Главные вкладки

    Социально-личностное развитие ребенка
    статья по окружающему миру по теме

    Петрова Ольга Хасанбиевна

    Для формирования и поддержки у ребенка положитель­ного отношения к себе нужно создать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружаю­щих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит под­держку и помощь с их стороны. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon socialno-lichnostnoe_razvitie_rebyonk_a.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    В сфере социально-личностного развития основными направлениями педагогической работы являются:

    1. формирование у ребенка положительного отношения к себе и представления о себе;
    2. формирование социальных навыков;
    3. развитие игровой деятельности;
    4. общение со сверстниками.

    Формирование положительного отношения ребенка к себе

    Для формирования и поддержки у ребенка положительного отношения к себе нужно создать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

    Поэтому я стараюсь, как можно чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. Детей обязательно называю по имени, использую имя ребенка в играх, потешках, песенках. Проявляю интерес к его чувствам и предпочтениям, разговариваю с ним. Чутко реагирую на все переживания ребенка, радуюсь вместе с ним, сочувствую при огорчении, помогаю ему, понять причину того или иного переживания.

    Способствую развитию у ребенка представления о своем внешнем облике. Обращаю внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркиваю его достоинства. Это можно делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним его отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например, бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и пр. Как правило, малыши с удовольствием рассматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению. Это свидетельствует о том, что первичный образ самого себя у ребенка уже достаточно оформлен, стабилен, что у него сформировано положительное отношение к себе.

    Если же, рассматривая себя в зеркале, он напряжен, проявляет признаки тревоги, испуга или недоумения, отводит взгляд от своего лица, это может послужить сигналом о неблагополучии в развитии личности ребенка. Возможно, родители или мы мало интересуются им, недостаточно общаемся с ним, мало играем. Из-за того, что отношение взрослых к ребенку как к личности слабо развито, отношение малыша к себе тоже не имеет яркой положительной эмоциональной окраски, образ себя недостаточно четок и определен, что и находит отражение в поведении перед зеркалом. В целях коррекции образа себя следует восстановить в полноценном объеме ведущие линии психического развития ребенка на первом году жизни — эмоционально-личностное общение и практическое сотрудничество с ним. Начинаем с тех контактов, которые для него предпочтительны в данное время. Если малыш предпочитает совместную предметно-практическую деятельность со взрослым и избегает эмоциональных контактов, их следует постепенно вводить в процессе совместной игры. Если же он предпочитает эмоциональные контакты, следует, удовлетворяя потребность в эмоциональном общении, постепенно вводить совместные действия с предметами. Этим рекомендациям я следую сама и советую их родителям ребенка.

    На протяжении раннего возраста происходит все более отчетливая дифференциация представлений ребенка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе как к действующему субъекту с одной стороны и определенной уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик,— с другой. Все эти изменения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его поведении. К концу второго года все дети безошибочно показывают свой носик, глазки, ротик, узнают себя на фотографии, знают, где их место за столом, какую одежду надевать на прогулку. Для формирования у ребенка представлений о своих возможностях отмечаю успехи каждого малыша, комментирую его действия, поощряю настойчивость в деятельности. На ошибки ребенка внимание обращаю деликатно; помогая исправить их, обязательно поддерживаю в малыше уверенность, что он вскоре научится все делать правильно.

    Формирование социальных навыков

    Социальные навыки в раннем возрасте формируются преимущественно в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в группе. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры   и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

    В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом, побыть с ним один на один, поговорить. И я стараюсь использовать их  для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребенком.

    В ходе ежедневных процедур, беседую с ребенком, называя предметы и действия, что-то объясняя, спрашивая, рассказывая стишки — все это способствует его познавательно-речевому развитию. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: правильно держать ложку, мыть руки, вытираться полотенцем, снимать обувь, частично одежду и пр. Участвуя вместе с воспитателями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки.

