Образовательная область "познание". Тема: "Мой город Пущино" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Тышкова Татьяна Владимировна

Занятие из серии "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_moy_gorod.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мой город Пущино»

Возрастная группа: подготовительная.

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
  • Познакомить с именами тех, кто  прославил город.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне города Пущино .
  • Познакомить детей с рекой Ока, её  уникальностью.
  •  Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

 Подготовительная работа:

  • беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;
  • индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»;
  • выполнение совместно с родителями макетов «Мой дом и улица»;
  • посещение Пущинского экологического музея;
  • сбор иллюстраций о городе;
  • изучение символики города;
  • подготовить 2-х детей, при помощи родителей, к рассказу о «Приокско – Террасном заповеднике», о реке Оке.

Материалы и оборудование:

  • аудиозаписи с гимном;
  • аудиозапись классической музыки;
  • письмо;
  • проектор, слайды про город и окресности;
  • иллюстрации о городе, Приокско – Террасном заповеднике;
  • краски, карандаши, листы, вода, подставки для кисточек, фломастеры.

Ход занятия.

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Надо посмотреть, кто к нам стучится. Но сначала ответьте на мой вопрос – можно открывать дверь, когда вы находитесь дома одни, без родителей?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему? (ответы детей). Правильно, чтобы обезопасить себя и свою жизнь, никогда не открывайте дверь в квартиру, если вы одни. Даже, если вы с родителями, то лучше всего, чтобы они сами открыли дверь и посмотрели, кто пришел в гости. Мы сейчас все вместе, и можем посмотреть, кто стучит в дверь (воспитатель открывает дверь, у него в руках оказывается письмо). Интересное письмо, надо его прочесть. Читает.

Содержание письма:

«Уважаемые воспитатели и дети детского сада № 1. Мы слышали, что вы живете в удивительном городе под названием Пущино. Нам так хочется узнать о нем больше, что с огромным нетерпением ждем от вас приглашения в ваш город. С уважением Незнайка и его друзья».

Воспитатель: Пригласим в гости Незнайку с его друзьями?

Дети: Да.

Воспитатель: О чем мы будем им рассказывать, что показывать? Надо подготовиться к приезду гостей.

Дети: (высказывают свое мнение)

Воспитатель: Вы согласны?

Дети: Согласны.

Воспитатель: Начнем свой рассказ с того, что мы живем…(показывает на карту мира и обозначает Россию)

Дети: В России.

Воспитатель: А люди, в которые в ней живут, называются …

Дети: Россияне. 

Воспитатель: Давайте послушаем музыку (включается гимн России. Вы узнали это произведение?

Дети: Гимн России.

Воспитатель: Замечательно. Наш родной город называется…

Дети: Пущино.

Воспитатель: Значит, нас можно назвать пущинцы, потому, что мы живем в городе Пущино. У меня есть интересные слайды, хотите посмотреть.

Дети: Да.

(Дети рассаживаются: на стулья, пуфики, скамейки и т.д., по их желанию. Воспитатель показывает слайды и рассказывает о городе).

Воспитатель: 

Известен как биологический научный центр.

Пущино - уникальный город в Московской области. Основан в 1966 году. Самая высокая точка Древнерусской равнины в Московской области. Пущино расположен на юге Московской области в 96 км от Москвы (МКАД) и в 26 км от Серпухова, в экологически чистом районе, на берегу Оки окруженном лесом. Площадь городской территории 1783,7 га. Напротив Пущино, на левом берегу Оки, расположен Приокско - Террасный биосферный заповедник. Иногда наш город называют, во избежание путаницы с другими одноимёнными населенными пунктами,  Пущино – на - Оке. Пущино разделён на 5 микрорайонов: «АБ», « В», « Г», «Д» и ФИАН. При этом  ядро города составляют микрорайоны «АБ», « В»  и «Г», а микрорайоны «Д» и ФИАН являются по сути пригородами, так как отделены от города полем. Забавный факт - несмотря на то, что названия улиц в городе официально существуют, население ими не пользуется; более того, весьма малая часть жителей города знает названия улиц, так как в официальных адресах квартир пишут названия не улиц, а микрорайонов.
Постановлением Правительства Российской Федерации  с  2005 года  городу присвоен статус НАУКОГРАДА Российской Федерации сроком на 5 лет.
В нашем городе много институтов:

  • Институт белка (ИБ РАН)
  • Институт биофизики клетки (ИБК РАН)
  • Институт биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г. К. Скрябина (ИБФМ РАН)
  • Институт биологического приборостроения с опытным производством
  • Институт математических проблем биологии
  • Институт теоретической и экспериментальной биофизики
  • Институт фундаментальных проблем биологии
  • Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения
  • Филиал института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова (ФИБХ)
  • Пущинская, крупнейшая в России и в мире радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра Физического института им. П.Н. Лебедева.

Численность населения - 20,4 тыс. чел., в том числе в трудоспособном возрасте - 12,0 тыс. чел. 

