КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В МИРЕ КАМНЕЙ"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лыткина Раиса Степановна

В данном конспекте представлены исследования и эксперименты с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_kamney.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы по теме: «В мире камней»

(образовательная область «Познание», «Социализация»)

Цель: ознакомление детей  с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Задачи:

  1. Дать представление о способах образования камней (природные: горные , речные, подземные).
  2. Развивать мыслительные логические операции, умение классифицировать камни по разным признакам.
  3. Обогащать тактильный опыт детей, упражнять в навыках обследовательской деятельности, и назывании выявленных свойств и качеств объектов.
  4. Воспитывать любовь к природе, умение видеть необычное в камнях как привычных объектах действительности.

Словарная работа : обогатить и активизировать словарь детей новыми понятиями: керамзит, мрамор, уголь, гранит, кирпич  галька.

Оборудование: набор камней, кирпич, речная галька, уголь, мрамор, ёмкость с водой.

Методы: исследования, экспериментирование, эвристическая беседа, игровые и проблемные ситуации.

     

 

    Ход:

- Здравствуйте ребята! Я хочу с вами познакомиться. Вы знаете, кто я? А вы читать умеете? Прочитайте мой бейджик: Научный сотрудник Раиса Степановна.

- Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Но для того чтобы нам туда зайти, вам нужно найти свой бейджик (дети читают, находят и пристегивают их).

- Проходите пожалуйста.( в лаборатории дети  рассматривают разные коллекции).

- Интересно, а откуда появился в нашей лаборатории этот интересный ящик?

- Что в нем, как вы думаете? Хотите узнать?

В ящике ощущений лежат только камни (их количество соответствует количеству детей). Каждый ребенок вынимает один образец, предварительно рассказав о его особенностях, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравнивают их.

Исследование 1. «Чем отличаются камни?»

-Найдите самый большой и самый маленький; самый красивый и самый невыразительный.

Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске.

Исследование 2. «Почему камни круглые?»

- Почему камешек круглый и у него нет острых углов?

- А раньше они были? Куда они делись, как вы думаете?

Игра: Взять несколько камешков и потрясти их. Чувствуете, как они стучат друг о друга? Округлые камешки - из моря.

- Что происходит?

Вывод: вода двигает камни, ударяет друг о друга, трутся они и о песок.

Острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.

Исследование 3. «Какая у камня поверхность?»

Рассмотрите камешки через лупу. Что можно увидеть на его поверхности?

(Кристаллики, трещины, узоры, царапины, выемки.)

Вывод: некоторые камни состоят из кристаллов. У некоторых на поверхности хорошо заметны узоры.

Исследование 4. «Камешек и пластилин».

Предложить детям взять в одну руку камешек, в другую – пластилин и сжать обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что - с пластилином?

Почему? Попробуйте постучать комочком пластилина о камень  и двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Вывод: камень тверже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит свою форму, а камень - нет.  Из пластилина мы лепим разные фигуры, он мягкий, а из камешков ничего слепить нельзя.

Исследование 5. «Может ли камешек плавать?».

На подносе у каждого ребенка - камешки и емкость с водой. Что будет, если мы положим  камешек в воду?

(Пусть ребенок сформулирует свою гипотезу.) Он утонет или будет плавать?

Бросьте камешек в воду и понаблюдайте за тем, что происходит.

(На воде образуются круги.)

Может ли камешек плавать?

Возьмите кусочек гранита и окатыш керамзита, сравните их по весу, затем одновременно опустите в воду.

Что произошло с каждым из них? Почему?

Вывод: большинство камней тяжелее воды, поэтому они тонут. Но есть камни, внутри которых много воздуха, например керамзит. Поскольку воздух легче воды, камешек не тонет.

Исследование 6. «Мокрые камешки».

Положить камешек в емкость и полить водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее теперь?

Вывод: если камни намочить, они меняют цвет.

Исследование 7. «Можно ли поцарапать камешек?».

Попробуйте нацарапать что-нибудь на камешке. Остались ли следы?

(Можно проводить исследование с помощью лупы.)

Вывод: на одних камнях остаются слабые следы на других –нет.

Исследование 8. «Каким камешком можно рисовать?»

Раздать детям листок для рисования и разные камни (мел, уголь, графит, кирпич).

-Каким камешком лучше всего рисовать? ( Пусть дети попробуют нарисовать линию каждым из камешков и сравнить, насколько хорошо они заметны на листочке. Какой из камней пачкает руки?

Вывод: одни камешки оставляют следы на бумаге и на руках, другие – нет.

-Скажите научные сотрудники, понравились ли вам сегодня наши исследования? Что вы узнали? (ответы детей).

Я вам предлагаю составить отчет о наших открытиях.

Отчет будем составлять необычным способом, а при помощи знаков и символов.

( ученые составляют схему-алгоритм  о полученных данных).

Ребята, а вы знаете, что раньше древние люди общались при помощи знаков и рисунков. Они рисовали на камнях и назывались эти рисунки наскальные рисунки. Найти наскальные рисунки было не просто. Они были скрыты от посторонних глаз. Ведь древние художники рисовали только в тайных, священных местах.

А вы хотели бы побывать древними художниками?

( предлагаю детям нарисовать наскальные рисунки на камнях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»

Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности :«Тайна камней»

ФИО педагога:Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников:подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации:МБДОУ «д/с № 11 «Зв...