Конспект НОД в группе от 4 до 5 лет
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Анкудинова Елена Владимировна

Тема: "Сад. Огород".  

Задачи: Образовательная: Совершенствование навыков количе­ственного и порядкового счета в пределах десяти с участием слу­хового, зрительного и двигательного анализаторов. Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части. Закрепить представле­ния о такой геометрической фигуре, как цилиндр. Совершенст­вование умения узнавать и различать плоские и объемные гео­метрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Упражнять в умении сравнения трех предметов по длине на глаз; умения пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче) Формирование навыка временных представлений (времена года), знакомство с моделью года. Развивающая: Развитие мыслительных операций и речевой деятельности, воображения и творческих способностей, тонкой моторики и координации речи с дви­жением. Воспитательная:  Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в группе от 4 до 5 лет .

Тема: ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «САД. ОГОРОД»

Тип образовательной деятельности: Тематическое  занятие.

Цель: закрепление полученных ранее знаний (фрукты, овощи, цвета, геометрические фигуры)

Задачи:  Образовательная: Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части. Закрепить представления о такой геометрической фигуре, как цилиндр. Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Упражнять в умении сравнения трех предметов по длине на глаз; умения пользоваться сравнительными прилагательными (длиннее, короче) Формирование навыка временных представлений (времена года), знакомство с моделью года.

             Развивающая: Развитие мыслительных операций и речевой деятельности, воображения и творческих способностей, тонкой моторики и координации речи с движением.

        Воспитательная:  Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества.

Принципы воспитания и обучения: Принцип доступности, принцип наглядности, принцип

               деятельности, принцип диалогизации, принцип проблематизации, принцип

                индивидуализации.

Методы воспитания и обучения: Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, организация наблюдения, демонстрация. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение. Методы эмоционального стимулирования:  поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового, приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговора, создание ситуаций совместных переживаний. Метод развития психических функций, творческих способностей, личностных  качеств  детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

Оборудование: контейнеры 2 штуки с изображением куба, цилиндра, фигурки героев сказка «Репка», плоскостные  овощи,  доска, нож, репка, маркер для доски, нарисованное пугало, и плоскостные закладки в виде геометрических фигур. модель года.

Литература: « Основная общеобразовательная программа от рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. http://www.twirpx.com/file/382235/

 Связь НОД с другими образовательными областями: «Социализация»: содействовать развитию игровой деятельности, формировать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определённой последовательности, действовать по образцу в соответствии с игровой задачей; формировать умение соблюдать отдельные нормы и правила поведения  в процессе непосредственно-образовательной деятельности; поддерживать стремление научиться, что-то сделать, и радостное ощущение возрастающей умелости.

«Познание»: расширять кругозор детей.

«Коммуникация»: развивать свободное общение со взрослыми и со сверстниками; расширять и активизировать словарь по теме; формировать умение поддерживать речевое общение.

 «Здоровье»: формировать умение переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого;формировать привычку здорового образа жизни: правильная поза при работе за столом (не горбиться, не наклоняться низко, не напрягаться).

План: Этапы занятия: 1.Организационный момент.

                                  2. Мотивационно-целевой момент. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

                                  3. Основная часть:

                                      3.1.  Упражнение «Чего больше?»

                                  3.2. Игра «Репка»

                                      3.3. Игра «Огород круглый год».

                                  3.4. Физминутка.

                                  3.5. Упражнение «Вот так урожай!»

                                      3.6. Игра «Подбери заплатку».

                              4. Подведение итога:

                              4.1. Оценка  работы детей.

                                            КОНСПЕКТ НОД

Этапы образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Задача: Собрать внимание детей.

Формирование представления о такой геометрической фигуре, как цилиндр. Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор об овощах. Я прочитаю вам стихотворение. Постарайтесь запомнить, о каких овощах говорится в нем.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий, Помидоры, кабачок,

 Горький репчатый лучок.

