Комплексное мерприятие по познавательной деятельности "В гостях у дедушки Слышко "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Казаринова Наталья Гергиевна

Знакомство с родным краем через сказы Бажова П.П. -закрепить и обобщить знания о родном крае и его богатстве, о жизни людей в старину и его быте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого комплексного мероприятия по познавательной деятельности в подготовительной группе.

Автор : Казаринова Наталья Георгиевна - воспитатель.

Тема :1. « В гостях у дедушки  «Слышко»- знакомство с родным краем через сказы  П.П.Бажова.

2. «В мастерской Данилы- мастера»-изготовление поделок из бумаги и пластилина по мотивам сказов Бажова П.П.

Интеграция образовательных областей:  «Познание»,  «Коммуникация»,  «Социализация»,  «Художественное творчество»,  «Чтение художественной литературы» , «Музыка».

Программные задачи:  закрепить и обобщить  знания  детей о родном крае, о  его богатстве (полезные  ископаемые, народные промыслы) о  жизни людей в старину, о его быте.

Углубить знания детей о творчестве Бажова П.П. ,развивать интерес к его творчеству. Закрепить умение полно и интересно отвечать на вопросы; оценивать поступки героев, рассказывать о своих впечатлениях.

Через изобразительную деятельность(лепка, аппликация)закрепить знания о творчестве Бажова П.П.

Развивать эстетическое восприятие; закрепить умение удачно находить композиционное решение; передавать в работе характерные особенности формы, пластичность предмета, его красоту.

Развивать умение использовать разнообразные приёмы, развивать творческое воображение и фантазию.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством Бажова. П.П; чтение сказов «Огневушка - поскакушка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Золотой волос». «Серебряное копытце», «Про великого Полоза».

Просмотр анимационных фильмов и диафильмов «Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка». Просмотр презентаций и фильмов о прикладном искусстве Урала - Каслинское литьё, Златоустовская гравюра, уральская роспись ;

Экскурсия в музей- беседа о камнях, которые добывают на Урале.

Рассматривание предметов народно- прикладного искусства- Каслинское литьё, изделия из камня-малахит,мрамор,змеевик;

Знакомство с фольклором края- песни, хороводы, игры. Чтение стихов и рассказов об Урале и родном городе.

Словарная работа: активизировать речь- мастер, подмастерье, самоцветы, хризолиты, умельцы, тайные силы.

Материал и оборудование: иллюстрации о родном крае, макет старинного жилища,  карта уральского региона, иллюстрации к сказам Бажова. П. П ,предметы народно-прикладного искусства, аудиокассета с записью музыки уральских хороводов, персонаж(взрослый) Дедушка «Слышко».

Цветная бумага, альбомные листы,  готовые шаблоны, ножницы, клей, кисти; пластилин, стеки, доски, дополнительный материал (веточки, мелкие камушки, солома, вата  и т. д)

Содержание организованной деятельности детей:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту и скажите, как зовётся край, где мы с вами живём ? (ответы детей).

В: Да, мы с вами живём на Урале! О красоте Урала многие поэты  давно слагают песни и стихи. Давайте послушаем Аню и Диму.

Дети:                   Наш  любимый край –Урал!

                            Где в озёрах синева,

                            Где берёзки молодые

                            Нарядились в синева.

                           Кто у нас побывал,  

                           Кто наш край повидал,

                           Не забудет никогда

                           Голубой наш Урал!

В:А почему наш Урал называют «голубым»? (ответы детей).

А какие   вы знаете реки и озёра нашего края? Назовите.(ответы детей).

Как называется река в нашем городе?(ответы детей).

 Наш Урал богат не только красивейшими озёрами и реками, но и  залежами природных ископаемых. Какими ископаемыми  богат наш край? Каие полезные ископаемые добывают у нас в городе?(ответы детей).Демонстрация иллюстраций с поделками и украшениями из камней.

В: По берегам этих рек и озёр стали селиться люди и со временем выросли там рабочие посёлки и  заводы. Рабочие люди жили бедно, в деревянных домишках. Мужчины  работали  на заводе и рудниках. Женщины занимались домашним хозяйством. В  рабочих семьях было много детей. Жилось им очень трудно и голодно.

В одном из таких рабочих  уральских посёлков - Полевское-  и родился уральский сказитель – Павел Петрович Бажов.( показать портрет).

В своих сказах он рассказывал о жизни людей в старину, о добрых людях , о жадных и злых.

Жизнь людей в старину была совсем другая. А вы знаете, как  жили люди в старые времена?( ответы детей)

И вот,  в те далёкие времена,   в уральском посёлке Полевской ,

жил старый дед по прозвищу « Слышко»- приговорка у него была- «эй,ты, слышко».

Был он большим  мастером разные истории сказывать. Давайте и мы про него послушаем ( дети читают стихи)

Большой, весёлый, ясноглазый

Присев к ребячьему костру,

Расскажет нам свои он сказы

И про Хозяйкины проказы.

Про тайны земли

И больших мастеров,

Про жадных людей

И смешных чудаков.

Поведает сказы всей детворе-

Дедушка « Слышко»

На Думной горе.

А вам бы хотелось побывать в гостях у дедушки «Слышко»?(ответы детей).

Ну тогда я предлагаю отправиться прямо сейчас  в чудесное путешествие. Вы спросите, на чём мы отправимся в путь, конечно, же на машине времени.

Занимайте в машине скорее места,

Дорога  будет наша далека,

На старый Урал, в другие века.

Внимание! Взлёт!

И наша машина помчится вперёд!

