой лишь стало игрою!

Дети, вы сегодня пришли в Музей воинской доблести и славы уже не в первый раз. На прошлой экскурсии мы познакомились с историей России с древнейших времён до войны 1812 года, с великими полководцами, царями и князьями-воителями, с русским оружием.

Ребята, сегодня я вас познакомлю с экспозицией, посвященной Великой Отечественной войне.

За всю многовековую историю нашей страны не раз на её долю выпадали большие испытания. Но самыми тяжёлыми из них были войны, в которых нам приходилось отстаивать независимость своей Родины. Последней из войн была Великая Отечественная война. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека.

9 Мая наш народ каждый год отмечает один из самых любимых праздников. Что это за праздник?

Дети. День Победы.

Экскурсовод. А кто помнит, что это за победа? Над кем?

Дети. Над фашистами.

Экскурсовод. В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта война была очень страшная. Ведь раньше какое оружие было?

Дети. Пика, меч, палица, лук, щит.

Экскурсовод. Если и убивали людей, то не так много. А здесь – самолёты, которые сбрасывали на мирных жителей сотни бомб, танки, пулемёты, пушки. Так сколько же было убитых?!

Гитлер со своей армией завоевал почти всю Европу, осталась только Россия. У нас с Германией был заключён мирный договор о ненападении друг на друга. Германия нас обманула, так как тайно готовилась к войне против нашей Родины, подтянула свои войска к границам нашего государства.

И вот в воскресенье 22 июня 1941 года…

Рано утром на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,

Это значит – против нас.

Самолёты с чёрными крестами на крыльях обрушили сотни бомб на мирные города, сёла, поля. Через границу хлынули фашистские танки, отборные гитлеровские дивизии. Нападение врага было вероломным. Фашистам удалось захватить многие районы страны. В кольце блокады оказался Ленинград, ныне Санкт-Петербург.

Фашисты рвались к Москве. Они хотели обойти Москву с севера и с юга, схватить оборонявшие Москву части в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Такой план был у фашистов. Они подошли так близко к Москве, что в бинокли видели дома.

В Подольске фашистов остановили военные курсанты и добровольцы.

Был один из самых тяжёлых моментов Московской битвы – это на разъезде Дубосеково. Здесь на холме, в открытом поле герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь. Их было 28. На них шли 56 фашистских танков, гудя моторами, содрогая землю.

«Друзья, – сказал командир, – велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва». Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов. Поклонилась им в пояс за это Россия. Разъезд Дубосеково для каждого русского сердца – дорогое, святое место. Там поставили памятник павшим героям.

На защиту Москвы встали все жители столицы от мала до велика. Копали противотанковые рвы, окопы, ставили противотанковые ежи. На заводах работали днём и ночью. Изготавливали снаряды, патроны, самолёты, автоматы, пулемёты, чинили танки и др. Рядом со взрослыми трудились дети. Они работали за двоих, за троих ушедших на войну. Дети были маленькие, и приходилось им под ноги ставить ящики из-под снарядов, чтобы достать до станков. Спали тут же, у станков. А на фабриках шили овчинные тулупы, шапки-ушанки, тёплые рукавицы, белые маскировочные халаты, так как зима была лютая, холодная.

В эти тяжёлые для Москвы дни командующим фронтом, защищавшим нашу столицу, был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.

Тысячи зажигательных бомб обезвредили защитники Москвы в суровую осень. Москвичи сберегли Москву от огня и пожаров.

Московское небо защищали храбрые, отважные лётчики: Вострухин, Талалихин, Михайлов, Полетаев, Хлобыстов, Паперник, Коновалов, Гастелло. Все они – Герои Советского Союза. Их именами названы улицы в нашем округе.

Герои шли на таран, вели свои горящие самолёты на колонны фашистских танков. Фашисты дорого заплатили за их смерть.

1941 год. 7 Ноября. На Красной площади в Москве состоялся военный парад. Перед воинами выступил Главнокомандующий Иосиф Сталин. Он сказал: «Война, которую мы ведём, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

И сразу же за речью по Красной площади торжественным маршем прошли войска и ушли на фронт, туда, где совсем рядом решалась судьба Москвы, судьба России. Уходили они на фронт, а рядом с ними шагала песня.

Звучит фонограмма.

Вставай, страна огромная.

Вставай на смертный бой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна.

Идёт война народная,

Священная война!

Экскурсовод. До самых последних дней героической обороны Москвы генерал Жуков командовал войсками Западного фронта. Это под его руководством и под руководством других советских генералов наши войска отстояли Москву. А затем перешли в наступление и в упорных сражениях разбили фашистов в Великой Московской битве.

Первое, самое большое поражение немцы получили под Москвой. Был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Подмосковье было усеяно сожжёнными и разбитыми танками, пушками, самолётами и автомобилями гитлеровцев.

Москве присвоили звание «Город-герой».

Но враг был ещё очень силён. В ту пору у него было больше войск, больше пушек, танков, самолётов, чем у нас.

