Конспект интегрированного занятия "Братск - легенда Сибири" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кляндина Гульчачак Акрямовна

 

Занятие интегрируется через образовательные области "Познание", "Социализация", "Труд", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы" и преследует цели и задачи:
  • Уточнять и расширять представления детей об истории возникновения и строительства города Братск, об особенностях строительства современного города в таежной глуши.
  • Продолжать знакомить с образом жизни людей на сибирской земле в старину.
  • Закреплять и расширять знания детей о строительных профессиях и их значении для жителей  строящегося города.
  • Развивать у детей интерес к истории родного города. 
  • Воспитывать уважение к первостроителям Братска.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bratsk_-_legenda_sibiri.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №110» г. Братск

Интегрированное занятие

«Братск – легенда Сибири»

в подготовительной к школе группе

 Составили:

воспитатели

Кляндина Г.А.,

Шаманская Н. В.

г. Братск 2009 г.

Программное содержание:  

  1. Уточнять и расширять представления детей об истории возникновения и строительства города Братск, об особенностях строительства современного города в таежной глуши.
  2. Продолжать знакомить с образом жизни людей на сибирской земле в старину.
  3. Закреплять и расширять знания детей о строительных профессиях и их значении для жителей  строящегося города.
  4. Развивать у детей интерес к истории родного города.
  5. Воспитывать уважение к первостроителям Братска.

Материалы к занятию:

  1. Открытки, иллюстрации, фотографии с видами города Братск разных лет.
  2. Иллюстрированная книга «Это было на Ангаре»
  3. Рекламные проспекты предприятий города.
  4. Макеты, изображения и схемы Братского острога, домов и улиц  старого  Братска  в период строительства ГЭС.
  5. Модель «Машина времени»
  6. Песня «Прекрасное далеко» в СД записи.
  7. Синяя ткань, искусственные елочки для декорации.
  8. Плотная зеленая бумага для конструирования палаток.
  9. Мелкий строительный материал
  10. Бумага и средства для рисования

Предварительная работа:  

  1. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города Братск разных лет – от острога до современности.
  2. Экскурсии в Ангарскую деревню, в музей Политической ссылки,  в библиотеку, на почту, в книжный магазин, в кукольный театр, целевые прогулки по значимым местам города – к мемориальным доскам улиц Малышева,  Рябикова.
  3. Встречи и знакомство с известными людьми города – поэтами и писателями А.Лисицей, В.Корниловым и их творчеством; почетными гражданами Братска –  заслуженной актрисой РФ А.Овсянниковой, краеведом В.В.Рудых,  ветераном войны и труда Желтышевым В.Н.
  4. Чтение рассказов и стихов: И. Харабаров «Памяти землепроходцев»,

В. Непомнящих «Ангарстрой», Л. Хрилев «Братск 1955 года»,  «Первая палатка», В. Соколов «На улицах старого Братска», М. Танич «След колеса»,                         Е. Долматовский «Братская былина»

  1. Слушание песен о Братске: «Марш строителей», «Таежный вальс», «Прощание      с Братском» Н. Добронравова и А. Пахмутовой
  2. Фотоотчеты,  фоторепортажи, фотовыставки об экскурсиях и встречах
  3. Оформление выставки рисунков детей «Наш город нам дорог»

Ход:

        На полу, столах, полках, мольбертах, стендах размещены декорации и   наглядный материал по теме.

       Беседа с детьми: – Вы любите свой город? Как он называется? Сколько ему лет? Когда наш город празднует свой день рождения? Посмотрите, какой красивый наш Братск! Он растет и хорошеет с каждым днем – показываю фотографии и иллюстрации с видами современного города с помощью слайдовой презентации.

  – А как вы думаете, наш город всегда был таким?  Что было раньше на месте города? А вы хотите узнать, как построили наш город, почему его назвали Братском? А это было в будущем или прошлом? С помощью чего можно попасть в прошлое?

      Вношу модель «Машина времени», нажимаю кнопку «Прошлое», под фонограмму «Прекрасное далеко»  говорю слова:

                                Машина времени,

                                Неси  нас сквозь года

                                В тайгу сибирскую,

                                К реке Ангара.

    Вместе с детьми выполняем медленные движения: кружение вокруг себя, вращение руками,  –  Мы с вами очутились в прошлом, на берегу могучей таежной реки Ангара – Рассаживаемся на ковре среди искусственных деревьев и синей ткани, имитирующих тайгу и реку Ангару, продолжаю беседу, во время которой на экране появляются слайды.

– Давным-давно на берегу Ангары жили тунгусы – эвенки, буряты. – Как вы думаете, почему они поселились около реки? Что им давала река? Тайга? (Ответы детей с «волшебной» палочкой)      

– В ту пору, русские люди, прослышав о богатой «Брацкой землице», стали собирать отряды. С трудом преодолев непроходимую тайгу и своенравную Ангару, отряд атамана Перфильева добрался до заветного края. А вы знаете, почему эти земли и людей, живущих на них, русские называли «Брацкими»?   Ученые-историки говорят, что  коренные   народы – буряты дали это название. Но мне нравится другая версия – легенда о том, что, когда отряд казаков  встретился с коренными племенами, они протянули им руку дружбы и стали называть их «братами» и «Брацкими людьми». А потом, построили острог, т.е. защитное укрепление, потому что среди тунгусских народов – это народы, жившие в районе реки Ангары, встречались и воинственные племена, первопроходцы назвали его тоже «Брацким».

