Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_biketova.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Бикетова Наталья Викторовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                       «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий                           Губкинского района Белгородской области

Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой

Автор опыта:

              Бикетова Наталья Викторовна,                                                воспитатель МДОУ «Детский сад                                                      комбинированного вида № 1 «Снежинка»

 Троицкий

 2010

Содержание

1 Информационный раздел………………………………….......................3

2.Технология опыта…………………………………………………………7

3.Результативность опыта…………………………………………………12

4.Библиографический список……………………………………………..16

5.Приложения………………………………………………………………17

1.  Информационный раздел

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий Губкинского городского округа Белгородской области рассчитан на 135 мест. В детском саду функционирует 8 групп. Учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.  ДОУ осуществляет воспитательно-образовательные мероприятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: его физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование личности ребенка в целом. Приоритетными направлениями в работе детского сада являются формирование основ экологической культуры, внедрение здоровьесберегающих технологий.

В группе, в которой проводилась работа, дети с ОНР: 12 человек (8 мальчиков и 4 девочки). Все дети имеют вторую группу здоровья, из них – 2 – живут в неполной семье (потеря одного кормильца), остальные 10 человек живут в полных семьях. 42 % воспитанников -  это дети из семей инженерно-технических работников, 48 % - дети рабочих и 9 % - дети служащих.

Условия возникновения опыта

Индивидуальные познавательные и творческие потребности учащихся реализуются через систему дополнительного образования: кружки, секции. Таким образом, в школе созданы все условия для формирования нравственных качеств личности. Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально-значимых качеств.

ДОУ работает в тесном сотрудничестве со всеми социальными структурами, находящимися в поселке: библиотекой, Домом культуры, музыкальной школой, Воскресной школой и др. Целью сотрудничества детского сада и школы является реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный и перспективный характер. Постоянно совершенствуется работа с семьей посредством внедрения нетрадиционных форм работы с родителями.

Автора опыта заинтересовала проблема видения мира детей, экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей. Основными показателями которых являются умение анализировать, экспериментировать, обобщать и делать выводы.

Результаты диагностики показали, что знания детей о неживой природе недостаточные (высокий уровень – 0 %, средний – 16,7%, низкий – 83,3%).

Актуальность опыта

В настоящее время подготовка дошкольников к обучению в школе не может проходить без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей. Природа является важным фактором в формировании личности, она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. У детей появляется стремление к активному познанию природы. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления об окружающем, позволяющие ему сравнивать предметы и явления, различать их свойства и качества, активно размышлять, сомневаться и искать решения. Так как уровень интеллектуально-творческих способностей и темп их развития существенно различается у разных детей, то требуется индивидуальный подход. В нашей группе такая работа осуществляется в кружке маленьких исследователей. Кружковая работа имеет целью развитие системного видения мира, экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и — что самое главное — отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.

Ведущая  педагогическая идея заключается в создании   единой системы работы направленной на развитие естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста, включение в образовательный процесс специально-организованных занятий-экспериментов,  лабораторных занятий,  обогащение  материально-технического обеспечения образовательного процесса. Использование в практике работы с дошкольниками наглядных и практических методов обучения с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Соблюдение этих принципов при осуществлении естественнонаучного и экологического образования во всех видах детской деятельности.

  Развитие системного видения мира, экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию кружковой работы. Для повышения эффективности образовательной работы с детьми дошкольного возраста осуществить организацию целенаправленных опытов и экспериментов с объектами  неживой природы,  систематизировать практический материал и разработать перспективное планирование и реализовать его в кружковой работе.  

Длительность работы

Длительность работы над опытом составляет три года:  материал рассчитан на работу с детьми   среднего  и старшего  дошкольного возраста. Материал опыта направлен на развитие  детской исследовательской деятельности в неживой природе.

Диапазон опыта представлен системой кружковой работы воспитателя с детьми, направленной на развитие у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений через организацию элементарных опытов с неживой природой, которая включает:

-  методы и особенности детского экспериментирования;

- перспективное планирование работы кружка в определенный возрастной период;

- приемы пополнения развивающей среды в детской лаборатории;

- усовершенствованные формы работы с детьми с целью заинтересовать их в решении этой задачи.

В опыте представлены лабораторные занятия и занятия-эксперименты (Приложение № 2).

В опыте описаны имеющиеся в литературе и выявленные в ходе собственных исследований общие закономерности детского экспериментирования, освещены особенности естественнонаучных экспериментов в дошкольном возрасте, раскрываются основные методические требования к организации экспериментов в дошкольных учреждениях, а также прослеживается возрастная динамика становления опытнической деятельности.

Теоретическая база опыта

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах метода экспериментирования, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
  2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
  3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
  4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

 Как указывал в своих работах А.И. Иванов,  что нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже.

Я.А. Коменский, 1658 г. писал: «Основной предпосылкой для того (для успешного обучения) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального» (1974, с. 68).

Дж. Локк, 1693 г. указывал: «Они (дети) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение» (1974, с. 86).

