Экспедиция на морское дно
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Крутяева Оксана Александровна

конспект НОД по ОО "Познание" (фэмп) и "Познание" "Ознакомление с окружающим миром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy-_konspekt_nod.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ – КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» (формирование элементарных математических представлений)

в подготовительной к школе группе

Подготовила: Крутяева О.А.

Детский сад «Росинка»

п. Безенчук, 2012

Сценарий-конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Познание»

Тема дня: Экспедиция на морское дно.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений); «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора); «Коммуникация» (развитие речи); «Социализация».

Задачи:

«Познание» (формирование элементарных математических представлений) – развивать умение раскладывать число на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее число на наглядном материале. Закреплять навыки измерения величины с помощью условной и стандартной мерки. Уточнить знание плоских геометрических фигур и умение решать логические задачи. Закрепить знание дней недели.

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) – расширять представления детей об окружающем мире, закрепить знания детей о обитателях морских глубин; развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

«Коммуникация»-развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Отражать в речи результаты измерения, решения логических задач, математических примеров, сравнения.

«Социализация» - воспитывать активность, инициативность, умение выслушивать ответы товарищей.

Методы и приемы: введение игрового момента, дидактические игры и упражнения, рассматривание иллюстраций,  ответы детей на вопросы воспитателя.

Оборудование: ТСО: телевизор, двд-проигрыватель, ноутбук, музыкальная презентация «Дельфины», видеофильм «Подводный мир»

демонстрационный материал:  изображения батисфер (оформление столов, за которыми предстоит работать детям) с номерами; плоскостное изображение геометрических фигур (на обратной стороне –логическая задача); изображение дельфинов – 4 взрослых и 1 маленький; изображения морских звезд и крабов; магнитная доска, оформленная в виде аквариума; картинки морских животных: рыбы, морского конька, медузы, осьминога, краба; большие контейнеры с «морским грунтом»: песком, морскими камешками, ракушками, землей.

раздаточный материал: карточки с примерами на каждого ребенка; полоски голубого (разной длины) и белого цвета (одинаковой длины), малые закрытые  контейнеры и одноразовые ложечки.

Логика образовательной деятельности:

Дети вместе с воспитателем к кругу на паласе.

Воспитатель:  

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! –Солнцу и птицам.

Доброе утро! – Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым,  доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

- Ребята, дети из группы «Радуга» очень хотят поставить в своей группе аквариум. Я предлагаю приготовить для них сюрприз – достать грунт и ракушки  для аквариума. А где можно взять  настоящий грунт и ракушки? (На море)   Вы готовы отправиться вместе со мной в экспедицию на морское дно? Тогда нас ждет настоящее приключение – мы отправимся на морское дно, понаблюдаем за жизнью морских обитателей, наберем некоторых животных для аквариума и привезем грунт и ракушки. Скажите, а на чем можно опуститься на морское дно? (Перед детьми карточки с различными видами транспорта. Дети выбирают и называют транспорт для погружения под воду – подводная лодка, батискаф). А еще для погружения есть специальный аппарат, который называется батисфера.

Перед вами – батисферы, которые вы должны занять, но чтобы узнать, какую батисферу занять, вы должны решить пример. Ответ примера подскажет вам номер батисферы, которую вам необходимо занять.

Воспитатель раздает детям листочки с примерами, дети решают примеры (вслух) и занимают места в батисферах.

-Чтобы вы все хорошо меня слышали, я буду разговаривать с вами с помощью специальной рации.

- Команды готовы? Начать погружение! Обратный отсчет: 10, 9,8,7,6,5,4,3, 2, 1, …пуск!

Звуки погружения в воду.

- Команды, назовите время, отведенное каждой батисфере на погружение. Перед вами лежат голубые полоски – это глубина моря, и светлые полоски – это мерка времени, обозначающая 1 час. Сколько раз поместится светлая полоска на голубой, столько часов  и будет погружаться каждая батисфера.

-Команды, приступили к измерению! Всем батисферам отчитаться о времени погружения!

Дети называют время погружения.

