Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (средняя группа)

Шленёва Елена Николаевна

 

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. 

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания. 

Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей. Накапливая под руководством старших новые представления и, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны - трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.

                Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Явления и объекты природы привлекают детей красотой и яркостью

красок, разнообразий. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный

опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания.

               Знакомство с природой оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей. Накапливая под руководством старших новые представления и, дети постепенно расширяют свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Давая детям правильные представления о явлениях природы мы вырабатываем у них умение устанавливать связи между знакомыми явлениями, закладываем почву для воспитания материалистического миропонимания. Общение с природой у детей воспитывает нравственные качества необходимые будущему гражданину нашей страны - трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей Родины, развивает эстетические чувства, укрепляет его здоровье. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, общался с ней.

     Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

    Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Ценность личности определяется её значимостью для общества и зависит от его воспитания. Развитие любви к природе содействует формированию моральной личности гражданина.

    Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.

   Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка.

   Забота о животных и растениях воспитывает в ребенке доброе и ответственное отношение к ним. Важно, чтобы ребенок испытывал потребность помочь другому живому существу.

Средствами развития личности ребенка являются педагогические технологии, которые включают в себя такие показатели как:

- развитие любознательности – основы познавательной активности дошкольника;

- развитие способности самостоятельно решать творческие и другие задачи;

- развитие творческого воображения;

- развитие коммуникабельности – способности общаться с взрослыми и сверстниками;

Мы использовали новый подход к ребенку в организации педагогического процесса – личностно – ориентированное взаимодействие

взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

       Перед нами стоит задача:

        Вовлечение каждого ребенка в активную, познавательную, игровую эмоционально окрашенную деятельность, в ходе которой он самостоятельно (при опосредованной помощи взрослого) добывает знания, использует их в игре, продуктивной деятельности, чтобы кому-то помочь или за кого-то порадоваться, проявляет определенные коммуникативные умения, анализирует продукт деятельности; старший дошкольник рефлектирует.

Организация работы проходит по трем взаимосвязанным этапам:

  1. Пробуждение ребенка к активности;
  2. Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом                  незнакомого, в обычном необычного;

   З. Проживание отношения к познаваемому объекту в продуктивной

       деятельности.

 

           Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению, а приобщению детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы использовали в работе с детьми интегрированный подход, что позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в единое целое (связь с другими видами деятельности).

             Учитывая специфические возрастные особенности детей дошкольного возраста: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, преобладание наглядно – действенного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, утомляемость, поэтому используем нетрадиционные занятия, способствующие развитию логического мышления и активности детей.

-Занятия – путешествия

- Занятия – сказка

- Занятия - викторина

- Занятия – игра

     Занятия проводятся с игровыми персонажами – куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям – легко принять задачу и занять активную позицию в её решении.

     Для снятия умственного напряжения применяли физкультурные паузы и игры с природоведческим содержанием.

     Интегрированные занятия способствуют развитию оценочных суждений, обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к одной теме.

     Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности, активизируется развитие познавательных способностей, происходит формирование содержательных обобщений и понятий, т.к. детей интересует больше поиск смысла, чем формальные знания, раскрытие общих закономерностей окружающего мира, чем набор фактов.

    Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые превращаются в знания.

    Итогом работы над той или иной темой, объединяющей знания детей, являются тематические вечера, праздники-досуги, выставки рисунков, поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

Тип проекта: Практико-ориентированный. Вид проекта: Долгосрочный. Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...

«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»

Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»          ...

Презентация "Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"

Цель:Развитие и воспитание личностных качеств детей дошкольного возраста на примере героев художественной литературы. Задачи:1.Развивать креативность, творческие способности, умение анализировать...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.         Занятия по изобразительной деятельности в детском с...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс. Предложенный материал поможет восп...

опыт работы «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, посредством взаимодействия с семьями воспитанников»

Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов. Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дош...