    Главное, к чему должны стремиться воспитатели, проводя ежедневные процедуры,— создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Поэтому, приучая детей к самостоятельности, учитываю индивидуальные особенности каждого: не тороплю медлительного, не предлагаю непосильные для малыша действия, не выполняю за него то, что он может сделать сам.

    Приход и уход детей — очень важные моменты для ребенка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключиться на другую обстановку, расставаться с мамой. Вечером некоторые дети, увлеченные игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой.

    Чтобы сгладить эти моменты и сделать их приятными для малыша, при встрече ежедневно проявляю индивидуальное внимание каждой семье, ласково приветствую ребенка, ободряю,— это помогает снять напряженность ситуации, делает ее менее тревожной. При встрече с родителями стараюсь обменяться информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении и т.п. Это позволяет мне адекватно учесть состояние малыша, соответствующим образом изменить распорядок дня.

    А если вечером ребенок не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Предлагаю  ей поиграть вместе с ребенком или взять игрушку с собой. Если малыш плохо ел в яслях, рекомендую родителям предложить ему ужин пораньше.

    Ласково прощаясь с ребенком, готовлю его к завтрашней встрече: «До свидания, Вика! Завтра придешь, будем играть снова. До завтра!»

    Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у них самостоятельных действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последовательности операций. Действуя по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, они учатся снимать и надевать одежду, расстегивать и застегивать застежки.

    Помогая малышу одеваться и раздеваться, всегда стараюсь быть спокойной и терпеливой, не ругать, не подгонять ребенка, не совершать резких и грубых действий. Все сопровождаю ласковой речью, называя предметы одежды, рассказывая, что и для чего в данный момент взрослый и ребенок делают: «Сейчас мы возьмем носочки и наденем их, чтобы ножки не замерзли, потом наденем сандалики. Вот так, молодец!» Предлагая ребенку попробовать самому выполнить то или иное действие, подбадриваю его, вселяя в малыша уверенность в успехе: «Олечка, смотри, ты уже почти научилась сама снимать туфельки. Сначала расстегнем застежку. Что, не получается? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и все получится. Вот молодец!»

    Уход за внешним видом. Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно побуждают пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, прическе: «Сонечка, у тебя бантик развязался, давай завяжем его, сделаем красивую прическу». Помогая малышу заправить рубашку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе порадоваться, похвалить его: «Вот молодец, теперь у тебя все в порядке». Не следует стыдить ребенка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде.

    Помощь воспитателю. Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей в процессе сотрудничества со взрослыми. Малыши наблюдают за их деятельностью и по мере возможности включаются в нее. Воспитатель обращает их внимание на все, что делает сам, рассказывает, что и для чего он это делает, предлагает детям помочь ему. Малыши могут помогать убирать и мыть игрушки, развешивать полотенца.

    Уход за вещами и игрушками. По окончании игры или занятия педагог побуждает малышей вместе с ним складывать игрушки на место. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится «в своем домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол.

    Правила этикета. Взрослые должны своим примером демонстрировать детям правила этикета. Подражая им, дети постепенно обучаются вежливости, усваивают правила этикета. Поэтому я всегда побуждаю их здороваться при встрече, прощаться при расставании  и говорить «спасибо».

    Во время приема пищи негромко беседую с детьми: рассказывает, что они будут есть, читаю потешки, стишки.

    В ходе проведения ежедневных процедур у маленьких часто возникают капризы, недовольство, конфликты со взрослыми. Ребенок может отказываться от приема пищи или какого-то ее вида, не хочет садиться за стол, играет во время еды, не желает пользоваться ложкой, чашкой и пр. Некоторые дети не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш отказывается ложиться в кроватку, встает или долго не засыпает, зовет маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, не любят умываться, причесываться, чистить зубы и пр.

    Обычно педагоги объясняют причины такого поведения ребенка его избалованностью в семье, негативными чертами характера, желанием привлечь к себе внимание взрослого. Чтобы понять истинные причины его отказа или сопротивления воспитателю важно представить чувства и переживания ребенка в данной ситуации. Отказ от выполнения тех или иных режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, непривычно твердая пища, неудобная одежда и пр.), переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, и др.). Например, малышу неприятно ощущение холодной воды, он испытывает боль от попадания мыла в глаза или нос, его раздражает неделикатное прикосновение взрослого к лицу, резкие поспешные движения. Ему бывает трудно справиться с негативными переживаниями, к тому же он еще не может их осознать и выразить словами, но они выступают сигналом взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое испытывает малыш, и их не следует приписывать «избалованности», «вредности», недисциплинированности.

    Рассмотрим различные способы разрешения подобных ситуаций с точки зрения авторитарного и личностно-ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми.

    При авторитарном стиле взаимодействия взрослый прибегает к принуждению (насильное кормление, умывание, укладывание спать, одевание); угрозам («не будешь кушать — не будешь играть»); запретам («нельзя вставать с горшка») и наказаниям.

    Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает другие способы: ласковые уговоры, объяснения; использование подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание процедуры; поощрение самостоятельности ребенка; следование за темпом его действий.

    Авторитарные способы могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребенка они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие к воспитателю. Следует также иметь в виду, что возможны негативные последствия принудительных способов проведения режимных процедур (возникновение у ребенка стойкого отсутствия аппетита, запоров, энуреза, водобоязни и пр.). Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато вызывают испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности ребенка.

    Развитие игровой деятельности

    Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра издавна использовалась для воспитания и обучения детей. В играх - потешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам. В разнообразных детских играх уникальным образом сочетаются легкость и удовольствие, с которыми ребенок подражает действиям взрослых, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.

    Самые первые игры взрослых с детьми — «Прятки», «Ладушки» и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается процессуальная игра, которая пронизывает различные виды деятельности детей. В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, которые использую на практике.

    Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в играх-забавах и подвижных играх развиваю эмоциональную сферу, двигательную активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Из сказанного следует, что:

    1. элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;
    2. игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности;
    3. в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр.

    Включение игровых эпизодов и игр - потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей) делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педагогом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

    Проводя работу, направленную на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей, использую игру в качестве основной формы организации детской деятельности (предметной, музыкальной, театрализованной, физкультурных занятий и др.). В отечественной педагогике разработано множество специальных игр, с помощью которых решаю целый ряд образовательных задач, стоящих перед педагогикой раннего возраста.

    Ежедневно выделяю специальное время для организации детских игр; стремлюсь к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым; предложить детям ту или иную коллективную игру: в прятки, паровозик и вагончики и т.п. Детям, не умеющим играть, даю возможность наблюдать за игрой сверстников, постепенно включая в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, не прерываю его занятия, не настаиваю на участии в игре. Вместе с тем стараюсь найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Помимо коллективных игр, организовываю индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера.

    Организация предметной среды для сюжетных игр. Предметная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организованы зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставлена игрушечная посуда; обустроены уголки для приготовления еды,  укладывания игрушек спать. В определенных местах размещены машинки и строительный материал. Игровое пространство удобно для детей, дает им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки  доступны.

    Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство. Игра — это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

    Групповая комната оснащена разными видами игрушек.

    Один из них — реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель.

     Другой вид игрушек — прототипические — лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

    Третий вид игрушек — предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В качестве заместителей использую палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, пустые фигурные катушки и пр.

    Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Больших кукол удобно кормить и причесывать, но трудно держать в руках, купать и баюкать. Кукол-голышей удобно купать, пеленать

    Помимо этого у детей есть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.

    Личностно-оринтированное общение воспитателя с детьми. Качество игрового взаимодействия взрослого с ребенком и само развитие детской игры в большой степени зависят от характера взаимоотношений партнеров. Отстраненное отношение воспитателя к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, стараюсь  установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

    Важно помнить, что игра — не формальное занятие, что она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие. Воспитатель может заинтересовать его игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей. В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими, взрослый не поучает его, не делает ему замечаний.

    Наблюдая за игрой, он проявляет интерес к действиям малыша, поощряет их, радуется тому, как он хорошо играет. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей.

    Если необходимо пробудить игровую активность ребенка или разнообразить ее, я не указывает, что и как надо делать, а отдаю предпочтение косвенным методам воздействия (игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращения от имени персонажа, и пр.). Например: «Твоя кукла уже проснулась?», «Может быть теперь зайка хочет спать?» и т.п.

    Первые игровые действия могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться к взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослый просит их «покормить» его, сразу же переносят это действие на себя, затем на куклу, на другого ребенка, который оказывается рядом и т.д. Можно по очереди смотреться в зеркальце, причесывать друг друга или куклу. Выполнение таких действий забавляет детей, разнообразит игру.

    Благоприятное влияние на формирование их интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игровых персонажей в режимные моменты. Во время обеда или полдника воспитатель может посадить на стульчик рядом с детьми куклу, которая тоже будет «кушать».

    По мере зарождения у ребенка интереса к процессуальным играм, принятия им воображаемых ситуаций, предлагаемых взрослым, появления первых самостоятельных игровых действий, в задачи воспитателя входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого использую различные приемы.

    Поддержка игровой инициативы ребенка. Поощряю и подхватываю любое действие малыша: «Молодец, как хорошо ты кормишь дочку!», «Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Таким образом, поддерживаю его и помогаю продлить игру, а затем даю ребенку возможность продолжить ее самостоятельно.

    Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения с ними. Часто, усвоив первые игровые действия, дети выполняют их только с теми игрушками, с которыми играл взрослый, например, кормят только одну куклу. Поэтому я стимулирую игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, пупсиками, собачками, мишками и пр., что способствует обобщению игровых действий, их разнообразию.

    Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку — в мостик С каждым из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды. Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий.

    Подготовка к принятию роли. Собственно ролевое поведение в игре с сюжетными игрушками появляется лишь в конце раннего возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни. Самым естественным для детей способом «вхождения в роль» являются игры-забавы. Стимулируют ролевое поведение и авторские стихи, написанные для самых маленьких. Хорошим приемом стимуляции ролевого поведения является сравнение ребенка с детенышами животных, побуждение к подражанию их движениям и звукам. Ролевое поведение стимулируют также игры, в которых дети могут изображать предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира (снежинки, птички, цветочки, самолет, паровоз и т.д.). Имитация движений и звуков стимулирует создание образов-представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. В такие игры хорошо играть с несколькими детьми.

    Стимуляцию ролевого поведения можно также осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла: «Давай, Даша, ты будешь спать как медвежонок, крепко-крепко, сейчас я тебя накрою одеяльцем, будто ты в берлоге», «А ты, Денис, будешь спать как котенок? Мур-мур, мяу, спи мой котик, мой малыш» и т.д. В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.

    Организация общения детей со сверстниками

    Интерес к сверстникам возникает у малышей рано, но их первые контакты кратковременны и часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.  Негативный опыт взаимодействия детей, особенно в группе, где много малышей, может создавать атмосферу нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных стойкое нежелание общаться с ровесниками. Поэтому я стремлюсь к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогая детям налаживать положительные взаимоотношения.  Опыт показывает,  что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.

    Важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослого к малышам. Если педагог грубо одергивает расшалившегося ребенка, разговаривает с ним на повышенных тонах, делает резкие замечания, дает обидные прозвища, с силой растаскивает поссорившихся, такой стиль поведения будет невольно перениматься им по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, я собственным примером демонстрирую образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.

    Сочетание работы с группой в целом и индивидуального общения с каждым — необходимое условие создания теплой атмосферы взаимопонимания в группе, доверительных отношений между детьми.

    Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.

    Организация общения между детьми в течение дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Чтобы достичь этого, предлагаю малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаю их внимание на то, как они красиво одеты. Если в групповой комнате уже есть дети, привлекаю их внимание к вновь пришедшему, побуждаю их поздороваться с ним. Хорошо ввести ритуал прощания детей перед уходом домой: сказать «до свиданья», помахать ручкой.

    Во время режимных моментов воспитатель обращает внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, чисто умывается, аккуратно застилает свою кроватку, побуждает детей пожелать всем спокойного сна. Для поддержания интереса детей друг к другу использую игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша и побуждая его повторять их.

    Чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для возникновения чувства общности со сверстниками, обращаю внимание ребенка на то, что другой малыш — такой же, как он: у него тоже есть глазки и ручки, он умеет так же говорить, бегать, смотреть, играть.

    Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Побуждает детей порадоваться  сверстнику, проявить сочувствие, жалость. При этом важно избегать принуждения, не заставлять малышей делать что-то против воли, отрывать их от занятий.

    Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспитателем в течение дня, поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доброжелательных отношений между ними.

    Для сближения детей организовываю  эпизоды совместного наблюдения за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Например, наблюдения в окошко: за тем, как умывается кошка на дорожке, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.

    Между детьми раннего возраста часто возникают конфликты. Они могут ссориться из-за игрушек, из-за внимания взрослого, проявлять подчас немотивированную агрессию (кусаться, щипать, царапаться). Чаще всего, когда они ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу, отнимают ее у обоих; если дело доходит до драки — растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками. В результате они приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.

    Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов. Воспитатель должен стараться разрешать конфликты в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

    1. отвлечь внимание одного из детей  другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же;
    2. организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
    3. помочь детям установить очередность в игре с этой же игрушкой.

    Педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

    1. избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («отдай куклу», «не обижай Катю», «играйте вместе»);
    2. не унижать ребенка (жадина, злюка и пр.);
    3. использовать тактичные приемы поддержки слабого ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (взрослый присаживается рядом с обиженным, выступает посредником и т.п.);
    4. использовать запрет лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта.

    Игры-потешки способствуют становлению эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия с другими. Здесь важно формирование у них понимания того, что другой ребенок такой же, как и я, что он может делать то же, что и я. Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношений между детьми. Такие игры предполагают непосредственное взаимодействие детей без использования предметов. В центре их находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваясь ими или совершая синхронно. Находясь между детьми, взрослый как бы дирижирует игрой и одновременно является ее участником.

    Примерами таких игр могут служить игры-забавы: «Ладушки», «По узенькой дорожке», «Коза рогатая», «Сорока», «Прятки» и др. Они включают ярко выраженный эмоциональный компонент, подражание действиям партнера.

    Пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу, можно организовывать в любое время дня, перемежая ими подвижные игры. Они помогут занять всю группу, сидящих за столом в ожидании обеда или полдника. Такие игры нравятся детям и очень быстро успокаивают их. В одних малыши не контактируют друг с другом непосредственно, а лишь повторяют движения за взрослым, в других вступают в контакт. Но в любом случае они привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют подражание сверстникам, создают между ними атмосферу близости и общности.

    Итоги

    Социально-личностное развитие ребенка предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

    Для формирования и поддержки у ребенка положительного отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о его внешнем облике, возможностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у него поло-ролевой идентификации.

    Важную часть педагогического процесса составляет формирование у детей социальных навыков. В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого.

    Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра — стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком.

    Мы создаем условия для развития у детей общения со сверстниками, помогаем налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. С этой целью мы поддерживаем интерес детей к сверстникам, стимулируем  эмоциональные контакты, сближаем их друг с другом, организуем разные виды совместных игр, тактично разрешаем возникающие конфликты. Воспитываем у малышей уважительное отношение к детям, независимо от расовой и национальной принадлежности, языка, личностного и поведенческого своеобразия.

    Литература:

    1. «Педагогика детей раннего возраста» Л.Н. Галигузова, .Ю. Мещерякова;
    2. Из опыта работы Петровой  О.Х. воспитателя 1 квалификационной категории  г. Оленегорска  Мурманской области МДОУ № 2 «Солнышко».

            -  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"

    "Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"...

    Социально-личностное развитие ребенка в детском саду

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной...

    Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

    Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...