Занятие по ознакомлению с солнечной системой
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Кобзарева Ирина Александровна

Рассматриваются понятия о солнечной системе. планетах и звездах + рассматриваются понятия о дне и ночи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyat_solnechnaya_sstema.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1 Солнечная система.

Цель: Дать представления детям о Солнечной системе и показать её, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты Солнечной системы, особое внимание уделить Земле.

Примерный ход занятия

Педагог предлагает посмотреть на дневное небо. Установить чем отличается дневное небо от ночного. Что хорошо видно на небе ночью, а что днём?

Короткий рассказ о Солнце. Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно? Солнце – это звезда, такая же, как мы видим на ночном небе. Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой – нибудь звезде, как вы думаете, каким  бы мы увидели Солнце? Мы скорее всего увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звёздочки. На самом деле Солнце -  это огромный раскалённый шар, излучающий тепло и свет. На Солнце нет жизни; но оно даёт жизнь нам: людям, растениям животным.

Знакомство с планетами солнечной системы: Солнце не одиноко,унего есть семья. Только это не дочери и сыновья,а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Давайте познакомимся с семьёй Солнца.

В ней – девять планет. Планеты значительно меньше звёзд. Они не излучают свет, а пользуются теплом и светом Солнца. В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу.

Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она кружит вокруг Солнца. Мы познакомимся с планетами по порядку, начиная с той, которая ближе всего находится к Солнцу( педагог демонстрирует макет Солнечной системы). Самая близкая к Солнцу планета –Меркурий. Следующая – Венера. За Венерой расположена  Земля, ещё дальше – Марс. За ним  Юпитер ( самая большая планета Солнечной системы). За Юпитером – Сатурн ( его окружают кольца). Затем следует Уран (он похож на Юпитер и Сатурн, но немного меньше этих гигантов). Самая маленькая из больших планет- Нептун. А самая удалённая от  Солнца планета – Плутон ( он находится так далеко от Солнца, что до него практически не доходят тепло и свет. Поэтому на Плутоне очень холодно, он весь покрыт льдом).

Педагог вместе с детьми повторяет названия планет, уточняет количество планет и их размер в Солнечной системе.

     В заключении педагог предлагает детям создать модель Солнечной системы, но не простую, а необычную. В создании такой модели помогут самые разные предметы.

Например, Солнце – это мячик: Юпитер, Сатурн – фрукты муляжи.

Венера, Нептун, Плутон – орехи и т. д.

После занятия Макет Солнечной системы остаётся в группе для  дальнейшего изучения его детьми. Предметы заместители для создания модели Солнечной системы тоже. Вносятся схемы – раскраски модели Солнечной системы для творчества детей  в свободной деятельности.

Через два три дня проводится второе занятие о планете Земля и смене дня и ночи. См. приложение № 2.

Занятие № 2 День – ночь.

Цель: Показать зависимость смены частей суток ( день, вечер, ночь и утро) от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить представления о строении Солнечной системы.

Материал: Макет Солнечной системы, глобус, бумажная ёлочка (флажок); настольная лампа.

Примерный ход занятия

Педагог и дети вспоминают строение Солнечной системы. Педагог спрашивает: « На какой из планет Солнечной системы мы живём? Как вы думаете, какую планету из девяти мы знаем лучше всех? (Земля ). Если бы можно было совершить космическое путешествие, на какую планету вы бы полетели? Почему? Как вы думаете, влияет ли Солнце на жизнь на Земле? Как влияет?  А Солнце когда- нибудь отдыхает? Что оно делает ночью? (ведь мы его не видим)? Люди часто говорят: «Просыпается солнышко, Солнце под гору скатилось, за лес село».

Как вы думаете, Солнце движется? (Предположения детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет.  А вот наша планета Земля не стоит на месте, она всё время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвёртый. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло – день. А на другой стороне Земли в это время ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

     Педагог предлагает детям провести демонстрационный опыт, показывающий смену частей суток. На стол ставит настольную лампу ( это Солнце ), рядом глобус. На глобус(примерно в том месте, где проживают дети) крепиться условный знак (флажок). Педагог включает лампу и потихоньку вращает глобус. Дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется её освещённость (смена частей суток).

     Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает детям рассказать что обычно они делают, когда земля и Солнце занимают определённые положения по отношению друг к другу. (утром, днём, вечером, ночью).

     В заключение педагог предлагает детям игровое упражнение «Когда это бывает?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Солнечная система"

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста, так же может подойти и для младших школьников...

Занятие по арттерапии "Планеты солнечной системы"

Цель занятия: развивать творческий потенциал детей....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Солнечная система»

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды — Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе....

Конспект занятия по познавательному развитию «Солнечная система» Старшая группа

Цель: Формирование представлений детей о Солнечной системе, закрепление знания детей о космосе....

Конспект занятия «Путешествие к планетам Солнечной системы»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы...

Конспект занятия "Путешествие к планетам солнечной системы".

Материал помогает детям изучить планеты солнечной системы в игровой с форме и в стихах. С яркими картинками....


 

Комментарии