  Рассматриваем карту Сибири, находим на ней реку Ангару, приблизительный маршрут отряда казаков,  затем показываю макет башни и схему Братского острога, предлагаю построить острог из  строительного материала. А для этого объединиться в 2 компании-бригады:

1 компания-бригада детей строит ограждение острога, избу

2 компания-бригада детей строит башню Брацкого острога

– Через много лет люди научились строить многоэтажные дома, заводы, машины, поднимать в небо самолеты и на  месте бывшего острога вырос молодой город и его назвали «Братск».  

– Сейчас мы  продолжим путешествие во времени и  перенесемся в то трудное, но романтичное время. –  Снова используется «Машина времени» и песня «Прекрасное  далеко»

 – А вы знаете, почему возникла необходимость строительства города? Могучая сибирская река Ангара как нельзя лучше подходила для строительства гидроэлектростанции. Что такое гидроэлектростанция и зачем она нужна? Да, прошло время керосиновых ламп, стране нужно было электричество.  И вот на берегу Ангары появились первые строители – первопроходцы.  На чем они приехали и почему их так назвали? Где они жили, ведь кругом лишь сосны и ели, да непроходимая тайга. Конечно же, первостроители жили в палатках.

Показываю фотографию палаточного городка на слайде и предлагаю детям объединиться в три компании – строительные бригады,  сложить палатки из листов зеленой бумаги. Расставляем их в три ряда – по количеству бригад – на ковре среди декораций.

 – Как можно назвать городок из палаток?  

 Каждая компания  дает свою версию названия палаточного городка. 

–  Первостроители Братска назвали свой палаточный городок «Зеленым», почему? (Ответы детей)   Придумайте названия своим улицам и объясните, почему так назвали?  

Каждая компания детей  дает версию названия своей улицы  

– В таких же палатках  размещались магазин и больница,  столовая и клуб. На стройку стали съезжаться люди самых разных профессий. А какие профессии нужны молодому строящемуся городу?

     Раздаю  детям взять  картинки с изображением профессий, необходимых на стройке. Это каменщик, бетонщик, монтажник, маляр, плотник, стекольщик, врач, продавец, парикмахер, повар, водитель, лесоруб и др.).  Затем  предлагаю объединиться в две компании:

  1. Строительные профессии
  2. Профессии-помощники для строительства города

     Каждая компания доказывает необходимость выбранных профессий: лесорубы расчищают площадки для строительства, дорожники прокладывают дороги, повар кормит строителей, врач их лечит, водители подвозят строительный материал и т.д.

    Физминутка «Лесорубы»:

       Лесорубы в лес пришли,

       Инструменты принесли.

                         Раз, два, раз, два – завизжала пила.

                           Раз, два, раз, два – рубим  мы дрова.

    –  Трудно было строить город среди непроходимой тайги: зимой  строители работали в лютые морозы, а летом их кусала злая мошкара. Но шло время и, благодаря самоотверженному труду героических людей, вырос чудесный город. (Показ слайдовых фотографий  Братска 60 – 70-х  годов)

   Читаю стихотворение:

    Здесь сосны и ели стоят на ветру,

    Здесь снежные бури метут

    Здесь зверь пробегал, свою метя тропу,  

    Скрываясь в таежную тьму.

    Пришел человек в таежный тот край.

    Работая в дождь и пургу,

    Отчаянно верил в победу свою.

    И он покоряет тайгу.

    И вырос наш Братск у всех на глазах

    От снежной палатки в лесу

    До мощных гигантов – БрАЗ, БЛПК.

    Высотных домов и дворцов.

    Мой город родился в таежной глуши

    Морозным декабрьским днем.

    Мой город живет, мой город цветет,

    И мы вместе с Братском растем. 

    –  С тех пор прошло  много лет, прежде чем наш Братск  стал таким большим, красивым и современным, каким мы знаем его сейчас. А нам пора отправляться назад, в наше прекрасное настоящее.

    Нажав кнопку «Настоящее» на «Машине времени», под фонограмму «Прекрасное далеко» возвращаемся в  наше время. – А сейчас наш город возмужал, с каждым годом становится шире и краше.

    Показываю презентацию-клип  «Любимый город»

    После занятия предлагаю детям отразить свои впечатления от путешествия в прошлое в рисунках. Помещаем рисунки на стендовой выставке  «Я люблю свой город»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с использованием технологиии ТРИЗ

Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Уточнить представления детей о ж...

Конспект интегрированного занятия-праздника в подготовительной группе:"Под мирным небом Родины моей!",по изо и физической культуре

Интегрированное итоговое занятие-праздник в подготовительной группе по изо и физической культуре, посвящается 65-летию победы. Дети выполняют большую коллективную работу с применением как традиционных...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ТЕМА: «Моя Родина, мой край»   Программное содержание: 1.Воспитание у детей любви  к своей Родине, родному городу; 2.Формирование патриотических чувств; 3.Закрепление знаний гос...

Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"

закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей  моделировать, узнавать животных по  следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Поездка в Букландию".

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей по теме «Транспорт»; поставленные задачи способствовуют  усвоению детьми звуко-буквенного анализа,  упражняют в д...

Конспект интегрированной познавательной деятельности для подготовительной группы

Это открытая организованная деятельность на конкус, получила высший балл....

План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями....