Проектная деятельность старших дошкольников в условиях ДОУ "Ёлочка, живи!"
материал по окружающему миру по теме

Панина Анастасия Сергеевна

 

Данный проект позволяет в условиях  воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о ели.

Познакомить детей с жизнью ели растущей в естественных условиях, познакомить детей с Новогодней елкой как атрибутом Нового года и Рождества.

В преддверье новогодних праздников всегда  встанет вопрос покупки  живого дерева для декорации. Елочка - символ и неотъемлемый атрибут этого радующего взрослых и  детей праздника. Жаль, что многие пытаются приобрести этот "символ" путем самостоятельной вырубки деревьев в запрещенных местах. Этим они не только  наносят ущерб природе, но и вредят себе накануне такого прекрасного события, ведь нарушителям леса может грозить штраф.

В рамках проекта в течение всего декабря будет организован конкурс по изготовлению искусственных елей из разнообразного материала «Новогодняя Красавица», будут проводиться беседы, где детям и родителям  расскажут о том, как ель стала главным новогодним атрибутом в  России, и как можно сделать зеленую красавицу из подручных материалов, не  прибегая к вырубке живых деревьев. Пройдет цикл наблюдений за елью во время прогулки.

В цели и задачи данного проекта входят не только развитие экологических представлений детей, но и в первую очередь формирование доброжелательного отношения к окружающему миру, воспитание в детях любви к природе.  В дошкольном возрасте в детях необходимо заложить те нравственные качества, которые в дальнейшем будут развиваться и станут основой его мировоззрения. К сожалению именно в  дошкольном возрасте мы часто забываем о том, что необходимо дать детям не только знания об окружающем мире, но и воспитывать в них экологическую культуру и нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_elochka_zhivi.rar761.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Ёлочка, живи!»

Панина Анастасия Сергеевна

Воспитатель МАДОУ № 1

«Детский сад»

Кемерово 2012

Паспорт проекта.

Тип проекта: комплексный.

Сроки реализации: краткосрочный (1 месяц).

Вид проекта: познавательный.

Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Сроки проведения: 26 ноября по 26 декабря.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Елочка, живи!».

Задачи проекта:

  1. развивать экологические представления детей  дошкольного возраста;
  2. Развивать творческие способности детей и их родителей в продуктивной и музыкальной деятельности;
  3. Формировать целостную картину мира у детей  дошкольного  возраста;
  4. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей;
  5. Создавать необходимые условия развивающей среды и доброжелательную атмосферу для всестороннего развития ребенка;
  6. Познакомить детей с историей нового года.

Актуальность: Данный проект позволяет в условиях  воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о ели.

Познакомить детей с жизнью ели растущей в естественных условиях, познакомить детей с Новогодней елкой как атрибутом Нового года и Рождества.

В преддверье новогодних праздников всегда  встанет вопрос покупки  живого дерева для декорации. Елочка - символ и неотъемлемый атрибут этого радующего взрослых и  детей праздника. Жаль, что многие пытаются приобрести этот "символ" путем самостоятельной вырубки деревьев в запрещенных местах. Этим они не только  наносят ущерб природе, но и вредят себе накануне такого прекрасного события, ведь нарушителям леса может грозить штраф.

В рамках проекта в течение всего декабря будет организован конкурс по изготовлению искусственных елей из разнообразного материала «Новогодняя Красавица», будут проводиться беседы, где детям и родителям  расскажут о том, как ель стала главным новогодним атрибутом в  России, и как можно сделать зеленую красавицу из подручных материалов, не  прибегая к вырубке живых деревьев. Пройдет цикл наблюдений за елью во время прогулки.

В цели и задачи данного проекта входят не только развитие экологических представлений детей, но и в первую очередь формирование доброжелательного отношения к окружающему миру, воспитание в детях любви к природе.  В дошкольном возрасте в детях необходимо заложить те нравственные качества, которые в дальнейшем будут развиваться и станут основой его мировоззрения. К сожалению именно в  дошкольном возрасте мы часто забываем о том, что необходимо дать детям не только знания об окружающем мире, но и воспитывать в них экологическую культуру и нравственные качества.

Проблема:

Недостаточная сформированность у детей представлений о хвойных деревьях, потребительское отношение к природе,  дети и родители не знакомы с историей новогодней елки.

Ожидаемые результаты:

  1. дети должны уметь выделять ель из ряда других деревьев, знать ее отличительные особенности;
  2. знать стихотворения о елочке;
  3. различать характерные признаки предметов различными анализаторами, бережно и с любовью относится к природе.

Этапы осуществления проекта:

I Подготовительный

  1. Отображение целей и задач проекта.
  2. Составление тематического планирования мероприятий.
  3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
  4. Создание комфортной предметно-развивающей среды.
  5. Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.

II основной

  1. Проведение открытой тематической образовательной деятельности для родителей «Новогодняя елка - традиционный атрибут празднования Рождества и Нового года».
  2. Проведение непосредственной образовательной деятельности «Ёлочка»  (познание, коммуникация, социализация)
  3. Проведение образовательной деятельности  «Новогодняя красавица» (аппликация)
  4. Проведение интегрированной образовательной деятельности в природе «Желанная гостья, живи ты у нас!»
  5. Проведение конкурса для родителей и детей на тему «Новогодняя красавица!»
  6. Организация выставки совместных работ детей и родителей.
  7. Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Любимая традиция – новогодняя ёлка»
  8. Чтение художественных произведений по теме.
  9. Разучивание песни «В лесу родилась елочка» сл. Р.А. Кудашевой, муз. Л. Бекмана.
  10. Разучивание стихотворений про ёлку.
  11. Цикл наблюдений за елью на прогулке.
  12. Дидактические игры: «Найди каждому снеговику ёлочку», «Собери ёлочку», «Наряди ёлочку», «Чудесный мешочек», «Найди самую высокую елку», «Разложи по цвету»
  13. Рассказывание «У ёлочки на дне рождения»
  14. Праздник Новогодней ёлки

III   Заключительный

  1. Обобщение и презентация опыта
  2. Оформление отчетной документации

Реализация проекта.

  1. Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Новогодняя красавица!»
  2. Праздник новогодней елки
  3. Итоговая тематическая образовательная деятельность: «Что мы знаем о пушистой красавице»

План работы

Дата проведения

Форма проведения

Ответственные

26.11.2012.

Проведение открытой тематической образовательной деятельности для родителей «Новогодняя елка - традиционный атрибут празднования Рождества и Нового года».

Воспитатель группы

27.11.2012.

Проведение непосредственной образовательной деятельности «Ёлочка»  (познание, коммуникация, социализация)

Воспитатель группы

28.11.2012.

Д/и «Найди каждому снеговику ёлочку»

Воспитатель группы

29.11.2012.

Чтение художественной литературы: «Ёлка» К. Чуковский

Воспитатель группы

30.11.2012.

Проведение конкурса для родителей и детей на тему: «Новогодняя красавица!»

Воспитатель

группы, родители.

03.12.2012.

Разучивание стихотворения «Ёлочка» Е. Трутнева

Воспитатели группы

04.12.2012.

Д/и «Чудесный мешочек»

Воспитатель группы

05.12.2012.

Проведение образовательной деятельности  «Новогодняя красавица» (аппликация)

Воспитатель группы

06.12.2012.

Разучивание песни «В лесу родилась елочка» сл. Р.А. Кудашевой, муз. Л. Бекмана

Музыкальный руководитель

07.12.2012.

Д/и «Наряди ёлочку»

Воспитатель группы

10.12.2012.

Рассказывание «У ёлочки на дне рождения»

Воспитатель группы

11.12.2012.

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Любимая традиция – новогодняя ёлка»

Воспитатели группы

12.12.2012.

Чтение художественной литературы: «Мама ёлку украшала…»

Воспитатели группы

13.12.2012.

Д/и «Найди самую высокую елку»

Воспитатель группы

14.12.2012.

Разучивание стихотворения «Ёлочка»

Воспитатели группы

17.12.2012.

Проведение интегрированной образовательной деятельности в природе «Желанная гостья, живи ты у нас!»

Воспитатель группы

18.12.2012.

С/о игра «Мы едем, едем, едем…»

Воспитатель группы

19.12.2012.

Организация выставки  совместных работ детей и их родителей

Воспитатели группы, родители детей.

20.12.2012.

Праздник новогодней елки

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

21.12.2012.

Д/и «Разложи по цвету»

Воспитатель группы

24.12.2012.

Наблюдение за елью на прогулке

Воспитатели группы

25.12.2012

д/и «»Собери елочку

Воспитатели группы

26.12.2012.

Итоговая тематическая образовательная деятельность: «Что мы знаем о пушистой красавице»

Воспитатели группы

Художественное слово.

Стихи и песни о Ёлочке.

Ёлка.

(Е. Трутнева)

Вырастала елка в лесу на горе

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Жил под елкой зайка с зайчихой своей.

Прилетала стайка чечеток с полей.

Приходили к елке волки зимой…

Увезли мы елку к себе домой.

Нарядили елку в новый наряд –

На густых иголках блестки горят.

Началось веселье – песни да пляс!

Хорошо ли, елка, тебе у нас?

Песня о ёлке.

(С. Маршак)

Что растет на елке? Шишки да иголки.

Разноцветные шары не растут на елке.

