План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Закрепление правил дорожного движения (правила перехода улицы) в ходе непосредственно образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_pdd.docx13.4 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

непосредственно-образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе.

Тема: «Путешествие в «Школу Светофорных наук»»

     Интеграция образовательных областей:

- «Безопасность»

- «Познание»

- «Коммуникация»

- «Чтение художественной литературы»

- «Художественное творчество»

    Задачи:

  1. Закреплять и обогащать знания детей о правилах передвижения пешеходов. («Познание»).
  2. Развивать способность решать интеллектуальные («Познание») и личностные («Социализация») задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  3. Формировать  умение понимать и принимать задания и предложения взрослого («Познание»).
  4. Развивать умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. («Коммуникация»)
  5. Способствовать формированию навыков безопасного поведения на дорогах средствами художественной литературы. («Чтение художественной литературы»)
  6. Формировать умение дополнять готовую заготовку светофора  зелеными, желтыми и красными кружками. («Художественное творчество»)
  7. Упражнять детей в схематичном изображении человека в центре треугольника -знак «Пешеходный переход». («Художественное творчество»)

Методы и приемы:

       - Практические: моделирование игровой ситуации (на транспортной площадке), вручение удостоверений «Добросовестного пешехода», дидактическая игра «Стой»! Жди! Иди!», двигательная пауза «Машины», размещение символов знаний в центре Открытия, продуктивная деятельность: аппликация «Светофор», рисование знаков «Пешеходный переход», встреча с инспектором ГИБДД.

       - Наглядные: демонстрация фигурок сказочных персонажей, изображений двора и проезжей части улицы, эмблемы «Школы Светофорных наук», рисунков -  заданий; макет «Улица».

       - Словесные: психологический , вводно - организационный и мотивационно- побудительный настрой детей, беседа, решение проблемных задач и ситуаций, высказывание предположений, участие детей в формулировке проблемы, правил поведения на дороге, участие в поисковой деятельности, выводы по принятию решений, чтение знакомых стихов, озвучивание домашнего задания.

          Материалы и оборудование:

Аудиозапись  «Звуки улицы»;

-  Демонстрационный: иллюстрации с изображением двора, проезжей части улицы, картинки – задания, эмблема  «Школы Светофорных наук», макет «Улица», удостоверения «Добросовестного пешехода»;

-  Раздаточный: карточки – задания, бумага, изобразительный материал для художественной деятельности: ножницы, краски, кисти, восковые мелки и т.п.

Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Двигательная пауза «Машины».

Игровая

Дидактическая игра «Стой! Жди! Иди!»

Моделирование игровой ситуации на транспортной площадке.

Познавательно - исследовательская

Решение проблемных ситуаций, заложенных в карточках – заданиях.

Коммуникативная

Постановка проблемы, беседа, вопросы, высказывание предположений, обсуждение мнений, повторение правил сотрудничества, анализ ответов сверстников, называние этапов решения проблемных ситуаций, озвучивание мыслительной деятельности, чтение знакомых стихов, формулирование вывода.

Чтение художественной литературы

Чтение стихов Я.Пишумова «Машины», Ю.Яковлева «Предостережение», знакомых стихов по тематике Н.О.Д.

Художественная деятельность

Аппликация «Светофор», рисование знака «Пешеходный переход»

Логика образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I

Постановка проблемы (3-5 мин)

Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречия.

- В современном городе на дорогах множество машин. Опасности подстерегают  повсюду. Как сохранить жизнь и здоровье?

- Я уверена, что вы, если нужно, захотите помочь любому человеку перейти улицу, но не уверена, что вы сделаете  это правильно.

- Сможете меня  разубедить?

- Мы гуляли с вами во дворе. Какое правило-присказку вы там выучили? («Пора не пора – не ходи со двора»).

- Почему нельзя этого делать?

- В одном небольшом сказочном городе, жили трое неразлучных, друзей – зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза. (Воспитатель выставляет фигурки персонажей на магнитную доску). Очень они любили играть. А в их тесном дворе разве поиграешь? (Показ картинки с изображением двора, включение аудиозаписи «Звуки улицы»)

- Вот и приходилось играть в футбол под аркой. Зайчонок Ваня на воротах стоял- у въезда с улицы, а медвежонок Миша и лисонька Лиза старались забить ему гол.

- Подумайте, подходящее ли это место для игры? Докажите?

- Через дорогу есть удобная спортивная площадка для игр.

Проблемный вопрос:

  Как помочь друзьям правильно перейти проезжую часть улицы, чтобы попасть на спортивную площадку?

- Что же нам делать?

Воспитатель выставляет словесный алгоритм решения проблемы ситуации: нужно узнать правила перехода улицы и научиться их выполнять.

- Хотите этим заняться?

Дети осознают создавшееся противоречие: воспитатель верит, что дети готовы помочь любому перейти улицу, но не уверен, что они сделают это правильно.

Дети высказывают свои предположения.

Дети осознают цель поиска: хотим узнать, как правильно переходить улицу чтобы помочь друзьям.

Присваивают проблему, участвуют в её формулировке: «Хотим узнать правила перехода улицы и научить друзей».

Дети называют последовательно этапы решения проблемной ситуации.

Психологическая готовность.

Привлечение произвольного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность.

II

Актуализация знаний (4мин)

  1. Вспомним правила перехода улицы.

  Двигательная пауза «Машины» (Я.Пишумов)

 «На улице нашей

  Машины – машины,

  Машины – малютки,

  Машины большие.

