«Наш дом - Земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Халимова Фарида Зявадовна

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира у детей подготовительной группы в области «Познание» 

 

                                                                                                                                      КОНСПЕКТ образовательной деятельности по формированию целостной картины мира у детей подготовительной группы в области «Познание»  на тему: «Наш дом - Земля»

Цель: Формирование целостного представления о природных зонах России                          

Задачи:

1.     Показать разнообразие и красоту Земли, возможность сопоставлять информацию о природных зонах;

2.     Закрепить знания детей о климатических условиях, для растений и животных;

3.      Учить сравнивать, мыслить логически, развивать память и внимание;

4.      Воспитывать экологическое сознание, культуру общения и бережное отношение к земле – своему дому. 

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание энциклопедии, картин, иллюстраций, просмотр документальных фильмов, мультфильмов; беседы, наблюдения, экскурсии; опыты со  снегом, льдом, песком; проведение КВН; изготовление папки исследователя, (работа с родителями по сбору информации ).

Методы и приемы: беседа, демонстрация слайдов;

Оборудование: ноутбук, диапроектор, иллюстрации Арктики, Тундры, леса, пустыни, картинки с изображением растении и животных маленького размера, глобус, географическая карта, компас, аудиозапись со звуками леса, магнитная доска, магниты, ионизатор воздуха.  

Ход образовательной деятельности:    

-         Ребята, посмотрите, что я вам принесла, как вы думаете, что это? (глобус)

-          Правильно. Что о нем можно сказать? (это уменьшенная модель Земли)

-          Посмотрите какой глобус разноцветный! А что обозначают разные цвета?

(голубой цвет – вода, желтый цвет – песок, коричневый цвет – горы, зеленый – леса, равнины, синие веточки – реки)

-          Вы сказали, что глобус уменьшенная модель Земли, что вы можете сказать о Земле как о планете?   (она имеет форму шара, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси)

-          А какие еще планеты вы знаете?       (Солнце, Луна, Марс, Венера)

-         Да, ребята наша планета – это огромный-преогромный шар,такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

 А если бы мы отправились бы с вами в путешествие, взяли бы мы с собой глобус? (нет)

-         А что поможет нам ориентироваться в дороге, не сбиться с маршрута?(карта, компас) Мы возьмем с собой карту, это гораздо удобнее.

-         Что такое карта?(это тоже изображение нашей Земли, только на бумаге)

-           Ребята, мы с вами много путешествовали по разным областям Земли, изучали, исследовали природные зоны, находили ответы на наши вопросы. А сегодня я вам предлагаю организовать клуб юных экологов, где мы с вами подведем итоги наших исследований.

(дети проходят в музыкальный зал на встречу за «круглым столом»

-         Ребята, путешествуя, мы с вами вели дневник, который поможет нам сегодня.

-          Итак, первая страница нашего дневника- это? ( Арктика)

-         А как еще называют эту природную зону?(царство снега и льда)

-          Почему она получила такое название? Какой здесь климат?

(снег и лед здесь никогда не тают, зима долгая и суровая, сильные морозы. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера, круглые сутки ночь – полярная ночь 6 месяцев, бывает полярное сияние, а летом солнце совсем не заходит сплошной день, солнышко светит, но не греет, растопить лед не может)

-         Если здесь повсюду снег и лед, значит тут никто не живет?

( Живут люди, но не постоянно, работают отважные полярники-метеорологи, они круглые сутки следят за погодой и сообщают нам, а еще они наблюдают за движением льдов в океане и сообщают капитанам судов самый безопасный путь)

-          Кто еще здесь живет? Какие животные и птицы?

 (белый медведь, тюлень, морж; птицы – чайка, тупик-носорог, чистик, топорик, крачка, кайра) 

-         Как животные приспособились к суровому климату Арктики?(у них густой мех и толстый слой подкожного жира)

-         Белый медведь чем питается, кто хочет рассказать?(Питается белый медведь рыбой, а  на снегу его совсем незаметно: шуба белая и снег белый, лишь нос черный. Когда он охотится на тюленей прикрывает нос лапой. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны – у него густой мех и толстый слой подкожного жира. Белый медведь хороший пловец, может плавать даже под водой)

-          Морж чем питается, кто расскажет про него?

(морж сильное животное, у него есть клыки, которыми раскалывает лед и находит пищу: рачков, моллюсков, клыки его защищают от врагов, он не боится холода, у него толстый слой подкожного жира)

-         В ходе исследования какие экологические проблемы вы выявили?(осталось мало белых медведей, люди много охотятся на них, из-за красивого меха.

-          Ребята исчезают многие виды животных, их надо оберегать, не истреблять. Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть?    (в красную книгу)

-         Почему красная книга называется красной?(красный цвет сигнал тревоги и опасности)

-          Какие животные Арктики внесены в красную книгу?(белые медведи, моржи, тюлени, чайки)

-          Мы с вами вспомнили, рассказали об Арктике, а сейчас я предлагаю дополнит вот этот пейзаж Арктики. Нужно выбрать из этих картинок тех животных которые живут в Арктике( выходят дети и работают у магнитной доски)

-          Вот какая получилась Арктика – царство снега и льда, где всегда суровая и холодная зима. А как надо правильно дышать особенно зимой( нужно дышать через нос, в носу холодный воздух согревается и попадает в легкие уже теплым, а если вдыхать ртом, то можно заболеть, простудиться) ( упражнения на дыхание)

-          Следующая страница нашего дневника( это тундра)

-         Кто исследовал и хочет рассказать о тундре? Какой там климат?(зима длинная и холодная, лето короткое и не жаркое.