Есть лиловый баклажан — Это гость из дальних стран.

Есть редиска, репа, свекла

Из семян от тети Феклы.

Вот как много овощей

Для салатов и борщей.

Какие овощи выросли на нашей грядке? Перечислите.

(воспитатель ставит на стол возле доски два контейнера. Один в форме куба, другой в форме цилиндра.)

Воспитатель: Сейчас вы разложите овощи в эти контейнеры. Какой формы контейнер, который стоит слева?

Воспитатель: А контейнер, который стоит справа, — цилиндр. Повторите, как он называется.

(Педагог снимает крышки с контейнеров.)

Воспитатель:В контейнер-куб положите круглые овощи, а в контейнер-цилиндр — овальные.

Воспитатель: Какие овощи вы положили в контейнер-куб?

Воспитатель: Какие овощи вы положили в контейнер-цилиндр?

Воспитатель:Отлично! Вы справились с первым заданием.

(Педагог убирает контейнеры.)

Дети. Помидор, огурец, редиска, свекла, кабачок, баклажан, репчатый лук, репка.

Дети. Это куб.

Дети. Цилиндр.

(Дети выполняют задание.)

Дети. Мы положили в куб помидор, редиску, свеклу, репчатый лук и репку.

Дети. В цилиндр мы положили огурец, кабачок и баклажан.

2.Мотивационно- целевой момент.

Задача:Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие координации речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма. Формирование навыков порядкового счета в пределах десяти. Закрепление в речи порядковых числительных, ответов на вопрос «Который по счету?»

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, Капусту, Морковку, Горох

Петрушку и свёклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле -

Картошка, Капуста, Морковка, Горох

Петрушка  и свёкла. Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала.

Картошку, Капусту, Морковку, Горох

Петрушку и свёклу. Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста, Морковка, Горох

Петрушка  и свёкла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

                                               Ю. Тувим.

Воспитатель: О скольких овощах говорится в стихотворении?

Воспитатель: Перечислите их названия по порядку.

 (Педагог помещает плоскостные изображения овощей на наборное полотно.)

Воспитатель: Которым по счету было название картошки?

Воспитатель: А название морковки?

Воспитатель: И наконец, которым по счету звучало название петрушки?

Воспитатель: Молодцы! Я вами горжусь!

Дети выполняют задание по показу воспитателя

Дети. О шести.

Дети. Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свекла.

Дети. Первым.

Дети. Третьим.

Дети. Пятым.

3.Основная часть.

3.1 Упражнение «Чего больше?»

Задача: Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?» Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств разными способами.

3.2 Игра «Репка». 

Задача: Формирование представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.

3.3 Игра «Огород круглый год». 

Задача: Формирование временных представлений (времена года), ознакомление с моделью года. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.4 Физминутка.

3.5. Упражнение «Вот так урожай!»

Задача: Формирование навыка сравнения трех предметов по длине на глаз, умения пользоваться сравнительными прилагательными длиннее, короче. Развитие тонкой моторики.

3.6. Игра «Подбери заплатку».

Задача: Развитие мыслительных операций , зрительного внимания и восприятия. Воспитание навыков  сотрудничества   в игровой деятельности.

(Воспитатель помещает на доске в свободном порядке восемь плоскостных изображений огурцов и шесть плоскостных изображений помидоров).

Воспитатель: Можете ли вы, не считая, сказать, чего у меня больше — огурцов или помидоров? Что для этого нужно сделать?

Воспитатель: Разложите.

Воспитатель:  Что вы можете сказать о количестве огурцов и помидоров?

Воспитатель:Верно. Сосчитайте огурцы.

Воспитатель: Сосчитайте помидоры.

Воспитатель: Так,  на сколько восемь больше, чем шесть?

(Педагог показывает указкой два лишних огурца.)

Воспитатель:Как сделать так, чтобы огурцов и помидоров стало поровну?