Воспитатель: Кто может показать и рассказать о флаге и гербе нашего города? (вызываются несколько детей и они вместе готовят рассказ о флаге и гербе. На это им дается 3 минуты. В это время звучит тихая музыка, а остальные дети рисуют эти символы).

Флаг города                                                           Герб города

                                                   

(По истечению времени,  дети рассказывают о гербе, в это время выходят те, кто рисовал этот символ.  Далее  группы меняется местами).

Воспитатель: Замечательные рассказы. Надо немного размяться. Поиграем в игру «Найди свой символ». 

(Проводится игра.  Правила как  в игре «Найди свой домик», но для ориентиров воспитатель выбирает символы, которые ему необходимо закрепить с детьми).

Воспитатель предлагает детям занять свои места и продолжает рассказ и показ слайдов.

Воспитатель:

Ещё наш город славится известными людьми.

Воспитатель: Вам понравился рассказ о нашем городе? Что больше всего вам понравилось. Что нового вы узнали о нашем городе?

(Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Воистину наш город очень интересен и людьми и институтами. Когда мы пригласим гостей, чтобы рассказать о своем городе, надо сделать так, чтобы это было интересно. Скажите, о чем вам хотелось бы узнать больше?

(Выслушиваются ответы детей. Воспитатель записывает то, что особенно заинтересовало детей).

Воспитатель: Куда мы их повезем на экскурсию? Гостям, наверное , захочется побывать на природе, что уникального есть вокруг нашей местности?

(Рассказы детей в сопровождение показа иллюстраций)

Рассказы.

  1. Река Ока

 Ока́ — река в Европейской части России, крупнейший из правых притоков Волги. Длина около 1500 км. Площадь бассейна 245 тыс. км².

Происхождение названия не выяснено, хотя существует много гипотез, наиболее авторитетны две версии: балтийская (литовское aka — «источник»), и финская (joki — «река»), так как до прихода русских в верхнем течении Оки жили балтийские племена (полехи), а в среднем и нижнем — финские (мещёра, мурома).

В Оку впадают три крупных притока: Угра, Жиздра, Протва, а также ряд более мелких рек. Ока является типичной равнинной рекой лесной зоны европейской части России. Протекая по долине, образует речные рукава, затоны и пойменные озера - старицы. Весной эти озера значительно пополняются водой, многие зарастают водной растительностью.

Река течёт по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областям. Судоходство от города Чекалин, транзитное — от Коломны (то есть от устья реки Москвы). Ниже впадения реки Москвы на протяжении 100 км шлюзована (плотины гидроузлов: Белоомутовский и Кузьминский). До 60-х гг. XIX века Ока была судоходна от Орла (но только вниз по течению, во время половодья или с использованием накопительных плотин).

Крупнейшие города, стоящие на Оке — Орёл, Калуга, Алексин, Серпухов, Ступино, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

Крупнейшие притоки Оки: Зуша, Упа, Жиздра, Угра, Протва, Москва, Проня, Пара, Пра, Гусь, Мокша, Клязьма, Беспута. Максимальная ширина поймы — в среднем течении, в месте впадения Пры, около 25 км. Исток реки — деревня Александровка (Орловская область).

Русло Оки изобилует перекатами. В среднем на каждые 4 километра приходится один перекат. После впадения Угры, Жиздры и Протвы русло Оки расширяется, увеличивается глубина реки. Основной источник питания реки - снежный покров, который составляет 60 - 65 процентов годового стока. Весной ширина разлива достигает 1,5 километра. Ледостав держится с декабря до конца марта. Средний подъем воды в весенний период достигает 10 - 12 метров. Глубина Оки колеблется в среднем от 1 до 3,5 метров, достигая местами 6 метров. Прозрачность воды составляет 60 сантиметров. Дно Оки в верхнем течении песчаное.

Среди рыб: лещ, щука, судак, жерех, сом, подуст, язь.


2. «Приокско – Террасный заповедник»

Приокско - террасный государственный природный биосферный заповедник является природоохранным, научно-исследовательским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории Заповедника, предоставлены в пользования (владение) Заповеднику на правах , предусмотренных соответствующими федеральными законами. Их изъятие и иное прекращение прав на них запрещается.

Площадь заповедника 50 кв. км, на его территории зарегистрировано 130 видов птиц, 54 вида млекопитающих, более 900 видов растений.

Немного истории

Нынешняя территория заповедника издавна испытывала воздействие человека. Стоянка около деревни Лужки, например, относится к палеолиту. Люди основывали поселения, вырубали леса, расчищая место для огорода и пашни. Радующие сегодня наш глаз поляны результат деятельности человека. В центре многих полян до сих пор обособленными островками растет крапива характерный признак бывшего жилья.