-         Много  болот, не потому, что здесь выпадает много дождей, а потому что вода не может просочиться, мешает сильно промерзшая земля «вечная мерзлота» - лето короткое, земля не успевает прогреться)

-         Какие животные здесь живут?(северный олень, волк, песец, лемминг

-         птицы – полярная сова, куропатка, кулики, дикие утки, гуси, лебеди)

-          Что нужно животным чтобы выжить в условиях тундры?(нужно иметь плотную пушистую шерсть и умение находить пищу)

-         Кто хочет рассказать о животных тундры?

-         (северный олень – сильное и выносливое животное. Зимой олени белые, а летом коричневые, широкие копыта оленей помогает им не проваливаться в снег и раскапывать под снегом мох-ягель.

Северные олени помогают людям перевозить грузы);( песец – очень похож на лису, такой же хитрый, ловкий и осторожный, зимой белый, а летом серый, охотится на леммингов);(лемминг – маленький грызун, родственник серой мышки и рыжего хомяка, питается стеблями, веточками растений, зимой прячется под снегом в своей норке)

-         Какая в тундре растительность?(карликовые березы, ивы) Почему?(корни у них короткие, потому что вечная мерзлота, земля промерзшая)

-          Какие животные и растения тундры внесены в красную книгу?(олень, песец, куропатка, полярный мак, голубика, брусника)

-          Данную природную зону я тоже предлагаю дополнить животным и растительным миром тундры( дети работают у магнитной доски)

Здравствуй лес, дремучий лес  

Полный сказок и чудес

 кто в глуши твоей таится?

Что  за зверь? Какая птица?

-         Какая это природная зона?(лес)

-         Какое значение для человека и животных имеет лес? (дом для растений и животных, место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода; вдохновение для художников) 

 

-         Назовите экологические проблемы леса (из-за неправильного обращения с огнем случаются пожары, люди много вырубают деревьев)

-         Какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

(не шуметь в лесу; охранять птиц, не разорять птичьи гнезда; нужно бережно относится к насекомым, не ловить бабочек; не оставлять в лесу мусор; беречь животных, не истреблять)

-         Какие животные живут в лесу? 

-          Одно из богатств, нашей Родины - это лес. И наш край окружен лесами. Какие растения и животные нашего края внесены в красную книгу (василек, ковыль, меч-трава, молочай, тюльпан-шренка, рысь, лось, суслик, сурок, выдра, хомяк серый)

-           Лесной пейзаж дополним животным лесом. Вот какой красивый лес у нас получился.

-          Давайте представим, что все мы очутились в лесу, послушаем голоса птиц, вдохните лесной воздух, а как приятно пригревает солнышко солнечные лучик ласкают ваше лицо, шею, руки, все тело расслаблена (сеанс релаксации: музыка, ионизатор; все сопровождается движением рук, гладим голову, лоб, щеки)

-          Следующая страница нашего дневника, кто догадался, что это за природная зона? (пустыня)

-         Какой здесь климат (жаркий климат, продолжительное лето, песчаные барханы, главная трудность – недостаток воды)

-         Значит ли это, что в пустыне никто не живет (верблюд, варан, ящерица, тушканчик, скорпион, черепаха, как они приспособились к данному климату (могут долгое время обходиться без еды и воды)

-         Входе исследования пустыни мы выявили особенность почти все животные имеют коричневый окрас, для чего (прятаться от врагов)

-          Кто хочет рассказать о животных пустыни? (верблюд – житель пустыни, его называют кораблем пустыни. В горбах у него жир, который помогает ему долго обходиться без еды и воды, после долгих переходов оба горба свисают на бок, как пустые мешки. Но вот верблюд наестся и напьется – горбы снова расправились. В копытах у него есть подушечки, которые не позволяют верблюду не обжигаться в песке и не проваливаться в песок);(варан – тоже ящерица, а прозвали его пустынным крокодилом: поймает ящерицу съест, поймает черепаху проглотит, а вот тушканчика поймать не может, потому что тот очень быстро скачет)

-         Кто хочет дополнить?

-          Какая растительность в пустыне?  (саксаул, кактусы, верблюжья колючка)

-         Как растения приспособились к жизни в пустыне? (длинные корни уходят в глубоко в землю в поисках влаги, у кустарников мелкие листья или колючки) здесь на столике животные пустыни, которыми надо дополнить данную картину (работа у магнитной доски)

-           Не все пустыни в мире жаркие и песчаные есть холодные пустыни есть пустыни каменистые. Но все они похожи тем, что там всегда очень сухо, ни в какой другой природной зоне не выпадают так мало осадков как в пустыне.

-          А это какая природная зона? (джунгли)

-         Но мы еще ее не исследовали. Следующая наша исследовательская экспедиция в джунгли.

-          Мы соединяем все природные зоны, посмотрите сколько лиц у нашей планеты. Каждая область земли красива по-своему.

-         Мы подвели с вами итог всех наших исследований, путешествий, думаю что вам понравилось и вы узнали для себя много  интересного. Кто открыл для себя новое?

Наша встреча в клубе  подошла к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Наш дом - Земля»23.99 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".

Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"

Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...

Проект "Земля отцов - моя земля"

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...

НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"

Открытая непосредственно-образовательная деятельность  для детей подготовительной группы и их родителей к  23 февраля....