Воспитатель:  Сколько стало помидоров? Сосчитайте.

Воспитатель:  Что теперь можно сказать о количестве огурцов и помидоров?

Воспитатель: По сколько огурцов и помидоров?

(Педагог убирает два плоскостных изображения помидоров.)

Воспитатель: Как можно уравнять количество огурцов и помидоров по-другому?

 (Педагог убирает два плоскостных изображения огурцов.)

Воспитатель: Сколько стало огурцов? Сосчитайте.

Воспитатель: Что можно теперь сказать о количестве огурцов и помидоров?

Воспитатель: По сколько огурцов и помидоров?

Воспитатель: Верно.

(Педагог убирает плоскостные изображения с доски)

(Педагог ставит в ряд на столе фигурки деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки.)

Воспитатель: Герои какой сказки пришли к нам сегодня?

Воспитатель: Они пришли к нам с просьбой разделить репку на две равные части, чтобы одна часть досталась людям, а другая такая же часть — животным. Как мы будем делить репку?

Воспитатель: На сколько кусочков нужно разрезать репку?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как я это сделаю.

(Педагог достает репу, нож и разделочную доску, режет репу и комментирует свои действия.)

Воспитатель:  Я разрежу репку пополам, на две равные части. Вот так. Сколько равных частей получилось?

Воспитатель: Раздадим  их героям сказки.

(Воспитатель  кладёт одну часть репы перед дедом, бабкой, внучкой, а другую — перед животными.)

Воспитатель: Какие части репки получили герои сказки?

Воспитатель: Скажите, что больше — целая репка или одна вторая часть?

Воспитатель: Правильно. Целая репка состоит из двух половин, двух вторых частей. Молодцы!

(Педагог  убирает кусочки репы.)

(Педагог   ставит на наборное полотно перед детьми четыре картинки, на которых изображены люди, работающие в огороде в разные сезоны (весной сеют семена, летом поливают красные помидоры, осенью таскают морковку, зимой сгребают снег к стволам деревьев). Рядом на магнитную доску он помещает цветные части круга.)

Воспитатель: Когда собирают основной урожай в саду и огороде?

Воспитатель: После какого времени года наступает осень?

Воспитатель: А перед летом какое время года было?

Воспитатель: А какое же время года предшествует весне?

Воспитатель: Очень хорошо. Возьмите разноцветные части круга и составьте из них круг так, чтобы правильно показать

чередование времен года. Объясните, какую часть круга вы выбрали для каждого времени года.

Воспитатель:  Отлично! Теперь я буду загадывать вам загадки, а вы будете отгадывать их и подбирать картинки к каждой из частей круга. Слушайте первую загадку.

1.Белый снег одел поля,

Стала белою земля.

Папа снег к стволам сгребает.

Это все когда бывает?

2.В огороде у забора

Созревают помидоры

И редиска подрастает.

Это все когда бывает?

3.В огород пойдем,

Весь горох соберем

  И морковки натаскаем.

Это все когда бывает?

4.Я посеяла редис

Под своим окошком,

А наш дедушка Борис

 Посадил картошку.

В небе солнышко сияет.

Это все когда бывает?

Воспитатель: Верно. Прикрепите картинки на соответствующие части круга.

Отдых наш -  физкультминутка

Занимай свои места

Шаг на месте месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Руки подняли и покачали –

Это дерево в саду

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

Плавно руками,  дети,  помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, мы тоже покажем –

Крылышки сложим назад.

Воспитатель:Отгадайте загадку.

Длинным носом в грядку влезла.

Удивительно полезна.

Любопытная плутовка.

А зовут ее...

Воспитатель: Верно. Посмотрите вот какую морковку нарисовала я для вас на доске. В каком месте доски   она нарисована?

Воспитатель: Точно. А теперь нам надо нарисовать справа морковку, которая будет короче ее, а слева — морковку, которая будет длиннее ее.