М.М. Манасеина, 1880 г.: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» (1990, с. 409).

В. Роттенберг, 1984 г.: писал «... прежде всего школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов не много, но они есть. В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей экспериментальной демонстрацией ... а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон» (с. 38—39).

А.В. Запорожец отмечал: «В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека».

Степень новизны опыта заключается в широком использовании метода экспериментирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений, в систематизации имеющегося практического материала по проведению опытов по возрастам. Педагог использует в своей работе инновационные методы и приемы: метод эмпатии, мозгового штурма, фокальных объектов, системного оператора, морфологический ящик  и описывает их в своем опыте.

Технология опыта

Большинство воспитанников занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому часто теряют интерес к обучению. Это приводит к тому, что дети в школе не  обладают творческой  инициативой,  не имеют навыка самостоятельного движения в информационных полях. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея о приобщении воспитанников к исследовательской деятельности.

Целью данного опыта является развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой. Для реализации цели ведется работа с детьми в исследовательском кружке. Кружковая работа имеет целью развитие системного видения мира, экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей.

В опыте  решаются следующие  задачи:

  1. расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
  2. формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  3. вызывать положительное отношение к объектам неживой природы;
  4. развитие способностей воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
  5. развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии, воображения;
  6. обучать решению прогнозных исследовательских задач, развивать навыки диалектического мышления.

Содержанием работы кружка «Мы – исследователи» является опытническая работа с предметами и явлениями неживой природы. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами окружающего мира. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны объекта природы.

Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Программа кружка рассчитана три года работы с детьми. Перспективное планирование составляется с учетом индивидуальных особенностей детей определенного возраста (Приложение №1). Материал в цикле подобран таким образом, что позволяет детям увидеть в знакомом привычном что-то новое, ранее не замечаемое, осмыслить то, что усвоено механически.

Представленная система работы включает в себя несколько этапов:

1. Информационно-аналитический; адаптационный.

Цель: изучить уровень знаний воспитанников об окружающем мире   (по методике А.И.Ивановой), наметить план работы по проведению экспериментов, создать развивающую среду в детской лаборатории.

       2. Формирующий.

Цель: формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

3. Констатирующий.

Цель: выявить уровень сформированности естественнонаучных и экологических представлений у детей.

          Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, а может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей  сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов  начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный  результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и  спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.  Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью  наводящих вопросов направить рассуждения в нужное  русло. Однако такой стиль поведения будет  эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их  проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не  навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Итак, анализ психолого-педагогической  литературы и личный опыт позволяют говорить о следующих особенностях детского экспериментирования:

- экспериментирование  понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

- экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

- экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

- экспериментальная  работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с  природными явлениями, с основами  математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;

- детское экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъякова, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Для решения основной задачи кружка используются элементы ТРИЗ-РТВ: эксперименты, решение противоречий, мозговой штурм, системный оператор, приемы фантазирования, ММЧ и др.

Морфологический ящик. Цель этого метода – выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик, т.е. многомерную таблицу. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные варианты по каждой оси.

Метод фокальных объектов. В первоначальном виде этот метод стал известен как метод каталога. Суть метода заключается в следующем: например, перед нами как в фокусе объект, который надо усовершенствовать. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Желательно, чтобы это были существительные. Затем мы примеряем признаки этих слов к своему объекту. Неожиданное сочетание объектов и признаков, а так же ваше воображение дают интересные результаты. Этот метод позволяет найти идеи новых оригинальных предметов, игр и т.д., в том числе и на занятиях по рисованию и конструированию.

Оператор РВС – размер – время – стоимость. Инерция мышления, связывающая нас при решении тех или иных задач, довольно часто обусловлена жёсткими пространственно – временными представлениями о предмете или явлении. Для «расшатывания» привычных представлений об объекте и применяют оператор РВС. Цель применения оператора в том, чтобы получить серию идей, направленных в сторону решения. Уменьшая или увеличивая размеры, ускоряя или замедляя время, назначая любую стоимость (можно варьировать понятия вплоть до абсурда), мы преодолеваем психологический барьер при решении проблемы. Оператор РВС – огромное поле деятельности для фантазии и сочинения детьми сказок.

Системный оператор. Этот метод помогает раскрыть структуру элементов объекта, их внутренние и внешние связи, сводящий все знания об объекте в единое целое. Системный оператор используется как при ознакомлении с окружающим, так и в развитии творческой активности, творческого воображения. Системный оператор можно использовать при сочинении рассказов по открыткам, сочинении сказок.

Мозговой штурм. Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Дети не только имеют право на высказывание, но и обязательно предлагают свой вариант решения проблемы. Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально.

Эмпатия. Это способность личности к сопереживанию, к пониманию психического состояния других людей. В основе эмпатии как метода фантазирования лежит представление себя каким-то конкретным образом и передача чувств, переживаний, настроения этого образа в ситуации наличия определённой проблемы. Через построение аналогий дети научились высказывать свою точку зрения.

