Познавательно - игровая программа "Край, в котором ты живешь"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Заболотняя Светлана Петровна

 

       Воспитание у детей любви к родному краю, уважения к старшим.

        Знакомство с кубанским бытом, традициями,  с песенным творчеством Кубани.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая программа.

Тема: «Край, в котором ты живешь»

Цели и задачи: 

  1. Воспитывать у детей любовь к родному краю; уважение к старшим.
  2. Продолжать знакомить детей с кубанским бытом, закреплять знания о кубанских традициях.
  3. Развивать музыкальный вкус детей. Знакомить с песенным творчеством Кубани; учить петь   разнохарактерные народные песни.
  4. Активизировать словарный запас детей: глэчек, крынка, макитра, хата, рушник, матушка, батюшка.

Ход занятия:

Дети входят в зал в кубанских костюмах.

Педагог: 

Над станицей моей - солнце яркое

Над станицей моей - солнце жаркое,

А вокруг как ковер – зеленеют поля

Это – Родина моя!

 - Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной.

 - А как называют нашу малую Родину? (Кубань).

А город наш? (Кореновск).

                 Как хороша Кубань родная

                другой такой мы не найдем

               Споем мы о Кубанском крае

                И хоровод свой заведем.

Хоровод: «Травушка – муравушка».

Педагог:  Знаете ли вы, ребята, как называли население на Кубани?

Правильно, казаки, казачки.

    - А как в давние времена называли жилища на Кубани? (хаты).

 - Давайте зайдем в гости в одну из кубанских хат.

(открывается шторы – оформленная хата, детей встречает хозяйка).

Педагог. Пустите хозяюшка в хату!

Хозяйка: Здравствуйте, проходите в хату, будьте как дома!

Педагог: Не беспокойтесь, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка: Заходите! Заходите!

                   У меня для каждого найдется

                   Местечко и словечко.

Педагог: Позволь, хозяюшка, рассмотреть вашу хату.

 Ребята, посмотрите, внутри украшали хату половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.

Хозяйка: А еще полотенцами вышитыми. Как называется такое полотенце? (рушник)

Педагог: Особое место в кубанской хате отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили.

Хозяйка: А и правда, пора и нам угощенье приготовить. Помогайте мне хлопцы да девчата, отварим картошечки, ох и славная в этом году уродилась.

(ставят чугунок с сырой картошкой в печь).

Из-за печи выглядывает кот (кукла): мяу

Педагог: Хозяюшка, у тебя красивый кот.

                 Смотри, как выгнул спинку!

Хозяйка: Он сейчас получит вот!

                  Опрокинул крынку!

Педагог: Это загадка: вот так вот!

                  Что же опрокинул кот? (спрашивает у детей)

                   Наши бабушки хранят «говор»-

Русский колорит:

Хозяйка:    Поработал слегка,

                    Собрала я Буряка (показывает)

Педагог: Что это, ребята?

Новых слов ярка палитра:

Глэчек, крынка и макитра

Глэчек и макитра –

Что это за штучки?

Хозяйка: Называют так кувшин

                 И сосуд без ручки.

Педагог: Это новые слова повторим мы их сперва: глэчек, крынка и макитра

Хозяйка: Несите все их мне на стол.

Педагог: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шутками, да песнями весело и работа спорилась. Пели в старину без музыкального сопровождения. Как такое пение называется? (а cappella)

(все заняты делами: кто вяжет, кто прядет, кто сапожничает).

За работой и песня начинается.

Песня «Сею, вею, снежок».

Хозяйка: Дальше будут поговорки,

Разрешите мне начать

Казаки без поговорок

Не умеют отдыхать.

«Казак без коня, что солдат без ружья»

Дети:   «Казак и в беде не плачет»

«Казак сам голодает, а конь его сыт».

«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Тот не казак кто боится собак.

Терпи казак – атаманом будешь.

Где враг там и казак.

Казак сам себя веселит.

Педагог: А веселит казак себя конечно песней, прославляя свой Кубанский край.

                 В кубанской народной песне звучит и богатырское русское раздолье, и стремительность русской души.

Педагог: Выходите-ка, ребята

Песню дружно запоем

Про любимый край Кубанский

Про народ наш вековой.

Песня: «Ой, на Кубани»

Педагог: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Хозяйка: Самые главные казачьи обычаи:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

3. Почитание гостя.

На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».

Педагог: Как нужно соблюдать обычай уважения и почитания старшего?

Дети: проявлять заботу, сдержанность, оказывать помощь, не перечить старшим.

Педагог: Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старших. Младший должен проявлять терпение и выдержку. Проявлять заботу о родителях, относится с уважением.

Песня: «Хорошо рядом с мамой».

Хозяйка: Песнями, да плясками сыт не будешь. Славится на Кубани народ гостеприимством, да угощением знатным. Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать? Да вот и картошечка наша поспела.

(Достает из печи горячую картошку)

Педагог: Спасибо за угощение, а нам пора домой отправляться. Погода нынче хороша.

Хозяйка: Уж ни дождь ли собирается?

Педагог: Ребята наши наблюдательные, пока в гости к вам шли все приметили.

Дети: Дым к верху поднимается – мороз ожидается.

          Собака по земле катается - ветер ожидается.        

           Паучок плетет сеть - будет солнышко греть.

Педагог: Спасибо, хозяюшка за веселье, за угощенье, пора и честь знать.

                 Эй, ребята,

                 Удалые казачата,

                 Заводи хоровод

                Прямо у ворот.

Кубанский хоровод  кланяются, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Посмотри, как город хорош, в котором ты живешь!»

Сценарий познавательно-музыкальной программы КВН ко Дню Семьи (Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи)....

занятие "Край в котором ты живешь".

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Познакомить с охраняемыми видами растений Краснодарского края. Формировать осоз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей "Дом, в котором ты живешь"

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по рисованию включает в себя нравственно - патриотическое и правовое воспитание детей....

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....

КВН «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

Для детей  старшей и подготовительной к школе групп и их родителей.Цель:  воспитывать патриотические и гражданские чувства детей, побуждать любознательность    к истории город...

Посмотри, как край хорош, в котором ты живешь. (познавательно-игровая программа КВН)

Цель: привлечь внимание детей к красоте родной природы, познакомить с достопримечательностями своего края, его историей; развивать способность к свободным, образным импровизациям....

Познавательно-тематический вечер "Город, в котором ты живешь"

Формировать знание детей о родном городе...