Ребята, подойдите, пожалуйста, сюда поближе.

Осмотр экспозиции.

Экскурсовод. Видите, здесь собраны подлинные предметы, фотографии, вещи военных лет: гимнастёрка с орденами, фляжка, планшет с картой, бинокль, котелок и другие экспонаты. А вот ящик из-под снарядов, гильзы от пуль и снарядов.

Ребята, посмотрите, какие красивые молодые люди на фотографиях. Они вам кого-нибудь напоминают?

Дети. Наших пап.

Экскурсовод. А вот фотография Тамары Михайловны. Это мама нашего методиста Ольги Ивановны. Она ушла на фронт, когда ей было 17 лет, и защищала Москву. У нас есть песни военных лет, которые исполняет Тамара Михайловна. Послушаем.

Звучит фонограмма.

Но между сражениями у солдат бывали и минуты отдыха. Солдаты в это время приводили в порядок свою одежду, писали письма. Всегда в роте был баян или гармошка. А где гармошка, там песня, пляски. Солдаты отдыхали душой.

Звучит фонограмма.

Экскурсовод. Во время войны было много битв, после которых фашистам приходилось отступать. Разбитые под Москвой фашистские генералы не успокоились. Летом 1942 года, собрав свежие силы, они начали новое наступление. Фашистские армии устремились к берегам Волги, к городу Сталинграду.

Закипела Великая Сталинградская битва. Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли его взять.

Экскурсовод показывает фотографии разрушенного Сталинграда.

Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне. Но солдаты сражались за каждый дом, за каждый этаж. Было даже так, что на верхних этажах находились фашисты, а нижние этажи занимали наши.

Сюда под Сталинград были посланы генералы Жуков, Василевский и другие видные советские военачальники для того, чтобы подготовить план разгрома фашистов. Определяли место, где лучше всего ударить по фашистам. Выбрали место для удара, назначили время. Решили наступать с севера и с юга от Сталинграда, зажать врага в огромное кольцо, а затем разгромить или заставить сдаться в плен.

1942 год. 19 ноября. Оглушительный грохот потряс Приволжские степи. Это открыла огонь советская артиллерия. Заработали миномёты. Ударили знаменитые «катюши». Потом в бой ринулись грозные танки. И, наконец, с криком «Ура!» неудержимо рванулась вперёд всепобеждающая советская пехота.

Окружение фашистов под Сталинградом началось. Четыре дня советские армии громили фашистов. С севера и с юга они шли навстречу друг другу. И вот советские войска встретились. Огромная фашистская армия была окружена. Фашисты долго и упорно сопротивлялись. Они пытались вырваться из окружения. Фашистов заставили капитулировать. Победа под Сталинградом была полной. Победа была великой.

Тысячи советских солдат и офицеров – участников Сталинградской битвы были награждены орденами и медалями. Страна отмечала и отличившихся советских генералов. Они были награждены высшими полководческими орденами. Одним из самых почётных орденов, которыми награждаются советские военачальники, является орден Суворова. Орден Суворова имеет три степени. Первая степень самая высокая. Первым среди советских полководцев орденом Суворова первой степени № 1 был награждён генерал армии Георгий Константинович Жуков.

Под Курском было очень тяжёлое танковое сражение. Когда началась Курская битва, всем стало ясно, что это битва первоклассной военной техники. Это сражение опять выиграли наши войска. А руководил сражением вместе с другими генералами Г.К. Жуков.

В 1941 году в первые месяцы войны фашистские полчища подошли и окружили Ленинград. Начались тяжёлые дни ленинградской блокады. Несколько раз наши войска пытались отбросить фашистов от Ленинграда. Но сил не хватало. Люди в блокадном городе голодали. Не было света, воды, отопления. Даже в таких условиях ленинградцы работали. Делали всё для фронта. В день на одного человека давали 50 г хлеба. Но разве это был хлеб? Мякина с опилками. По «дороге жизни» – по льду Ладожского озера стали провозить хлеб, сахар, масло, а обратным рейсом вывозили раненых, детей, больных, стариков. И блокада эта продолжалась около трёх лет.

В январе 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение прорвать фашистское окружение вокруг Ленинграда. Под Ленинград был направлен генерал армии Жуков. Он ознакомился с состоянием войск, побывал в частях. В январе 1943 года мы разгромили фашистов под Ленинградом. За блестяще проведённую операцию под Ленинградом Георгию Константиновичу Жукову было присвоено звание Маршал Советского Союза.