        Технология применения форм, методов и средств обучения, основанная на их оптимальном выборе в соответствии с поставленными целями и задачами, частично представлена в разработках занятий и экспериментов (Приложение №2). Занятия  в кружке проводятся по одной логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта; причины, которые вызвали изменения; сравнение разных объектов; установку взаимосвязей. Процесс познания на кружковых занятиях окрашен положительными эмоциями, дети испытывают удовольствие от открытий, сделанных в процессе исследований. Занятия развивают личность, способствуют более быстрому и легкому формированию личностного отношения к природе и ее явлениям.

       С целью развития детского экспериментирования в группе  была создана «Детская лаборатория» для самостоятельного экспериментирования  в свободной деятельности и индивидуальных занятий, в которой размещаются различные пособия и материалы (Приложение №3). Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке. Была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы.

      Обогащая опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных  проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. В ходе деятельности дети учатся выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Педагог фиксировал предположения детей, помогал им схематически отразить ход и результаты  опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?  Ребята находят сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

     Дети  активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.  Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Педагог давал рекомендации родителям об особенностях детского экспериментирования дома (Приложение №4). Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы. Ряд оборудования в лаборатории сделан руками родителей и детей с использованием бросового материала.

Результативность опыта

      Для оценки результативности формирования навыков экспериментирования использована методика диагностики А.И. Ивановой (Приложение № 5). Диагностические данные результативности взяты в средней и подготовительной группе. Оценка результатов проводилась по каждому этапу. Дети научились ставить перед собой задачу, искать методы исследования, прогнозировать результат, словесно описывать опыт, анализировать и делать выводы. При этом дети искали безопасные приемы работы, помогали друг другу, научились проводить исследования небольшими подгруппами, самостоятельно распределяя обязанности.

Средняя группа (начало года)

 

На начальном этапе исследовательской деятельности качество умений и навыков составляло не более 45%.

Подготовительная группа (конец года)

По завершении работы кружка «Мы - исследователи» 75% детей могут самостоятельно провести эксперимент, проанализировать его и сделать вывод.

        При диагностировании детей по экологии и познавательному развитию стало видно, что у них  имеются широкие представления о свойствах и качествах различных материалов и их назначении:

Данные уровня знаний детей о неживой природе

средняя группа

 подготовительная группа

        Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки  и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

       Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

Библиографический список

  1. Волостникова А.Г., Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.:Просвещения 1994
  2. Иванова А.И., Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. - М.: Просвещение 2004
  3. Короткова Н.А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-пресс, 2007
  4. Короткова Н.А., Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. – М.:Просвещения  2003, №3, с.4-12
  5. Локтионова З.А., Варыгина В.В., Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист,М.:Просвещения 2006, №8, с.60-64
  6. Николаева С.Н., Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез,  2002
  7. Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей М.:Просвещение 2002
  8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева, - М.: Мозаика-Синтез, 2007
  9. Рыжова Н., Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплект. -  М.:  «Линка-пресс», 2009.
  10. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду., - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  11. Чехонина О., Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007, №6,  с.13-16

Приложения к опыту

Приложение №1  Тематический план работы кружка «Мы - исследователи» в подготовительной группе

Приложение №2      Конспекты занятий и развлечений

Приложение №3      Примерный перечень оборудования для лаборатории

Приложение №4      Рекомендации для родителей: «Как проводить исследования с детьми»

Приложение №5  Критерии диагностики детей по экспериментированию (методика А.И.Ивановой)

Приложение №1

Тематический план работы кружка «Мы-исследователи»                                    в подготовительной группе

Месяц

Тема

Кол-во

занятий

Сентябрь

1 .       Вода и ее свойства (ознакомление со свойствами)

а)        вода не имеет формы

б)        вода не имеет запаха
в)         вода не имеет вкуса, цвета

г)         роль воды, где сохраняется

2.        Как увидеть воздух? (выявление свойств воздуха)

3.        Почва, ее состояние

2




1

1

Октябрь

1.        Песочный конус (свойства песка)

2.        Песочные часы

3.        Дышит ли рыба? (жизнь в аквариуме, водоеме)

4.        Куда прячется вода? (смачиваемость, растворяемость)

1

1

1

1

Ноябрь

1.        Мы - фокусники (почва)

2.        Состав почвы (моделирование маленькими человечками)

3.        Испытание магнита

4.        Упрямый воздух

1

1

1

1

Декабрь

1.        Очистим воду

2.        Вырастим кристаллы

3.        Защитные свойства снега (познакомиться с особенностями снега, его значение в природе)

4.        Царство цветных льдинок (агрегатное состояние

воды)

1

1

1

1

Январь

1.        Чем был, чем стал (агрегатные состояния воды).

2.        Что тяжелее - снег или земля? (тонет - не тонет).

3.        что чувствуешь? (разработка экологических знаков).

1

1

1

Февраль

1.        Как появляется снег и дождь? (круговорот воды в природе)

2.        Поиск в темной комнате.

