Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

МОРОЗОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   «Кто где родился, там и пригодился»

Народная мудрость.

 Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

    О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много и поскольку обращение к народному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру.  

    Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

    Базовым этапом  формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.

    В понятие патриотизм входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

    Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

   Поведенческий  -  выполняет диагностическую функцию.    

   Эмоциональный - является ведущим в этом возрасте.

   Представления у дошкольников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста.

     Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

    Характерной чертой воспитания у детей является слитность

нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только тогда знания окажут влияние на нравственное развитие дошкольника.

   Для реализации цели необходимо решить следующий  целый комплекс задач:

   - воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

   - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

   - развитие интереса к русским традициям;

   - расширение знаний о своём и других городах;

   -знакомство с символикой;

   -развитие чувства ответственности за достижения страны.

Основой для решения поставленных задач в нашем ДОУ используются программы Н. Г.Комратовой «Патриотическое воспитание», Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание», «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», Л.А.Кондрыкинской «Дошкольникам о Защитниках Отечества».

    Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной свободной деятельности детей, так как не только воспитываются патриотические чувства, но и формируются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

     Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников поставлена следующим образом:

    Задача педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

   - отбор  сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство).

    - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать:

название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

     - огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

     - привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

     - знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

     - показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

 Основной формой патриотического воспитания, являются тематические занятия, экскурсии, игры, наблюдения, нерегламентированная деятельность, по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения.

Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование), посещение музеев, а также организация музеев в детском саду.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, а также совместные проекты «Дети-родители».

Безусловно, все это приобщает детей  к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 

 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...