  Эй, машины, полный ход!

  Я примерный пешеход:

  Торопиться не люблю,

  Вам дорогу уступлю.»

Дети формулируют правила.

Дети шагают на месте,

Приседают,

Подтягиваются на носочках (руки вверх).

Маршируют

Останавливаются, указывают рукой путь машинам.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения правил перехода улицы.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разгрузка.

III

Выдвижение гипотез, предположений (5-8мин)

Предлагает отправиться в «Школу Светофорных наук»

- Согласны?

(Воспитатель выставляет эмблему «Школы».

  Знакомит с девизом «Школы Светофорных наук»

« В автошколе нашей

   Делаем ребятам

   Предостережение!

   Выучите срочно

   Правила движения,

   Чтоб не волновались Каждый день родители

Чтоб спокойно мчались

   Улицей водители!

                  (Ю.Яковлев)

- Получите рисунки-задания

  1. Найдите на рисунке детей, нарушающих правила безопасного поведения на дороге. Зачеркните Х красным карандашом нарушителей правил дорожного движения.

  1. Найдите на рисунке место для перехода улицы, назовите признаки, по которым узнали «Пешеходный переход»
  2. Нарисуйте схему перехода дороги в местах, где нет ни «зебры», ни светофора, ни подземных переходов.

- Пришло время проверить наши предположения и высказывания, и нам поможет человек, который лучше других знает правила дорожного движения: инспектор ГИБДД?

Дети распределяются на малые группы, вспоминают нормы и правила сотрудничества; принимают программу поиска: сначала каждый ребёнок ищет ответ самостоятельно, затем происходит обмен информацией в малых группах.

Дети обсуждают, находят общие решения, проговаривают вслух.

Анализируют ответы сверстников.

Дети принимают программу, предложенную педагогом.

Сформулированные представления о месте и правилах перехода улицы;

Овладение способами познавательной деятельности;

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту;

Любознательность, активность.

IV

Проверка решения (3-4мин)

- Куда мы отправимся?

Предлагает перейти на транспортную площадку, где детей ждет - инспектор ГИБДД

- Он проверит ваши знания.

Инспектор приглашает детей вместе с ним перейти дорогу, чтобы попасть на спортивную площадку.

Задает вопросы:

  1. Где будем переходить дорогу?
  2. Как выглядит пешеходный переход, как называется и почему?
  3. Как перейти дорогу, кто остановит машины?
  4. Какой свет горит для машин?

А в это время для пешеходов?

  1. Что означает желтый сигнал светофора?
  2. Как перейти улицу, если нет светофора?

Воспитатель и инспектор осуществляют коррекционную и консультационную помощь.

- Вот так, не спеша мы перешли дорогу.

  Инспектор вручает детям удостоверения «Добросовестного пешехода» и дает задание: вместе с родителями нарисовать схему «Мой путь из дома в детский сад» и на очередном занятии в «Школе Светофорных наук» обсудить, насколько он безопасен.

Дидактическая игра «Стой! Жди! Иди!»

Дети переходят на транспортную площадку с действующим светофором, перекрестком.

Дети участвуют в поисковой деятельности по принятию решений, озвучивают результаты мыслительной деятельности, читают стихи.

Дети выполняют движения в соответствии с сигналами светофора.

Сформированность элементарных навыков самоконтроля.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Получение удостоверения как результат удачно проведенной деятельности.

Получение игрового опыта, эмоциональная разгрузка.

V

Введение в систему знаний (3-4мин)

Воспитатель предлагает сделать вывод.

- Можем ли мы с уверенностью ответить на вопрос:

«Как правильно перейти проезжую часть улицы?»

Предлагаю разместить символы в центре Открытия.

- Можем ли мы теперь с уверенностью сказать, что мы сможем помочь друзьям правильно перейти дорогу, потому что твердо знаем правила перехода.

  Для закрепления знаний о правилах дорожного движения на макете улицы предлагаю изготовить «огоньки» к светофорам и знаки «Пешеходный переход».

Дети формируют вывод, например:

  1. Переходить улицу можно только в специально отведенном для этого месте («Пешеходный переход») на зеленый сигнал светофора.
  2. Чтобы пешеходу легче было его найти, на дорогу наносят белые широкие полосы разметки («Зебра»)
  3. Иногда место перехода дороги обозначено лишь дорожными знаками «Пешеходный переход». Тогда переходить дорогу можно в том месте, где указывают знаки.
  4.  Самые безопасные пешеходные переходы: надземный и подземный (пешеходы не пересекают путь транспорта).
  5. Чтобы перейти дорогу без светофора:

-  остановись на краю тротуара, посмотри налево, убедись, что машины остановились, осторожно переходи дорогу;

-  дойдя до середины проезжей части, посмотри направо, убедись, что машины пропускают пешехода, иди;

-  если водитель не остановился, стой на середине проезжей части, следи за проезжающими машинами;

  1. заканчивай переход, только убедившись, что машины справа остановились и пропускают пешехода.

Дети участвуют в размещении в центре Открытий символов новых знаний.

Присваивают новые знания.

Чтобы научить кого-то, надо самому иметь хорошие знания.

Мы показали хорошие знания.

Дети рисуют изображения для оформления знаков «Пешеходный переход», наклеивают на заготовки светофоров кружки красного, желтого и зеленого цветов.

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Сформированность элементарных навыков самооценки.

Овладениенавыками художественной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...