3.        Ветер, ветер ты могуч.

4.        Солнечные зайчики.

1

1

1

1

Март

1.        На свету и в темноте (воздействие света и тени на растения).

2.        Мир в цветном стекле.

3.        Отпечатки (чьи следы).

4.        Что спряталось в почке.

1

1

1

1

Апрель

1.        Без воды нет жизни (что умеет делать вода).

2.        Работа ветра и воды.

3.        Что в коробочке (свет).

4.        «День Земли» (22 апреля).

1

1

1

1

Май

1.        Рост мать-и-мачехи (пересадка).

2.        Всегда ли солнце друг?

  1.       Брызгалки (соревнования) (еще одно свойство воды).
  2.       Экологический КВН.









1

1

1

1

Приложение №2

Конспекты занятий и развлечений

Троицкий

2008

Приложение №2

1. Тема: Вода не имеет формы, запаха

Цель:

познакомить детей со свойствами воды: жидкость без формы и запаха, текучая. Может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить.

Учить объяснять природные явления на примере характеристики действий маленьких человечков.

Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдений и экспериментов.

Ход:

  1. Воспитатель вместе с детьми рассматривает лужу на полу, рассуждает откуда она может появиться. Какой формы лужа? Как можно собрать воду из лужи в другой сосуд? Сохранилась ли форма? Предложить детям понюхать воду - нет запаха.
  2. Экспериментальное подтверждение. Переливание воды в сосуды разной формы и размера. Сравнение с твердыми предметами.

Вывод: твердые предметы сохраняют свою форму. Вода формы не имеет.

Пособия и материалы: вода, колбы, воронки, таз, трубочки, тряпочки, губки, кубики.

2. Тема: Цвет и вкус воды

Цель: познакомить детей со свойствами воды - прозрачностью, цветом, температурой. Развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе опытов и наблюдений, основываясь на свободном обмене мнениями.

Ход:

Предложить детям определить, какая из 2-х банок пустая (близко не подходить); (одна пустая, в другую доверху налить воды). Рассмотреть предметы, помещенные позади банок.

Вывод: вода не имеет цвета - она бесцветная.

Приложение №2

Как по другому можно сказать о бесцветной воде - прозрачная. Рассмотреть сосуд с молоком - молоко белое. В банку с водой опустить мелкие предметы - они видны со всех сторон. Вода -прозрачна!

Опустить в воду кусочек глины. Что стало с водой? Как теперь мы можем сказать о прозрачности воды (стала мутной).

Вывод: чистая вода - прозрачная.

Мутная и грязная - не прозрачная.

Пособия и материалы: вода, глина, банки, мелкие камушки, яркие игрушки, молоко, тряпочки.

3. Тема: Роль воды в жизни природы

Цель: показать значение воды для всего живого. Развивать познавательную активность в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру, систематизировать представление о способах использования воды.

Ход:

Загадка: на свете нет ее сильнее

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.      

                                   (вода).

Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? Обобщить ответы детей. Сказать о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды не т жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды погибнут.

Наблюдение за бальзамином, который не поливали 2 дня, какие у него листья, а стебель (поникшие). Ему не хватает воды, и если его не полить немедленно, он погибнет. Какой вывод можно сделать? Рассмотреть растение через некоторое время.

Материал к занятию: глобус, картины с изображением реки, моря, пустыни, комнатные растения, лейка с водой.

Приложение №2

4. Тема: Как увидеть воздух

Цель: расширять и обогащать знания детей о воздухе, его значимости для жизни всего живого на земле. Познакомить со свойствами воздуха. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Ход:

I. Чтение отрывков из книги Р.В.Кошурниковой «Почему муха упала в обморок?»

П.        Опыт №1. Поймаем воздух.

Надуть: а) воздушный шарик Б) мыльный пузырь.

Проткнуть шар иголкой - воздух с шипением вырвется из плена. Мыльный пузырь - фыркает, когда лопается. Воздух есть везде и во всех предметах вокруг нас.

Опыт №2.

Опустить в банку с водой кусок кирпича. Что мы видим? Какой вывод можно сделать?

Материал к занятию: воздушные шары, «мыльные пузыри», кирпич, сосуды с водой.

5. Тема: Почва, ее состояние

Цель: развивать стремление обнаруживать связи между изменениями в жизни окружающего мира. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой природы. Формировать элементарные представления о ее целостности и единстве, учить выделять существенные признаки.

Ход:

  1. Беседа о Земле. Где мы живем? (представление о Земле, как планете). Она покрыта водой и почвой. Что такое почва? Для чего она нужна? Как под землей дышат различные жуки, червяки?
  1. Опыт №1: Есть ли в почве воздух?

      Опустить в банку образец почвы. Что мы видим? Какой вывод можно сделать?

Приложение №2

  1. Опыт №2: Рассмотреть образец взятой на утоптанной тропинке.

Могут ли в такой почве жить насекомые? Почему? Повторить опыт № 1. Где больше воздуха, почему? Обобщить выводы детей.