Много грозных сражений с фашистами прошло за последний год войны. Советские войска разбили фашистов на Украине и в Белоруссии. Они прогнали фашистов из других стран. И всё же, чтобы закончить войну полной победой, надо было взять столицу фашистской Германии – город Берлин. Нашим войскам предстояло прорвать очень сильную оборону противника. Как же сделать так, чтобы прорвать её быстрее, чтобы наступление начать в тот момент, когда фашисты меньше всего его ожидают? Не раз собирались советские генералы, обсуждали, как лучше поступить. Маршал Жуков предложил начать прорыв обороны в три часа ночи. Некоторые генералы ему возразили: «Так ведь ночь, темнота, ничего не видно, товарищ маршал». Жуков сказал: «Так надо придумать что-то». И Жуков придумал – «волшебный огонь»... Ночью тысячи мощных прожекторов одновременно зажглись и ослепили немцев.

Шли жестокие, тяжёлые бои. Наши войска дружно сражались. Пехота помогала лётчикам, а лётчики – пехоте. Артиллеристы, танкисты, связисты, сапёры – все помогали друг другу. Стояли бойцы, как братья. Локоть к локтю. Плечо к плечу.

После падения Берлина война продолжалась всего несколько дней. Фашистская Германия была окончательно разбита. Бой в Берлине был жестокий. А бой в Рейхстаге не прекращался ни на одну минуту.

Михаил Егоров и Мелитон Кантария, охраняемые автоматчиками, были готовы взбираться по разрушенному куполу Рейхстага на его макушку, чтобы водрузить знамя Победы. Подъём был очень трудным. Разбитые стёкла резали руки, но знаменосцы не замечали боли. Скорее, скорее достигнуть вершины купола Рейхстага! Ещё одно усилие, и вот Егоров и Кантария – на вершине купола. Там была маленькая площадка, а посередине – металлическая трубка. Они быстро вставили древко знамени в трубку, а чтобы оно крепче держалось, привязали его солдатским ремнём. Так Егоров и Кантария водрузили знамя нашей Родины над главным зданием Берлина – Рейхстагом.

Экскурсовод показывает иллюстрации, плакаты с видами Рейхстага, Берлина.

В тылу у немцев было много партизан, подпольщиков. Они не давали фашистам спокойно хозяйничать на нашей земле. Как и в войне с Наполеоном. В партизанских отрядах были не только взрослые, но и дети.

Экскурсовод показывает портреты пионеров-героев, книги о Лёне Голикове, Вале Котик, Зине Портновой и других.

Экскурсовод. Всем им присвоено звание Героя Советского Союза. На ВВЦ им поставлены памятники.

Как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?

Дети. О них пишут книги, стихи, пишут картины, ставят памятники по всей стране.

Экскурсовод. Каких героев этой войны вы знаете?

Дети. Лётчики-герои, защищавшие небо Москвы: Талалихин, Вострухин, Коновалов, Полетаев, Хлобыстов, Паперник. Трижды герои Советского Союза Покрышкин, Кожедуб, маршал Жуков, Александр Матросов и другие.

Экскурсовод подходит к иллюстрации с изображением могилы Неизвестного солдата.

Экскурсовод. Вы узнали этот памятник?

Дети. Это могила Неизвестного солдата у стен древнего Кремля – Вечный огонь.

Экскурсовод. Что значит Неизвестного?

Дети. Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боёв солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. Есть он и в нашем городе.

Дети читают стихотворение М. Исаковского «Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь...».

Экскурсовод показывает иллюстрации, плакаты с изображением Мемориала на Поклонной горе.

Экскурсовод. Что за памятник перед вами?

Дети. Это Мемориал Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе.

Экскурсовод. Какие ещё есть памятники в Москве?

Дети. Памятник Маршалу Жукову на Красной площади.

Экскурсовод показывает иллюстрацию с изображением памятника.

Экскурсовод. Скульптор изобразил Жукова на коне.

Как вы думаете, почему Жуков изображён на коне? Ведь в Великой Отечественной войне использовались танки, артиллерия, авиация.

Предположения детей.

Экскурсовод. Жуков на Красной площади принимал Парад Победы на коне.

Экскурсовод показывает иллюстрацию.

Скульптор решил изобразить его на коне, как победителя. Народ помнит Жукова. В Москве есть проспект Маршала Жукова.

А каких ещё героев войны вы знаете?

Дети. Александр Матросов. Он закрыл своей грудью фашистский дзот и помог своим товарищам занять высоту, спас их от гибели.

Экскурсовод. Мы с вами знаем много пословиц о Родине.

Дети.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Смелость города берёт.

Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.

Экскурсовод. Чьи это слова?

Дети. Александра Невского.

Экскурсовод. Правильно! Молодцы!

Народ доказал, что покорить Россию невозможно, что не перевелись ещё на нашей земле герои, имена которых навсегда останутся в благодарной памяти потомков.

А сейчас помянем всех погибших в Великой Отечественной войне.

Экскурсовод вручает всем детям и взрослым живые цветы. Они возлагают их у экспонатов Великой Отечественной войны.

Звучит музыка военных лет. Дети покидают музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста " Моя малая родина".

Ознакомительное занятие по достопримечательностям города Северска....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины»

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Государственные символы нашей Родины: Герб и флаг России"

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотич...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»

Цель: формировать патриотические чувства любви к своей Родине – России, Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастнос...