Свойство камней
методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме

НОД для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_svoystva_kamney_ya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шафеева Ольга Николаевна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Колывань муниципальный район Красноармейский Самарская область

Должность: воспитатель

НОД для детей среднего возраста

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация»,  «Социализация»

Программное содержание:

  1. познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,                      

особенностями («Познание»);

  1. формировать умение  классифицировать камни по разным признакам («Познание»);
  2. развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);
  3. обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»);
  4. вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»);
  5. воспитывать бережное отношение к неживой природе

( «Социализация»).

Предварительная работа:

  1. рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного  Самарского края и России.

Материалы  и оборудование:

  1. камни на тарелках;
  2. пластилин;
  3. стаканы с водой;
  4. ложечки, коробочки;
  5. музыкальная запись;
  6. иллюстрации каменных построек;
  7. выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

Ход НОД:

(Дети входят в группу и здороваются с гостями)

Часть 1. Вступительная беседа:

- Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это?  (камни)

- А где можно их встретить? (везде)

- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна,  на   поверхности много камней,  возвышаются  каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Часть 2. Эксперименты:

- А сейчас мы с вами  проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

- Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)

- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.

-  Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

- Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

- Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)

- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3.Самый большой и самый маленький.

-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)

- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

- Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)

-  Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми

- Ребята, так какими ещё бывают камни?

Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят,  прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)

Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору.  (Дети по одному отбегают от горы)

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

- Почему?

-  Значит, камни  какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

- А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул?  Почему?

- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

- Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9. Рисование.

- Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?

- Сегодня  мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни?  (Ответы детей).

- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.  (Дети рассматривают  постройки из камней)   Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство со свойствами камней»

Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строитель...

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....

Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами камня,глины, песка"

Конспект познавательного занятия с использованием метода моделирования и опытно- экспериментальной деятельности детей...

«Свойства камней»

) Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых (природных камнях). Продолжать знакомить со свойствами камней: гладкий-шероховатый,  мягкий-твердый, тяжелый – легкий, теплый –холодный. П...