Материал к занятию: образцы почвы, взятые с грядки и с тропинки, банки с водой.

6. Конспект занятия в подготовительной к школе группе:

«Поможем Божьей Коровке»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закреплять конкретные знания об агрегатных состояниях воды.

Продолжать совершенствовать речь детей: правильно отвечать на вопросы, согласовывать слова в предложении.

Развивать у детей умение устанавливать простейшие связи, учить мыслить логически.

Развивать чувствительность к взаимосвязям явлений в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные отношения между предметами и явлениями. Воспитывать обобщенное представление о природных явлениях.

Развивать двигательную активность.

Материал к занятию: физкультурное оборудование: ребристая доска, тоннель, следы, две скакалки, физкультурная форма, спиртовка, огнеупорная тарелка, подставка, лед, рюкзаки.

Ход занятия:

Дети готовят группу к занятию: складывают на места игрушки, аккуратно ставят стульчики к столам. В группу влетает воздушный шарик с привязанной к нему видеокассетой, (воспитатель обыгрывает этот сюрпризный момент с детьми)

Дети, посмотрите, какой необычный шарик залетел в нашу группу. Как вы считаете, что в нем необыкновенного? (ответы детей). Воспитатель предлагает детям: Давайте посмотрим кассету. Видео письмо Божьей Коровки: «Дорогие ребята! Злой ветер унес меня в пустыню, и теперь я не скоро смогу вернуться, а дома у меня остался друг, ему нужна помощь. Я очень надеюсь на вашу поддержку. Куда идти, покажет шарик»

Приложение №2

Воспитатель: Как нам быть? Может быть, положить письмо в стол и забыть про него? (дети решают, как им поступить: ответить на просьбу Божьей Коровки и помочь ее другу, или не помогать, а оставить все как есть). Наиболее вероятное решение детей - помочь.

Воспитатель: Тогда давайте внимательно посмотрим на шарик. (дети вместе с воспитателем рассматривают шарик, на нем - рисунок).

Воспитатель обращается к детям: Что бы это значило? (вероятный ответ детей: фигурки - это дети в группе, а стрелка показывает маршрут). Воспитатель: Значит, нам придется совершить путешествие. А ответьте тогда на такой вопрос: В какой одежде удобнее путешествовать? (варианты ответов детей).

Дети приходят к решению, что удобнее всего путешествовать в спортивной одежде. Выходят в приемную и переодеваются.

Воспитатель: Что мы с собой возьмем? (рюкзак, спички, сухое горючее, воду).

Воспитатель опять обращает внимание детей на шарик и стрелку, изображенную на нем, стрелка показывает по направлению в коридор. Дети выходят в коридор и видят на стене значок, указывающий в сторону спортивного зала.

Воспитатель: На что похожа лестница в природе? (варианты ответов детей, среди которых ответ «гора»).

Давайте попробуем преодолеть эту гору.

Дети поднимаются на второй этаж на лестничную площадку, останавливаются возле спортивного зала.

Воспитатель: Ребята, стрелка показывает, что наш маршрут лежит через физкультурный зал, но дверь почему то заперта. Нужно как - то ее открыть, (варианты ответов детей)

Дети находят значок на двери, расшифровывают его: «чтобы открыть дверь в зал, нужно выполнить задание» Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки «цветок», «снег», «?»..

Воспитатель: Какое задание нужно выполнить? (ответы детей, среди прочих - «придумай загадку»).

Дети выполняют задание при помощи алгоритма «но-не», основанного на значениях признака объекта. Они придумывают загадки о «снеге» и о «цветке».

Приложение №2

После выполнения задания дверь открывается и на обратной ее стороне прикреплена схема дальнейшего пути. Двигаясь по намеченному на схеме пути, дети преодолевают препятствия:

  1. «по мостику идут над пропастью» (ребристая доска)
  2. «преодолевают узкий тоннель» (мягкий цилиндр)
  3. «перепрыгивают через овраг» (две параллельные скакалки)
  4. «пересекают болото, аккуратно ступая на кочки» (следы).

В конце маршрута дети находят цветок (комнатное растение - колеус). Воспитатель обращает внимание на его внешний вид: увядшие листочки, земля в горшке сухая.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что произошло с другом Божьей Коровки? (наиболее вероятные варианты ответов детей: листочки завяли потому, что цветок долго не поливали, Божья коровка не могла ухаживать за цветком: вовремя полить, взрыхлить землю в горшке потому, что ее нет дома).Как помочь? (ответы детей - полить).

Воспитатель берет рюкзак и говорит: Правильно. У нас есть вода в рюкзаке, сейчас я ее достану, и вы польете цветок.

Достает из рюкзака кусочки льда.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пока мы с вами путешествовали по горам, по холодным пещерам, вода в рюкзаке замерзла. Что же теперь делать? (вероятные ответы детей: нагреть).

  1. Давайте сделаем так, как вы предлагаете: у нас в рюкзаке есть спички, с помощью которых можно развести огонь. Только давайте вспомним правила безопасности.

Дети рассказывают, как нужно безопасно пользоваться огнем, чтобы не было пожара.

Воспитатель: Так как детям в руки спички брать не следует, разрешите мне помочь вам, а вы будите мне помогать советом и смотреть, что получится.

(Проводится опыт «таяние льда».)

Воспитатель: Дети, скажите, какие инструменты нам могут понадобиться для того, чтобы провести этот опыт (спиртовка, посуда для льда, и подставка, чтобы мы не держали горячую тарелку в руках, так как можно обжечься).

Приложение №2

Воспитатель готовит на стол оборудование для опыта, дети садятся вокруг на стульчики (расстояние 1м).

Воспитатель поджигает спиртовку, устанавливает тарелочку со льдом на подставку. После того, как воспитатель погасила огонь, дети подходят ближе и смотрят, что получилось в результате нагревания.

Воспитатель: Посмотрите, дети, что у нас получилось? (ответы детей). Давайте попробуем представить себя кусочками льда, почувствовать и показать телом, что произошло.

Проводится дидактическая игра «Я - лед» (маленькие человечки -ММЧ)  Грамзапись.

Воспитатель: Я помогла вам получить воду изо льда, а теперь вы можете полить цветок, (дети поливают цветок.).

Звучит музыка. В физкультурный зал влетает Божья Коровка. Божья Коровка: Милые дети, Как я рада, что вы успели полить мой цветок, ведь это мой самый лучший друг и он умеет делать приятные подарки тем, кто добр, смел и отзывчив.

Божья Коровка подводит детей к горшку с цветком, находит под ним конфеты и угощает детей.

        Исполняется танец детей и Божьей Коровки.

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе

«Хозяин года - Змея»

Программное содержание

Продолжать закреплять названия дней недели, правильно называть их. Закреплять и расширять пространственные представления.

Развивать внимание, мышление, сообразительность. Упражнять в количественном счёте. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, определять направление вперёд, налево по отношению к себе.

Побуждать детей обосновывать свои суждения. Активизировать умственную деятельность, заинтересованность математическим материалом.

Воспитывать у детей желание узнавать новое. Продолжать учить системному подходу к окружающему миру, используя разумные приёмы при

Приложение №2

решении возникающих задач. Закреплять эмпатическое отношение ко всему окружающему.

Продолжать учить видеть противоречие в окружающей жизни и разрешать их реально.

Ход занятия

  1. Ребята, наши старые знакомые: Веснушка и Веснухин прислали посылку и письмо. Вот оно. «Дорогие дети! Нам очень понравилось, как вы выполняли задания в первую нашу встречу. Мы посылаем вам наши новые задания и два портрета. До свидания. Желаем успеха».
  2. Один портрет я вижу, а где другой? Что это значит? Куда он делся? (потерялся, украли, забыли нарисовать).
  3. На первом портрете кто изображён? Кто он такой? (хозяин прошедшего года)
  4. А это, наверное, портрет-загадка. А загадку надо разгадать. Вот только как?
  5. В этом нам помогут задания Веснушки и Веснухина.
  6. Раз мы будем отгадывать верные ответы, назовём свою команду «Знатоки». «Знатоки» против Веснушки и Веснухина.

Задание №1

  1. Сколько дней в неделе?
  2. Какой день наступит после четверга?
  3. Какой день был вчера?
  4. Какой день будет завтра?

Молодцы, правильно ответили. Но ещё не можем узнать, чтобы это значило? Задание №2 вы найдёте там, где очищается воздух в группе.

Задание №2

  1. Кто у нас очищает воздух? (растение)

Чтобы двум предметам подружиться, они должны понять, чем похожи друг на друга. Помогите им в этом.

  1. Троллейбус – жук
  2. Сахар – колбаса

Приложение №2

  1. Подъёмный кран – лифт
  2. Термометр – лыжи
  3. Свечи – карандаши
  4. Зеркало – топор
  5. Пуговица – ножницы
  6. Стакан – очки
  7. Руль – мельница
  8. Мяч – калачи
  1. Ничего не изменилось? Читаем дальше.

Задание №3

  1. Это задание выполнить тот, кто умеет считать. А мы умеем!
  2. Отсчитайте от телефона 5 шагов прямо и 5 влево (находят конверт).
  1. Сколько глаз у светофора?
  2. Сколько хвостов у 4 котов?
  3. Сколько ног у воробья?
  4. Сколько лап у змеи?
  5. Сколько в комнате углов?
  6. Сколько ушей у удава?
  1. Молодцы! Правильно ответили. Появилось что-нибудь? Нет?!
  2. А может наши гости скажут нам, правильно ли дети отвечали на вопросы?
  3. Тогда нам может помочь только волшебство.
  4. У кого-нибудь есть волшебная палочка?
  5. Не помогает. Навер6ное нужно сказать какие-то необычные слова, какие? (Крибле-крабля-бумс! Сим, сим – откройся!)
  6. Не помогает! Может, мы что-нибудь не заметили? (находят ещё один конверт)

Приложение №2

Задание №4

Загадка: "Течёт, течёт – не вытекает; бежит, бежит – не выбегает"

  1. Найдите предметы, которые помогут изобразить волны, течение воды (ленты, платки) (дети снимают платки с банки с водой, показывают движение волн, на банке написано "Волшебная вода")
  2. Вот же подсказка! Теперь я поняла, что нужно делать!
  3. Мы закрасим этот лист волшебной водой.