- Посмотрите, как красиво вокруг!

Дети просматривают по телевизору отрывок видеофильма о подводном мире.

-Погружение завершено! Скажите, ребята, можем мы выйти в открытое море в той одежде, в которой ходим по  земле? Почему? (Это опасно, можно захлебнуться водой. Нужно одеть акваланги!) Командам одеть акваланги!

Дети «одевают акваланги» (имитация движений) (разложить геометрические фигуры на паласе)

-Предлагаю командам покинуть батисферы и собраться на морском дне.

Дети выходят из-за столов и встают в полукруг на паласе.

-Будьте осторожны, под ногами морские камни. Они непростые. На то они похожи? (На геометрические фигуры)

-Назовите фигуры, какие вы видите. (Дети поднимают по одной фигуре и отвечают на вопросы воспитателя: как называется? Почему? Что известно о фигуре?)

(ВЫДВИГАЕТСЯ ДОСКА, на ней  изображения дельфинов 4 взр. и 1 мал.)

- Ребята, посмотрите, мимо нас проплывает семья дельфинов.

-Что  вам известно про дельфинов.

- Дельфин – это морское млекопитающее. Дельфины – хищники, питаются рыбой и моллюсками;  живут группами, хорошо плавают и легко ориентируются в мутной воде. Они могут развивать скорость до 50 км\ч (средняя скорость движения автомобиля) и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают высокочастотные (очень громкие и неприятные) звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят. Часто мореходы видят, как дельфины спасают тонущих людей, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.

- В семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш. Сколько всего дельфинов в семье?

-Что я вам сейчас рассказала? (Математический рассказ)

-Что мы знаем из этого рассказа? (Мы знаем, что в семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш)

- А как вы думаете, что мы можем узнать? (Мы можем узнать, сколько всего дельфинов в семье)

-Сколько взрослых дельфинов плывет? (4 дельфина)

- Обозначьте количество дельфинов цифрой. (Один ребенок выставляет под изображением взрослых дельфинов цифрой 4)

-Сколько малышей плывет? (1 дельфин)

- Обозначьте количество маленьких дельфинов цифрой.  (Один ребенок выставляет под изображением взрослых дельфинов цифрой 1).

-Теперь мы можем узнать сколько дельфинов плывет? (Можем)

- Какой математический пример мы можем составить? (4+1)

-Сколько всего дельфинов плывет в семье? (В семье плывет 5 дельфинов – отвечают 2-3 человека)

-Давайте проверим! (Коллективно пересчитывают дельфинов)

-Дельфины предлагают нам поплавать в воде под веселую музыку.

Проводится музыкальная пауза (1 минута)

(В это время оформить выдвижную доску: 5 морских звезд и 3 краба)

-К нам снова приплыли морские обитатели! Назовите их. (Морские звезды и крабы)

-Сколько крабов?(3)  Какой цифрой обозначим количество крабов?

-Сколько морских звезд?(5) Обозначьте количество морских звезд цифрой.

-Кого больше? Каким математическим знаком покажем, что морских звезд больше? (˃)

-Что у нас получилось? (Неравенство)

-Кто сможет прочитать это неравенство?

-Теперь нам нужно собрать нескольких морских обитателей в наш аквариум, который мы передадим группе «Радуга».

-А каких жителей моря мы возьмем, вы узнаете, если отгадаете загадки:

По земле не хожу,

Рот есть, но не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.  (Рыба) – показ картинки

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его, дружок –

Рыбок друг - … морской конек.(показ картинки)

-Что вам известно о морском коньке?

-Морской конек -  это маленькая рыбка. Хотя он совсем и не похож на рыбку. Перемещается конек с помощью единственного плавника на спине. Голова его очень напоминает конскую голову. Питается морской конек мелкими организмами, засасывая их вместе с водой.

Этот белый парашют

Волны к берегу несут.

И плывет она без цели,

Для нее волна – качели,

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна, как вода. (Медуза) – показ картинки

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног.

Это чудо- …осьминог.

-Что вам известно про осьминога?

