Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шапко Наталия Степановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Систематизировать и углубить знания детей о зимующих птицах: среда обитания, правильное описание их внешнего вида.

Организационный момент:

Педагогическая цель: Вовлечь детей в непосредственную образовательную деятельность, используя приём  игрового путешествия.

 Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:  Помочь детям определить цель, как желание  играть, общаться на заданную тему « Зимующие птицы».

Методы и приёмы:

1.С наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но некоторые птицы остаются с нами зимовать. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы попробуйте догадаться о ком идёт речь.

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И друг вспорхнули яблоки.

Ведь это ……. (Снегири).

  1. Верещунья белобока,

И зовут её …… (Сорока).

  1. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Кто она?    (Ворона).

2 этап  подготовительный с опорой на личный опыт детей.

Педагогическая цель: Активизировать  детей, опираясь на их личный опыт и знания в беседе о зимующих птицах. Создать условия для поэтапного решения детской цели.

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками: Поддержать интересную тему, вспомнить и рассказать всё, что известно о зимующих птицах.

Методы и приёмы: Беседа о зимующих птицах.

2.Ребята, а как вы думаете, почему синицу, воробья, ворону, сороку называют птицами?

-А какие это птицы?

- Что есть общего у всех птиц?

- Чем они различаются?

- А чем питаются птицы?

- А могут люди помочь птицам перезимовать суровую зиму? Как?

-Ребята, знаете, иногда мне кажется, что с наступлением холодов многие птицы собираются в стайки и так жалобно кричат, словно жалуются на холод и голод: «чуть жив, чуть жив». Я надеюсь, что каждый из нас сделает свою птичью столовую и будет помогать нашим пернатым друзьям.

                     Покормите птиц зимой!

                     Пусть со всех концов

                     К вам слетятся, как домой,

                     Стайки на крыльцо.

                      Небогаты их корма.

                     Горсть зерна нужна,

                     Горсть одна - и не страшна

                     Будет им зима.

                     Сколько гибнет их - не счесть,

                     Видеть тяжело.

                     А ведь в нашем сердце есть

                     И для птиц тепло.

                    Разве можно забывать:

                   Улететь могли,

                   А остались зимовать

                   Заодно с людьми.

                  Приучите птиц в мороз

                  К своему окну,

                  Чтоб без песен не пришлось

                  Нам встречать весну.

3.Основной этап

Педагогическая цель: Содействовать составлению  взаимосвязи  зимующих птиц  с перелетными птицами..

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:  Составить взаимосвязь  по картинно-графическому плану.

Ребята, а в узнаете этих птиц по внешнему виду?

  Синица - очень красивая птица. Спинка у неё желтовато- зелёного цвета, а брюшко жёлтое, хвост чёрный с голубоватым оттенком. Живут синицы в лесах, а зимой перебираются поближе к людям. Синица очень полезная птица. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых.

Сорока - хорошо известная нам всем птица. Сорока, если увидит блестящую вещь, то не побоится забрать её даже из рук человека. Имеет яркую чёрно-белую раскраску и длинный ступенчатый хвост. Селится сорока на опушках леса, в рощах. Сорока птица осторожная, услышит издалека звуки и начинает стрекотать, предупреждая других об опасности.

Воробей  маленькая птичка. Спина у воробья коричневая, брюшко светлое, на крыльях  чёрные полоски. В холодную погоду воробьи сидят, прижавшись, друг, к другу распушив крылышки и нахохлившись. Воробьи  чистоплотны, охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужицах и пыли. Воробьи уничтожают много насекомых вредителей.  

Дятел пёстрый. Эта замечательная птица живёт в наших лесах.  Он вполне оправдывает своё название, потому что его оперение очень пёстрое. Живёт дятел в лесу, а осенью и зимой появляется в садах, парках  городов. Дятла называют «лекарем леса», потому, что он лечит деревья от насекомых-вредителей.

Всех этих птиц мы называем зимующими, А как вы думаете, почему?

Сейчас я предлагаю вам послушать голоса птиц. (Слушание «голоса птиц» в записи). А теперь давайте поиграем в игру «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица отгадай-ка».

Правила игры: Выбирается ведущий, который стоит в центре круга. Дети передают друг другу мячик и проговаривают слова: «Не сорока. Не ворона и не чайка. А какая это птица отгадай-ка». У кого в руках окажется мяч, должен прокричать как какая-нибудь птица, например: КАР-КАР, или ЧИВ-ЧИВ и т.д. Ведущий угадывает, какая птица была загадана. Игрок, который изображал голос птицы становиться ведущим.

 Ребята, я вы знаете о том, что зимой птицам нужна помощь людей. И даже поэты в своих стихотворениях просят людей не забывать  об этом. Вот о чём пишет  Е. Благинина.

          Мороз.

Морозы жестокие в этом году!

Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку в её конуре.

Такой же морозище, как на дворе!

Но больше всего беспокойно за птиц.

За наших воробышек, галок, синиц!

У нас приготовлено всё для зимы:

Рогожей укутаем яблоньки мы

Побольше сенца в конуру принесём.

Беднягу дворнягу от стужи спасём!

Но птицы!

Как холодно в воздухе им!  

Поможем ли мы, им беззащитным таким?

Поможем!! Их надо кормить

И тогда

Им будет легко пережить холода.

Я надеюсь, что мы все будем беречь наших зимних пернатых друзей и будем им помогать.

Итоговый этап занятия.

Педагогическая цель: Подвести итог занятия, создать условия  ощущения успешности, радости от познания нового,  формировать желание познания, совершенствования полученных навыков в играх. Продолжать воспитывать умение выслушивать друг друга.

Цель, которую должны достигнуть дети: Вспомнить всё то, что узнали по теме зимующие птицы»,  нацелиться на закрепление полученных знаний через игры в совместной деятельности.

Методы и приёмы

Активизирующие вопросы:

-О чем мы сегодня говорили?

-Какие игры помогли нам вспомнить  птицах?

- Что у вас получалось хорошо в играх?

- Что ещё не получилось? Как вы думаете, почему?

(Мы обязательно ещё поиграем в эти игры, и у нас всё получиться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-презентация "Угощу птиц" по теме "Зимующие птицы"

Цель игры:Совершенствовать грамматический строй речи.Формировать умение употреблять существительные единственного числа в Родительном и Творительном падеже....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Картинный материал для игры "Сосчитай птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.   ...

Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы

15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...

Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".

ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному   участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...