(Педагог  рисует на доске.)

Воспитатель: Какая по длине морковка нарисована слева?

Воспитатель: Сравните ее по длине с той морковкой, которая  посередине.

Воспитатель: Какая морковка нарисована справа?

Воспитатель: Сравните ее по длине с той морковкой, которая по середине.

Воспитатель:  

Все лето оно огород сторожит,

А лютой зимою под снегом дрожит.

Раскинуло руки, приветствуя нас.

Рубаха и шляпа, на ниточке глаз.

Кто это?

Воспитатель: Как вы догадались?

 ( Педагог помещает на магнитную доску большое плоскостное изображение пугала в рубахе с дырой и несколько заплаток, из которых  подходит только одна )

Воспитатель: А вот и последнее задание. Нужно подобрать подходящую заплатку к рубашке нашего пугала. Попробуйте сделать это все вместе.

Дети. Нужно разложить огурцы и помидоры парами.

Дети выполняют задание.

Дети. Огурцов больше на два, а помидоров меньше на два.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Всего восемь огурцов.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть помидоров.

Дети. Восемь больше, чем шесть, на два.

Дети. Нужно добавить два помидора.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Всего восемь помидоров.

Дети. Их поровну, одинаковое количество.

Дети. Их по восемь.

Дети. Нужно убрать два огурца.

Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Всего шесть огурцов.

Дети. Их поровну, одинаковое количество.

Дети. По шесть.

Дети. Это герои сказки «Репка».

Дети. Нужно разрезать репку.

Дети. На два.

Дети. Репку нужно разрезать на два одинаковых кусочка, потому что один достанется деду, бабке и внучке, а другой — животным.

Дети. Получились две равные части.

Дети. Они получили одинаковые, равные части

Дети. Целая репка больше, чем вторая часть.

Дети. Осенью.

Дети. После лета.

Дети. Весна.

Дети. Зима.

(Дети выполняют задание и комментируют свои действия.) Дети. Белую часть мы возьмем для зимы, зеленую — для весны, красную часть — для лета, а желтую — для осени.

Дети. Замой

Дети. Летом

Дети. Осенью

Дети. Весной

(Дети выполняют задание и комментируют его выполнение по предложению педагога. Педагог оценивает работу детей.)

Дети. Морковка.

Дети. Посередине, в центре.

Дети. Самая длинная.

Дети. Морковка слева длиннее, чем морковка посередине листа. Морковка посередине листа короче, чем  морковка слева.

Дети. Самая короткая.

Дети. Морковка справа короче, чем морковка посередине листа. Морковка посередине листа длиннее, чем морковка справа.

Дети. Это огородное пугало.

Дети. Пугало сторожит огород, отпугивает птиц. Вместо рук у него палка, как будто оно раскинуло руки. Обычно на пугале есть рубаха и шляпа. А на тряпичной голове — пуговицы-глаза.

4. Подведение итогов

Задачи:

4.1. Оценка работы детей

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какую    фигуру вспомнили, И что  больше или меньше часть, чем целое число. В завершение педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект интегрированного занятия "Прогулка по весеннему лесу"

Обобщить знания детей по теме "Весна",уточнить знания детей о времени года,изменениях в природе,происходящих весной.Развивать речь детей,расширять словарный запас,ввести в активный словарь слово "стре...

конспект открытого мероприятия - конспект НОД в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"

представлен конспект открытого мероприятия - конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе раннего возраста на тему "Игры с Капитошкой"...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в ДОУ " Здравствуй Зимушка -зима" план-конспект занятия (младшая группа)

Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года ) . Тема: «Ох, ты Зимушка-зима».Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна...

Конспект НОД "Мы - добрые ребята" конспект занятия старшая группа

Конспект НОД Тема: «Мы - добрые ребята» (старшая группа)Тема: «Мы – добрые ребята».Цель: дать понятие о том, что такое доброта.Задачи:1....