(дети переходят в другое ,специально подготовленное помещение: приглушённый свет, имитация костра, вокруг костра стоят берёзовые пеньки, у костра сидит дедушка «Слышко»).

В: в прошлое путь у нас был не длинным,

Стоп! Выходите все из кабины.

Дети входят ,здороваются .

Дед « Слышко»:- Здравствуйте! Кто вы такие и с чем пожаловали?

В: Мы, дедушка, прилетели из будущего к твоему огоньку. Мы любим игры, песни, пляски, но нам бы очень хотелось послушать твои интересные сказки.( дети рассаживаются вокруг «костра»)

Д.С -(монолог дедушки «Слышко»)

- Сказки говоришь? Cказки  – это друг про попа да про попадью, да золотое яичко- так их старухи маленьким детям сказывают. А те что знал- давно забыл….

А вот про старое житьё- это вот помню, от стариков своих перенял…

Я ведь сам на «золотой горке» сиживал и на руднике работал. Нагляделся, наслушался. Только это не сказки ,а сказы да побывальщина прозываются. А ты говоришь –сказку!

Приходил тут ко мне один малый сказы мои слушать, а когда вырос, взял да и написал про уральское житьё- бытьё, про силы тайные. А вот фамилию  то я забыл. А вы не знаете  о ком я говорю?(ответы детей).

А Вы что и сказы его знаете?(ответы детей)Я вам испытание устрою:(вопросы для детей).

1.Кто такая – «Огневушка – Поскакушка»?

2.Почему не всем показывалась « Огневушка»?

3.Девочка Дарёнка из какого сказа?

4.Почему Дарёнка в лес с дедушкой просилась?

5.Какой ножкой отбивал камушки Серебряное копытце?

6. «Серебряное копытце» - это кто?(козёл)

7.Как звали мастера, который сделал каменный  цветок?

8.Какой сказ вам понравился больше всего и почему?

9.Назовите все силы тайные в сказах, которые помогают людям?

Д.С - Вижу ,много знаете вы про сказы. А чему же ,вас сказы то эти научили?(Ответы детей) и чтение стихов.

Ребёнок: Сказы научили, зло как победить,

Как с бедою сладить,

Счастье как добыть.

Быть ко всем добрее

 И край родной любить!

Д.С- Порадовали вы меня знаниями, да умениями. А ,ну-ка ,проверю-ка я ещё вашу смекалку, загадаю вам загадку:

Очень прочен и упруг

Строителям надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты-

Красивы станут и заметны.(гранит)

Молодцы! Ну, а сказы я уж в другой раз вам скажу. Я их много знаю.

Приходите ещё в гости. Ну, а на прощанье хочу, чтобы вы были добрыми, берегли и знали историю своего края.

В: Спасибо, дедушка, за беседу интересную, за загадку.

Ну, а нам пора возвращаться, до свидания! Наша машина времени ждёт нас.( дети возвращаются назад).

В: Побывав в гостях у деда «Слышко», мы ещё раз встретились со сказами   Бажова П.П- в которых писатель рассказывает об истории Урала, и его мастерах - умельцах.

А каких мастеров –умельцев из бажовских сказов вы знаете?(ответы детей).

А ведь в каждом из вас наверняка тоже живёт маленький мастер, который при помощи смекалки и умения может смастерить чудо.

Я предлагаю сейчас вам на время стать маленькими подмастерьями и отправиться в мастерскую Данилы – мастера, где произойдут чудесные превращения с самыми простыми вещами.

Каждый уже обдумал и выбрал то , с чем он будет работать( с пластилином -  по мотивам сказа « Серебряное копытце»  или бумагой – по мотивам сказа «Горный мастер»).Прошу пройти к своим рабочим местам.

Не стесняйтесь, не смущайтесь,

За работу принимайтесь.

( музыкальным фоном во время работы детей - звучат народные уральские  хороводы).

Работа детей в рабочих зонах за столами с оборудованием.

По окончании  работы организуется выставка поделок и проводится анализ.

В: глядя на такую красоту, хочется и сказать красиво- сегодня вы стали тем маленьким ручейком умельцев , который когда – нибудь вольётся огромную реку мастеров нашего Урала.

Ребёнок: Кончил дело- гуляй смело!

В: Пора и отдохнуть- собирайся народ, становись в хоровод!

(звучит фонограмма «А я по лугу», дети водят хоровод).

Дети все вместе: Ты свети нам ,солнышко, яснее

Мир и дружба нам всего милее

Мы горды уральским нашим краем

 Всем вам – счастья и добра желаем!

В: Жил – был кот –колоброд,

     Он развёл огород.

      Уродился огурец,

      Играм – песенкам КОНЕЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «В гости к весне»...

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Комплексное занятие по познавательной деятельности в средней группе "В зимнем лесу"

Комплексное занятие по познавательной деятельности в средней группе для детей с задержкой психического развития "В зимнем лесу".Программное содержание:1. Закрепить знания детей о зимнем лесе; о диких ...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «В гостях у русской народной сказки»

Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; воспитывать устойчивый  интерес  и любовь  к русским народным сказкам и играм;  развивать внимание, коммуникативные навыки, зн...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «В гостях у сказки» или викторина «Что, где, когда!»

Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; воспитывать устойчивый  интерес  и любовь  к русским народным сказкам и играм;  развивать внимание, коммуникативные навыкиИнте...

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...

Открытое комплексное занятие для познавательного и речевого развития детей раннего возраста с 9 до 12 месяцев с применением инновационных технологий:"В гости к нам пришёл дружок"

Цель: Дать представление о домашнем животном – собачке. Развивать познавательный интерес к нему через различные действия с ним.                  ...