В прошлом по свидетельству многих авторов, долина реки Оки была сплошь покрыта лесами. Из исторических источников известно, что левобережье реки Оки в окрестностях города Серпухова вплоть до ХY1 в. было покрыто густыми лесами, служившим последней естественной преградой от набегов племен, враждебных Московским княжествам. До 1917 года леса заповедника, в основном, принадлежали богатой фабрикантше Анне Васильевне Мараевой. Земство стремилось в какой-то степени регулировать размеры рубок в приокских лесах: под рубку разрешалось отводить делянки не более 1-2 соток, велась тщательная очистка вырубок, а собранные сучья вязались в пучки и отвозились в качестве топлива на фабрику, либо продавались местному населению. Часть нынешней территории заповедника ежегодно сдавались серпуховским прасолам под выпас скота.

Окской флорой заинтересовались крупные ученые нашей страны: профессора Н.И.Анненков, Д.И.Литвинов, В.В.Алехин, В.И.Талиев, А.Ф.Флеров, Г.И. Танфильев. Неоднократно ими высказывалось мнение о необходимости тщательного сохранения этого уникального природного комплекса. В 1945 году Совет Народных комиссаров РСФСР принял решение об организации Московского заповедника в пяти участках Московской области. Одним из участков был Приокско - террасный. Организатором и первым директором Московского заповедника был А.П.Протопопов - известный деятель охраны природы. В 1948 году Московский заповедник был преобразован в пять самостоятельных заповедников. В тяжелый для заповедного дела 1951 год 4 заповедника в Московской области были упразднены. С этого времени единставенным заповедником в Подмосковье остался  Приокско - террасный заповедник.

Воспитатель: Можно поиграть в игру «Узнай животное».

(Проводится игра. Правила игры: дети делятся на две команды, у каждой из команд набор картинок с изображением животного, которое обитает в заповеднике. Участники одной из команд  показывают повадки животного, а вторая команда отгадывает это животное).

  1. Усадьба города Пущино.

Заброшенная усадьба, в которой проходили снимки известных фильмов, как "Не стреляйте белых лебедей" . Фотография усадьбы в г. Пущино сделанная с главной стороны. Сейчас на ней не видно огромных львов и замысловатых лестниц, спускающихся вниз к прудам. Пруды находящихся справа и слева от дома, да так, чтобы идя по лестницам, можно было смотреть на красоту окружающей природы. В стенах располагались маленькие аквариумы и водопадики с водой (сейчас это все разрушено, остались только пруды). Сам дом очень большой по площади, на нем кое-где еще есть элементы старого декора выполненного еще в те времена. Еще даже в конце 80 годов много чего можно было увидеть. Внутри дома были сохранены потайные лестницы, ведущие в кабинет хозяина, на случай экстренного бегства). Во временя войны в доме находился госпиталь.  В доме, были найдены в одной из печи не до конца сгоревшие документы, в которых содержались списки людей, который нужно было расстрелять, а которых помиловать.  Вокруг усадьбы располагались другие постройки – конюшня, амбар и дома облущивающего персонала. Еще существовала такая легенда, что когда-то в древние, временя, существовал тайный подземный ход из усадьбы на ту сторону реки Оки. Позже в наше время он был засыпан из-за большой угрозы жизни любопытных людей. Говорят усадьба была построена господином Пущиным (другом Пушкина) 18 век, на деньги вырученных от ловли рыбы (стерляди) в реке Оке. Во времена более поздних, такая рыба перестала водиться в водах реки, но говорят рыбаки, что сейчас стерлядка начинается появляться в реке. Это говорит о том, что вода становиться чище. Надеемся когда-нибудь усадьба будет реставрирована и все увидят красоту постройки.

Воспитатель: Чудесная экскурсия у нас получилась. Завтра напишем письмо – приглашение для Незнайки и его друзей. Вы согласны? На этом наша подготовка к встрече гостей заканчивается, а нам пора погулять.

(Подготовка к прогулке).

Список литературы.

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду».  М.А. Васильева, М. Мозаика – Синтез 2009
  2. «Методические рекомендации»,  М.А. Васильева, М. Мозаика – Синтез 2009
  3. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», С.А. Козлова, «Академия», 1998 год
  4. «Интегрированные занятия. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Л.Г. Селихова, 2006 год
  5. «Ознакомление дошкольников с окружающей  и социальной действительностью», ЦГЛитр, 2004
  6. Материалы Пущинского сайта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»

непосредственно образовательная  деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы  « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Город Белгород и его Святыни"

Познакомить детей с достопримечательностями города Белгорода, с его памятниками и историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения и гордости за родной край....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «Путешествие в Изумрудный город» для детей подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) на тему: «Путешествие в Изумрудный город» для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности но ОО «Познавательное развитие» Тема: «Мой любимый город» для детей подготовительной группы

Задачи:Обобщить и систематизировать знания о городе Санкт-Петербург.Закрепить названия главных достопримечательностей города.Воспитывать любовь и уважение к своему городу и его жителям.Воспитание граж...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по трудовому воспитанию для детей подготовительной группы Тема: «Помощь жителям города Мастеров»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по трудовому воспитанию для детей подготовительной группы Тема: «Помощь жителям города Мастеров»...