Осьминоги обитают в теплых морях. Его длина может достигать от 3 до 14 метров. Это животное – хищник. Оно нападает на других морских животных.  Вокруг рта осьминога расположены восемь щупалец с присосками, которые помогают ему передвигаться и захватывать добычу.

Ползет в море паук –

Восемь ног, пара рук.

В руках – клешни,

Ловко мусор собирает,

Дно морское очищает.  (Краб)

-Кто из вас знает стихотворение о крабе и расскажет нам его?

В синем море, в толще вод,
Под камнями
краб живёт.
Краб гостям не очень рад,
Он речному раку - брат.
Вот он! Видите какой?
Тот же рак, но рак морской.

Сейчас вы пройдете в свои батисферы. У каждого из вас есть аквариум ,в который вы поместите этих морских животных, но все должны внимательно слушать мои указания:

 - Рыбу нужно поместить в правый верхний угол аквариума.

-Поместите морского конька в центр аквариума.

- Медузу нужно поместить в левый верхний угол аквариума.

 -Поместите осьминога в правый нижний угол.

-Краба нужно поместить в левый нижний угол аквариума.

-Давайте проверим, внимательно ли вы меня слушали. Покажите на большом аквариуме, куда вы поместили рыбу? Морского конька? Медузу? Осьминога? Краба?  –Молодцы! Все справились с заданием!

Звучит сигнал тревоги. Моргает свет, выставляется картинка с изображением акулы.

-Что происходит? (Нас атакует большая белая акула)

-Командам срочно занять свои места в батисферах!

-Каждой команде нужно выпустить по два отпугивающих снаряда. Найдите два снаряда с такими цифрами, чтобы эти два числа вместе образовали число, указанное в круге. (3, 4, 5)

-Опасность миновала!  Внимание, команды! Захватить контейнеры для грунта. Покинуть свои батисферы!

-А теперь наберите грунт с морского дна  и ракушки и возвратитесь к батисферам.

Дети набирают грунт и подходят на палас.

-Задание выполнено! Команды, занять свои места в батисферах! Начинаем подъем с морского дна! Обратный отсчет! 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1, 0,. .. пуск!

Снова звучит музыка и показ фрагмента фильма.

-Всплытие завершено! Команды сдать грунт и построиться в одну шеренгу!

Дети расставляют свои контейнеры и выстраиваются в одну шеренгу.

-Наша экспедиция завершена! Чем же мы занимались сегодня в морских глубинах? Каких морских жителей мы сегодня видели? Что понравилось вам во время экспедиции больше всего?

За удачно проведенную экспедицию вы обязательно получите награду. А сейчас вам предстоит небольшой отдых, а потом мы будем исследовать грунт и ракушки, который мы составили с морского дна. После исследования мы подарим его детям группы «Радуга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с экологией для детей старшего возраста "Экспедиция на Север"

Уважаемые колллеги, данный материал поможет вам провести тематическое интегрированное занятие по физической культуре. Цель: Формирование потребности в двигательной активности, установление взаим...

Экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана

Игра-занятие по экологическому воспитанию...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Радуга" "Экспедиция на морское дно"

интегрированное познавательно-игровое занятие "Экспедиция на морское дно".Цель: Расширить представления детей об окружающем мире,познакомить с разнообразием морских обитателей, их характерных особенно...

« Морская экспедиция»

Упражнять в классификации предметов, ориентации на листе бумаги, решении задач. Работать над звуко-буквенным  анализом. Активировать словарь. Развивать логическое мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР "Морская экспедиция"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Его цель - создания условий для развития графомоторных навыков на материале лексической темы...

Сценарий обобщающего мероприятия "Отправляемся в экспедицию к морским обитателям"

Сценарий обобщающего мероприятия "Отправляемся в экспедицию к морским обитателям"...

Конспект интегрированой ОД в подготовительной группе «Морская экспедиция»

Цель: Упражнять в классификации предметов, ориентации на листе бумаги, решении задач. Работать над звуко-буквенным анализом. Активировать словарь. Развивать логическое мышление, творческое воображение...