НОД "Птицы средней полосы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Цель. Расширять словарный запас; закреплять навык образования существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, -ята-, -ата-, навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе; расширять представления об окружающем; развивать познавательную мотивацию, зрительную память, наглядно- образное мышление; воспитывать любовь к природе.

 

Оборудование. Компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор или телевизор.

 

Лексический материал. Опушка, сова, совята, кукушка, кукушонок, скворец, скворечник, скворчата, дятел, дупло, соловей, оперение, откладывать яйца, выводить птенцов, прожорливый.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cel.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Расширять словарный запас; закреплять навык образования существительных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, -ята-, -ата-, навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе; расширять представления об окружающем; развивать познавательную мотивацию, зрительную память, наглядно- образное мышление; воспитывать любовь к природе.

Оборудование. Компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор или телевизор.

Лексический материал. Опушка, сова, совята, кукушка, кукушонок, скворец, скворечник, скворчата, дятел, дупло, соловей, оперение, откладывать яйца, выводить птенцов, прожорливый.

Ход занятия

Содержание

слайда

Звуковая

запись

Комментария педагога

Слайд 1.

Опушка леса.

Сегодня мы с вами отправимся гулять. Вот и опушка леса. Опушка – это место, где начинается лес.

Слайд 2.

Лес.

Голоса птиц.

Что вы слышите? Чьи это голоса? Верно. В лесу живет много разных птиц.

Ребята, а давайте мы с вами сделаем массаж рук «Птицы».

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек стайка.

Эта птичка—соловей,

Эта птичка—воробей,

Эта птичка—совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка—свиристель,

Эта птичка—коростель,

Эта птичка скворушка,

Серенькое перышко.

Эта зяблик,

Эта—стриж.

Эта—развеселый чиж.

Ну, а эта—злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Поочередно массируют пальцы на левой и правой руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Прячут руки за спину.


Слайд 3.

Сова.

Голос совы.

Эту птицу вы узнали? Сова – птица полезная. Чем она полезна для человека? Правильно, она ловит мышей, которые едят зерно (урожай).

Слайд 4. Совята.

А это её птенцы. Как их называют? Верно, совята. Посмотрите, какие они смешные! У совят вместо перьев пух. Но клювы и когти у них острые. Какие у совят глаза? (Большие, круглые, желтые, внимательные).

Слайд 5. Лес.

Голос кукушки.

Эту птицу вы, конечно, узнали. А кто знает, как выглядит кукушка?

Слайд 6.

Кукушка.

Какие у кукушки крылья? (Длинные, серые)

Какой хвост? (Длинный темный)

У кукушки на грудки полоски. Значит, какая у нее грудка?  (Полосатая)

Слайд 7.

Гнездо с яйцом кукушки.

Кукушка откладывает яйца в гнезда других птиц. Яйцо кукушки так похоже на яйца других птиц, что их трудно отличить. Скоро из этого яйца вылупится… кукушонок.

Слайд 8. Кукушонок в гнезде.

Кукушонок постоянно просит есть, быстро растет и становится больше своих новых родителей. Какой кукушонок? (Большой, голодный, прожорливый.) И все же кукушка – полезная птица. Она питается мохнатыми гусеницами, которые не по вкусу другим птицам. Этим кукушка спасает много деревьев.

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз

«Кукушка». 

Летела кукушка мимо

                                 сада,

 

 

 

Поклевала всю рассаду.

 

 

 

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

 

Ты, кукушка не кричи,

А немножко помолчи.

Дети вытягивают вперед правую руку и фиксируют взгляд на указательном пальце.

Двигают рукой вправо- влево, прослеживая движение взглядом.

Прослеживают движение пальца вверх—вниз.

Закрывают глаза ладонями.

Слайд 9. Скворец.

Голос скворца.

Эту птицу можно найти не только в лесу, но и рядом с человеком. Это скворец.

Слайд 10.

Скворечник.

Люди строят домики для скворцов. Как они называются? Как вы думаете, зачем люди вешают скворечники в лесах, парках и садах? (Ответы.) Давайте заглянем внутрь скворечника. А для  чего нужен птицам скворечник? Кого они там выводят, птенцов?

Слайд 11. Скворчата

Как называются птенцы скворца? Похожи они на совят? (Ответы)

Слайд 12. «Кузнеца» дятла.

Дробь дятла

А какая птица обедала здесь? (Ответы)

Слайд 13. Дятел.

Это дятел засунул шишки в щель, чтобы удобнее было доставать семена. Посмотрите, какое дупло выдолбил дятел своим клювом! Зачем он это делает? Не знаете? Так он достает насекомых и их личинок.


Массаж спины

«Дятел»

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.

 

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

Тук—тук—тук-, тук-тук-                  тук!

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом

                       он стучит,

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб все тук да              тук…

Дуб скрипит: Что там за             стук?

Дятел клювом постучал,

Постучал и замолчал,

Потому что он устал.

Похлопывают ладонями.

Поколачивают пальцами.

 

Постукивают кулачками.

 

Постукивают ребрами ладоней.

 

Поглаживают ладонями.


 

Слайд 14.

Трель соловья.

Вот на ветке сидит маленькая серенькая птичка. Оперение у нее неяркое, но это лучший певец наших лесов. Это соловей. Давайте послушаем его песню.

Слайд 15. Отгадки.

Вот мы опять вышли на опушку. Но прежде чем уйти из леса, давайте вспомним, каких птиц мы встретили. Какая птица была первой? Кого мы нашли потом? Кто попался нам после? Какую птицу увидели затем? Какую птицу заметили в конце прогулки?




Музыка.

 Ребята, а давайте сделаем и подарим птичкам наших волшебных птиц.

Проходите за столы, берите заготовки. Квадратики складываем ровно, сторона к стороне, уголок к уголку. Приступайте.

Вот какие у нас получились замечательные, волшебные друзья для лесных птичек.

Вам понравилась наша прогулка по лесу?

Вот и подошло  наше занятие к концу. И нам пора возвращаться в группу.