Патриотическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Юрченко Людмила Эдуардовна

1. Знакомство детей с декаротивно-прикладным искусством, народными промыслами: хохломская роспись, дымковская игрушка и т.д.

2. Знакомство детей с пословицами, поговорками и народными сказками

3. Дать представление о Родине, воспитывать любовь к родной стране

4. Формировать уважительное отношение к государственным символам 

5. Знакомить детей с названиями крупных русских городов, рек, народов, населяющих РФ

6. Дать детям знания об истории возникновения Руси, познакомить с русскими богатырями, с тем, как они защищали Родину

7. Формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии, разных странах, России как о родной стране

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Главная проблема в том, что вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными. Поэтому главным в работе я считаю сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблемы, лично значимой для ребёнка.

Основа работы – самостоятельная деятельность детей  - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально – экономических духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется актуальность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, к её истории начинается с детства.

   В процессе работы по патриотическому воспитанию я рассказываю детям о войне. Большое внимание  уделяю работе с родителями, объясняю, что с детьми необходимо говорить о войне.

    Рекомендую родителям просматривать  тематические передачи по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка – не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Офицеры», «Летят журавли». Параллельно с ними посмотреть всей семьёй военный парад, концерты военных песен.

    Важно общение детей с ветеранами. Советую привлечь к этой работе бабушек и дедушек, т. к. чаще всего они легче находят контакт с детьми нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребёнку о пережитом.

   Предлагаю родителям рассказать о своих воевавших предках.

   Я на своих занятиях рассказываю о своих родителях (отец добровольцем ушёл на фронт и вернулся после окончания войны, получил несколько ранений во время боевых действий. Мама всю войну , в блокадном Ленинграде, работала на оборону города. Была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

   Делаю в своей работе упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминая о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, того же возраста, как ваши старшие братья и сёстры, с такими же интересами.

    К 9 мая мы с музыкальным руководителем проводим с детьми утренники на тему войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребёнка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той военной жизни самому.

    На занятиях по изобразительной деятельности дети изготавливают открытки с поздравлениями для ветеранов.  

Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «Люблю я Родину за что не знаю сам». Принимая во внимание это утверждение, замечу, что речь идёт о недостаточной осознанности детьми самого понятия и противопоставления его сознательному патриотизму. Инстинктивный характер патриотизма как прирождённой наклонности, на которую всегда может рассчитывать воспитание.

   Опора на инстинктивный характер     патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

Потребность в любви к ближним. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается к ним чувством благодарности, которое в дальнейшем должно объять всё человечество. При этом любовь к близким людям переносится ребёнком на предметы, привычки, понятия, присущие им.

   Знакомство с окружающим миром с его горами, долинами, реками, тёплым или холодным климатом, проявляющиеся пристрастии к окружающей природе, играм первых лет жизни, вызывающим приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.

   Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. В результате обобщения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребёнок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный. В связи с этим перед родителями и воспитателем встает задача превращать воспитанников в здоровых и мыслящих людей. Сущность патриотизма как физической, социальной и духовной привязанности раскрыта в известной песне «С чего начинается Родина?»

   Для раннего этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Гармонизация прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

Активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних. Подчеркивая необходимость использования каждой возможности для управления ребенка в проявлении альтруистических склонностей и любви к окружающим, я рекомендую родителям придерживаться с ранних лет трёх правил воспитания детей в семье:

  1. Учить ребенка строго выполнять свои обязанности;
  2. Делиться всем своим имуществом с окружающими;
  3. Помогать окружающим и близким.

Выполнение этих правил, по моему мнению, формирует в детях ответственность за поступки и развивает их самостоятельность как необходимое условие жизнедеятельности свободного гражданина.

   Важное значения приобретает умение человека трудиться, его трудолюбие. Социальная ценность труда человека состоит в установлении крепкой и надежной связи с обществом, на пользу которого он направлен.

   Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью. Размышление о судьбе Родины выводит ребенка за пределы удовлетворения собственных потребностей. При это важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающие его личные интересы.

   Краеведение служит средством преодоление беспочвенной индифферентности детей, а экскурсии являются живой школой. Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», я связываю начало патриотического воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем, его кругозор расширяется до детского сада, школы и улицы, впоследствии – родного города, страны, всего культурного мира.

   В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить «…» воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

   Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.

   Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

   Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

   Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию выполняет целый ряд задач:

  1. воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. воспитание уважения к труду;
  4. развитие интереса к русским традициям и народным промыслам;
  5. формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. расширения представлений о городах России;
  7. знакомство детей с символами государства ( герб, флаг, гимн );
  8. развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны;
  9. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

   Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками. В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… .

   У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

   Не малое значение для воспитания детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со всей страной, её столицей и символами. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома ( детского сада, родного края ); труд людей, традиции. Общественные события и т.д. причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должно быть ярким, образным, конкретными, вызывающими интерес.

   Родной город… показываю ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

   Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

   Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.  Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт.

   Большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом, гербом государства.

   Например, воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  1. повсюду люди трудятся для всех ( учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д. );
  2. везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
  3. повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  4. люди берегут и охраняют природу;
  5. есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

   Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

   К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

   Я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  1. «позитивный центризм» ( отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста );
  2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  3. дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. деятельный подход;
  6. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

   Планирую свою работу по следующим темам: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей. По некоторым темам – праздники.

   Всё это способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержания, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваю к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре ( перед Днём Конституции ), Богатыри Земли Русской – в феврале ( перед Днём защитника Отечества ) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

   Приучаю детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщение, выводы. Предлагаю найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

    Для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной  теме. Кроме того объединяю в одну тему занятия   не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины – Москва» ). Декоративно – прикладное искусство.

   Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребёнку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.).Таким образом каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами  деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляем во время общих праздников, семейных развлечений.

   Провожу занятия семейных клубов, которые включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек,  народное плетение и т.д.), а так же местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской масленицы, молока, берёзки и т.д. Безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

   В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию , реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

   Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста я использую источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

  Рассмотрим , что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

  1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
  2.  Взгляды на патриотизм в летописях.
  3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли)
  4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
  5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
  6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

   Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они часть русского народа.

   В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Знакомлю детей с декоративной росписью. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех Мастера прославились искусством  лаковой миниатюры, село Богородское радует  малышей деревянными игрушками.

   Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что русские люди не бросают друзей в беде. На этой почве будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной  ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать  с детьми  места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, -задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь приходят родители.

   При внимательном  отношении родителей к вопросам патриотического воспитания  каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств:  «Вот здесь жил когда-то…», «Здесь строится…», «Это музей знаменитого писателя…» и т.д.

Дошкольнику интересно и полезно побывать на выставке, в музее. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничевают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур.

   Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого художника и т. д.

   Семья – первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

   Предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение приобщения дошкольников к труду.

   Ребёнок постепенно понимает, что он  частица большого коллектива детского сада. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.

   Нужно, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, главным богатством нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

   Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

    Психологические особенности детей пятого года жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственным гербом и флагом нашей страны. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, я выявляю имеющиеся у детей представления о гербе и флаге России. Показываю изображение флага и герба нашей Родины, спрашиваю, сто это, зачем нужен флаг и герб.

   В средней группе следует ограничиться задачами формирования эстетического, положительного отношения к государственным символам Российской Федерации на основе русского фольклора и народного декоративно-прикладного искусства. Наряду с занятием или досугом, посвящённым происхождению и народным истокам государственных символов, провести с детьми исследование, направленное на выявление функционального назначения герба и флага нашей страны, аналогично занятию «Двуглавый орёл и всадник» для старшего возраста. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей с государственным гербом и флагом является просвещение родителей.

   В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна России.

   У детей старшего возраста можно сформировать представления об основных государственной символики страны.

    О том для чего стране нужны флаг, гимн и герб. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

   Детей нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.

   Известно, что белый цвет флага означает ми р и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь.

    Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе.

В старшей группе мониторинг организовываю следующим образом: предлагаю ребятам найти среди изображений гербов и флагов разных стран государственные символы России, затем беседую с ними. Такую работу осуществляю  с каждым ребёнком индивидуально. Для проведения мониторинга пользуюсь изданными дидактическими материалами или

Самостоятельно подбираю рисунки с изображением гербов и флагов разных стран.

   В подготовительной к школе группе наряду с уточнением и закреплением знаний и представлений детей о государственной символике, провожу их расширение и углубление. Так дети знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно вставать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.

   При проведении мониторинга в подготовительной группе я использую качественное изображение герба и флага России, запись государственного гимна. В процессе беседы с детьми я использую дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображение государственных символов.

   Важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребёнка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображении на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Важна взаимосвязь занятий по ознакомлению детей с гербом и флагом России и изобразительной деятельностью. Знания и впечатления, полученные на занятии, посвящённому образу солнца в русском фольклоре, отражены в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко»,  «Сказочная Жар-птица», «Дымковский петушок».

    Именно в детском саду закладывается начало всему прекрасному, и, в том числе, любовь и  уважение к  родным и близким людям(отцу, матери). О них мы не забываем, потому как проводятся праздничные мероприятия ко Дню защитника Отечества, к Женскому дню, 1 октября отмечаем День пожилого человека. Главная цель мероприятий, посвящённых пожилым людям – воспитать у дошкольников уважительное отношение к ним. Я прививаю своим воспитанникам такие важные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, и, конечно же поддерживаю творческую активность детей.

  В настоящее время образовательные учреждения посещают дети не только граждан России, но и приезжающие на работу в наше государство. Часто возникают проблемы языкового барьера, непонимания культуры разных народов и их поведения, а это сказывается на возможностях взаимопонимания  родителей, воспитателей и детей. Сотрудничество детского сада с семьёй является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребёнка, родителей и социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...