Образовательные ситуации, направленные на развитие интереса к краеведению
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Представленные образовательные ситуации способствуют развитию интереса к краеведению, знакомят  с историей и архитектурой города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные ситуации, направленные на развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города.

Цель: развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города.

1. «Прогулка по осеннему Петербургу»

Цель: Восприятие красоты родного города в стихах, музыке, изобразительном искусстве.

Материал: Набор открыток с видами города в разное время года, репродукции картин русских художников с видами природы в разное время года, набор сухих осенних листьев, разрезанные картинки с видами города, фотографии с видами ближайшего к детскому саду городского пейзажа, карта города.

Программа ситуации:

  1. Прослушивание музыки П.И. Чайковского («Октябрь» из «Времен года»).
  2. Выбор маршрута прогулки детьми по карте города.
  3. Возможные пункты остановок: Медный всадник, Дворцовая площадь и т.п.
  4. Прогулка по выбранному маршруту.
  5. Игровые задания:
  1. Рассмотри картинки и разложи в 4 коробки. Объясни, почему разложил именно так (основание классификации – время года).
  2. Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь от детского сада к месту прогулки в центре города.
  3. Собери целое из частей (работа с разрезанными картинками).
  1. Чтение стихов (стихи для детей авторов Ю. Юдин, О. Тарутин, М. Борисова, В. Блейков, С. Скаченков, К. Озерова и др. см. Приложение № 9 ), пение.
  2. Собери осенний букет.

2. «История города»

Цель: Развитие активного познавательного интереса к прошлому города, его настоящему и будущему, к видовым и характерным признакам зданий, развитие воображения и творческих способностей дошкольников.

Материал и оборудование: набор открыток с видами города в прошлом и настоящем, карты города, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайд-презентация «Путешествие по городу во времени», макет указательного камня и трёх дорог, разноцветные силуэты бумажных человечков, 3 рамки для готовых коллективных работ; изобразительные материалы: цветная гуашь, акварельные краски, палитры, кисти, тонированные листы бумаги разной формы, цветные восковые мелки, салфетки, стаканчики с водой, 3 мольберта, магнитофон, диск и кассета с записью фонограммы «голоса камня».

Программа ситуации:

1. Рассматривание старых планов Санкт-Петербурга и сопоставление с современным, поиск знакомых улиц, зданий.

2. Рассматривание фотографий старинных зданий.

3. Чтение стихов о городе.

4. Прослушивание «Послания инопланетян»:

«Доброе утро, земляне, жители города Санкт-Петербург. Мы обитатели далёкой планеты с туманности Андромеды, обращаемся к вам за помощью. Когда-то мы жили в таком же красивом городе, как ваш. Наши архитекторы создавали красивые здания, мосты, набережные. Но однажды с нами случилась беда. Из соседней галактики прилетел серый ветер забвения.

Мы забыли прошлое, перестали беречь настоящее, и у нас исчезло будущее. Город разрушился, кругом стало мрачно и пусто.

Этот ветер сейчас направляется к вам.

Ветер забвения можно остановить, если устроить встречу трёх изображений – настоящего, прошлого и будущего. Всё это нужно успеть, пока серая стрелка на космических часах не дошла до вашей планеты».

5. Рассматривание слайдов с историческими пейзажами.

6. Игра в «город».

7. Рисование 3 картин: старинный город, новый город, город будущего.

3. «Прогулка по Петропавловской крепости»

Цель: Восприятие красоты архитектурных ансамблей родного города.

Материал: карта города, открытки и изображения Петропавловской крепости и фотографии прочих достопримечательностей.

Программа ситуации:

  1. Игровые здания: Рассмотри картинки и найди изображения Петропавловской крепости.
  2. Описание маршрута прогулки детьми на основе карты города.
  3. Прогулка по выбранному маршруту (по Петропавловской крепости) с участием гида.
  4. Игровые задания:
  1. Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь экскурсии по петропавловской крепости.
  2. Собери целое из частей (работа с разрезанными картинками).
  1. Чтение стихов, пение.

4. «Мы ходили в выходной…»

Цель: Актуализация знаний о достопримечательностях и музеях города. Развитие изобразительно-выразительных умений, творческих проявлений и умений создавать выразительные образы.

Материал: карта города, открытки и изображения достопримечательностей города, экспонаты детей.

Программа ситуации:

1. Описание детьми семейных прогулок и посещения музеев «Мы ходили в выходной…», «Самое интересное» и т.п.;

2. Выступление-рассказ родителей о своих увлечениях, впечатлениях, любимых музеях, выставках («Например, Когда я был маленьким», «Музей моего детства»). Данное выступление должно быть в форме записанного рассказа или фрагмента видеозаписи, возможно «живое» участие.

3. Организация выставки: дети приносят из дома интересные экспонаты, придумывают им «подпись»-сопровождение (стихотворение, фразу – пожелание, речевку), рассказывают о своем предмете для коллекции.

4. Рисунок на тему «Поход в музей с родителями».

        В целом, на вводном этапе осуществился переход от ситуативного неустойчивого интереса старших дошкольников к городу и его архитектурному облику к интересу с элементами познавательной направленности, что позволило перейти к следующему этапу эксперимента.         На данном этапе у детей появился интерес к видам, архитектуре и истории родного города, дети научились составлять маршруты экскурсий и приобрели базовые сведения об истории Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.

Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....

Образовательные ситуации, направленные на обобщение и систематизацию представлений о городе

Представленные образовательные ситуации помогут старшим дошкольникам приобрести  интерес к архитектуре и истории родного города, научат воспринимать его красоту, составлять маршруты экскурсий....

Образовательные ситуации, направленные на расширение и углубление представлений о городе

Представленные образовательные ситуации помогают развить  интерес у старших дошкольников к краеведению, знакомят с историей и архитектурой города, развивают  умения внимательно и последовате...

"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...

Образовательные ситуации, направленные на развитие познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.

Игровые ситуации для детей разных возрастных групп, которые позволят быстро развивать у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья, умение высказывать свое мнени...

Картотека образовательных ситуаций направленных на облегчение адаптации детей раннего возраста с помощью песочной терапии

Для воспитателей ДОУ предлагается перечень игр, которые будут способствовать достижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младших дошкольников в результате использования дида...