     Продуктивная деятельность.

  1. Вот и появилась наша таинственная гостья.
  2. А как, вы думаете, почему рядом портреты дракона и змеи (дракон – хозяин прошлого года, а змея – хозяйка этого).
  3. Мы с вами много знаем о жизни змей? А вот скажите, змея – это "хорошо" или " плохо"?     

Игра

  1. В природе всё для чего-нибудь существует. И если мы будем осторожны, змеи не причинят нам вреда, а только пользу.
  2. Год змеи начался не очень давно, и я думаю, у неё ещё нет своего дома.

         нора

дупло

гнездо

раковина

лес

поле

река

болото

Приложение №3

Примерный перечень оборудования для лаборатории

(методические рекомендации для воспитателей)

Троицкий

2010

Приложение №3

Примерный перечень оборудования для лаборатории

(методические рекомендации для воспитателей)

  1. флюгеры, вертушки, вентилятор; лупы, микроскопы, барометры;
  2. фотоаппарат, бинокль, часы (будильник, настенные, детские);
  3. пластиковые стаканчики, баночки из-под йогурта, сметаны (прозрачные и цветные), прозрачные коробочки и коробки из-под кондитерских изделий (тортов, пирожных, мороженого), разнообразные баночки разного размера, одноразовые чайные и столовые пластмассовые ложки для сыпучих продуктов; пластиковые бутылки разного размера, формы и цвета; палочки, трубочки для коктейля;
  4. коробки из-под конфет для коллекций камней; прозрачные емкости для хранения песка, глины;
  5. небольшие подносы или клеенчатые салфетки, на которых размещаются оборудование и материалы для опытов; песочные часы, настольные сувениры, при переворачивании которых пересыпается песок;
  6. резиновые и матерчатые перчатки;
  7. резиновые груши разного размера;
  8. зеркала разного размера:
  9. лейки разного размера;
  10. календарь природы;
  11. ножницы, клейкая лента;
  12. лопатки, совочки (в том числе из упаковочного материала);
  13. большой базовый рисунок к программе «Наш дом — природа» (изображение «дома-природы» и обычного дома человека), на котором дети отыскивают компоненты природы, которые они исследуют);
  14. видеофильмы, слайды, иллюстрации, картины, настенные календари о природе;
  15. волшебный мешочек для игры «Угадай, что в мешочке» (для определения предметов на ощупь); фонарики, настольные лампы, компасы;
  16. ящик ощущений;
  17. емкости для фильтрования воды (отрезанная нижняя часть пластиковой бутылки, в которую вставлена перевернутая верхняя часть; края емкости для безопасности оклеиваются клейкой лентой);
  18. металлические и пластиковые ситечки разного размера, бумажные и тканевые фильтры;
  19. тазики, миски;

Приложение №3

  1. линейки;
  2. воронки;
  3. полиэтиленовые мешки разного размера, в том числе прозрачные;
  4. пульверизаторы;
  5. термометры для измерения температуры воды и воздуха и температуры человека;
  6. специальное детское оборудование для экспериментирования, например, для игр с водой, водяные мельницы; дощечки для рисования камнями; и столы «песок — вода»;
  7. салфетки, губки для уборки и проведения опытов; магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки;
  8. условно-символические знаки состояния природы (вода, снег, дождь, почва и др.);
  9. моделирование маленькими человечками (ММЧ);
  10. условно-символические модели по технике безопасности;
  11. увеличительное стекло;
  12. диаграммы круговорота воды в природе;
  13. схемы развития растений («Что сначала, что потом»);
  14. экологические сказки;
  15. системный оператор, морфологическая таблица;
  16. дневник наблюдений (зарисовки при длительных наблюдениях).

Приложение №4

 «Как проводить исследования с детьми»

(Рекомендации для родителей)                                                                

Троицкий

2009

Приложение №4

Рекомендации для родителей:                                                                 «Как проводить исследования с детьми»

1. Не игнорируйте вопросы ребенка даже тогда, когда у вас нет времени на ответы. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.

2. Как можно чаще задавайте ребенку вопросы: «А как ты думаешь?», «Что будет, если...?», «Почему ты так считаешь?», «Как ты думаешь, что произошло?»

3. Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задумываться об увиденном: «Смотри, сегодня начал таять снег. Как ты думаешь, почему?», «Что будет, если мы смешаем желтую и зеленую краски?», «Для чего мы поливаем растения?», «Почему увяли цветы в букете?» и т. п.

4. Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на его вопрос. Поищите ответы вместе с ребенком в энциклопедиях и другой литературе, проведите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных. Скажите им: «Давайте вместе поищем ответ. Мне самому это интересно».

5. Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения.

6. Не всегда давайте ребенку готовые ответы. Предложите ему подумать самому, высказать свое предположение и проверить его на практике. Учите детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.

7. Создайте специальные условия, в которых ребенок самостоятельно сможет проводить исследования, не заботясь о последствиях. Не ругайте его за пролитую воду или рассыпанный песок.

8. Проанализируйте игрушки и игры вашего ребенка с точки зрения их использования для исследований. Сделайте вместе с ним простые приборы, берите на прогулки лупы, бинокли, компасы.

9. Научите ребенка вести дневник наблюдений, делать зарисовки, фотографии. Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его.

10. Не ругайте детей за испачканную или порванную в процессе ис следований одежду. Выделите специальную одежду, в которой ребенок сможет проводить исследования на улице и дома. Нарядную одежду оставьте для особо торжественных случаев!

11. Помните о необходимости соблюдения правил безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно обращаться с ножницами, иглами, ножом и т. п. Лучше, если они это сделают под вашим присмотром, чем самостоятельно. Разработайте вместе с ребенком правила проведения исследований, сделайте специальные таблички и повесьте их в лаборатории.

12. Если ребенок в течение дня не успел завершить эксперимент, не

Приложение №4

убирайте оборудование и материалы, дайте ему возможность завершить исследование попозже.

13. Участвуйте в экспериментировании вместе с детьми. Но только в том случае, если вам действительно интересно. Дети всегда чувствуют неискренность.

14. Собирайте с ребенком разные коллекции, изучайте их. Не выбрасывайте камешки, палочки, которые он приносит с прогулок. Отведите для них специальное место, предложите вместе отмыть или очистить.

15.  Выделите специальную коробку для ненужных вещей и складывайте в нее вместе с ребенком коробочки, баночки, бутылочки, фантики, детали сломанных игрушек и т. п. Для взрослых это мусор, а для юного ученого — настоящий клад!

16. Помните о том, что во время исследований природы очень важно не забывать о лозунге «Не навреди!» Аккуратно обращайтесь с живыми существами. Не ловите насекомых, не уничтожайте растения. Создавайте свои фотоколлекции увиденного.

17.Помните о том, что исследовательская деятельность развивает ребенка. Готовиться к школе можно не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.

18. Попробуйте сами посмотреть на мир другими глазами и задуматься над тем, что происходит вокруг вас. Может быть, вы тогда лучше поймете вашего ребенка.

Приложение № 5

Критерии диагностики детей по экспериментированию                               (методика А.И.Ивановой)

Троицкий

2008

Приложение № 5

Критерии диагностики детей по экспериментированию                               (методика А.И.Ивановой)

Этапы эксперимента

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Осознание проблемы

Часто задают вопросы на природоведческую тематику, пытаются искать на них ответы

Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всем, что неизвестно

Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами

2. Формулирование задачи

Делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога

Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога

Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога

3.Продумывание методики

Методику опыта излагает педагог; дети придумывают отдельные детали

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает

Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов

4. Выслушивание инструкций и рекомендаций

Начинают выполнять инструкции, содержащие 2—3 поручения одновременно

Выполняют до 4-х поручений одновременно, если они несложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции

Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей

5. Прогнозирование результатов

Начинают высказывать предположение, каким может быть результат опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?»

Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности

Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента

6. Выполнение работы

Работают вместе с воспитателем, а затем — под его непосредственным контролем

Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях — под его неявным (скрытым) контролем

То же, что и в старшей группе. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой

7. Выполнение правил безопасности

Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?» Контроль со стороны взрослых обязателен

Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения

Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности

8. Наблюдение результатов

Продолжительность наблюдений увеличивается до 3—4 минут. Воспитатель детально комментирует ход наблюдения и эксперимента. Вводятся несложные повторные наблюдения

Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4—6 минут. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся циклические наблюдения

Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 5— 10 минут (в отдельных случаях — до 15 минут). Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов экспериментов

9. Фиксирование результатов

Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки

Используют несколько графических способов фиксации наблюдений. Начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты

Владеют многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинают осваивать письменные способы и моделирование

10. Анализ полученных данных

Начинают находить и отмечать различия между объектами. Хорошо понимают простейшие одночленные причинно- следственные связи. При анализе результатов нужна постоянная помощь воспитателя

Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2—3 звена причинно- следственных связей. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога

В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога

11. Словесный отчет об увиденном

Составляют короткие рассказы об увиденном. Нуждаются в помощи и моральной поддержке педагога

Составляют развернутый рассказ об увиденном. Постоянно нуждаются в доброжелательной поддержке со стороны взрослых

Дают яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянном поощрении со стороны взрослых

12. Формулирование выводов

Называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов

По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах

Запоминают, что после каждого опыта и наблюдения необходимо сделать вывод. Иногда делают выводы самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста через подвижные игры

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...

Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...

Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через...

Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Формирование элементарных естественнонаучных представлений и умений в познании мира в наибольшей степени закладывает у детей дошкольного возраста основу миропонимания....