Не растут на елке пряники и флаги,

Не растут орехи в золотой бумаге.

Эти флаги и шары выросли сегодня

Для девчонок и мальчишек в праздник новогодний.

В городах страны моей, в селах и поселках

Сколько вспыхнуло огней на веселых елках.

В лесу родилась ёлочка.

(Р.А. Кудашева)

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, елочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри не замерзай!»

Трусишка зайка серенький

Под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк

Рысцой пробегал.

Чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрипит:

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

Везет лошадка дровенки,

А в дровнях – мужичок.

Срубил он нашу елочку

Под самый корешок.

Теперь она, нарядная,

На праздник к нам пришла

И много-много радости

Детишкам принесла.

Ёлка.

(Р.А. Кудашева)

Гнутся ветви мохнатые

Вниз к головкам детей;

Блещут бусы богатые

Переливом огней;

Шар за шариком прячется,

А звезда за звездой,

Нити светлые катятся,

Словно дождь золотой…

Поиграть, позабавится

Собрались дети тут

И тебе, ель-красавица,

Свою песню поют.

Все звенит, разрастается

Голосков детский хор,

И, сверкая, качается

Елки пышный убор.

Ве6селей и дружней

Пойте, деточки!

Склонит елка скорей

Свои веточки.

Выбирай себе,

Что понравится…

Ах, спасибо тебе,

Ель-красавица!

Физкультминутка «Наша ёлка!»

(З. Петрова)

Наша елка велика,            Дети делают круговые движения руками.

Наша елка высока,             Встают на носки, подняв руки вверх.

Выше мамы, выше папы,  Приседают, руки вперед, встают на носочки

Достаем до потолка.          Тянутся вверх.

Будем весело плясать,       Выставляют поочередно ноги

Будем песни распевать,     На пятку, разводя руки в стороны

Чтобы елка захотела           И ставя их на пояс.

В гости к нам прийти опять!

Ёлка.

(К. М. Фофанова)

Нарядили елку в праздничное платье,

В пестрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминаю про былые дни.

Снится елке вечер, месячные и звездный,

Снежная поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантиях морозных,

Все в алмазных блестках, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей…

Грезится им елка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

Ёлка.

(К. Чайковский)

Были бы у ёлочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на ёлочке игрушки –

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке флаги

Из пунцовой, из серебряной бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке матрёшки

И захлопали б от радости в ладошки.

Потому что у ворот постучался Новый год!

Новый, новый, молодой, с золотою бородой!

Ёлочка.

(М. Ивансен)

- Ёлочка, ёлка,

Колкая иголка

Где ты выросла?

- В лесу.

- Что ты видела?

- Лису.

- Что в лесу?

- Морозы. Голые березы,

Волки да медведи -

Вот и все соседи.

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

Загадки о ёлке.

  1. Высока и стройна,

Вся в иголочках она

И сосеночке сестра,

Но любит влажные места (Ёлка).

  1. Вечно зеленеет,

Хвоинки колкие имеет,

Очень долго живет,

Птицам, белкам корм дает (Ель).

  1. В праздник к нам

На новый год

В колючем платьице идет (Ёлка).

  1. Вся колючая, как ёж,

Любит танцы, хоровод.

Вместе с детьми пляшет,

Веточками машет (Ёлка).

Событие.

(С. Михалков)

В снегу стояла ёлочка –

 Зелененькая чёлочка,

 Смолистая,

 Здоровая,

 Полутораметровая.

 Произошло событие

 В один из зимних дней:

 Лесник решил срубить её -

 Так показалось ей.

 Она была замечена,

 Была окружена...

 И только поздно вечером

 Пришла в себя она.

 Какое чувство странное!

 Исчез куда-то страх...

 Фонарики стеклянные

 Горят в ее ветвях.

 Сверкают украшения -

 Какой нарядный вид!

 При этом, без сомнения,

 Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

 Красива и крепка!..

 Кто спас, кто разодел её?

 Сынишка лесника!

Птичья ёлка.

(З. Александрова)

У серебряной дорожки,

 Лишь наступит Новый год,

 На высокой тонкой ножке

 Чудо-ёлочка встаёт.

 Эта ёлка не простая,

 И она не для ребят,

 Возле ёлочки летая,

 Птицы весело свистят.

 Тут и дятел, и синицы,

 Снегири и воробей –

 Все хотят повеселиться

 Возле ёлочки своей!

 Не блестят на ней игрушки

 И не светится звезда,

 Но зато для птиц кормушки

 Мы повесили туда!

 Прилетают птичьи стаи

 К нам на ёлку в зимний сад,

 И в саду не умолкая

 Колокольчики звенят.

Желанная гостья, живи ты у нас!

(интегрированная образовательная деятельность)

Программное содержание:

- способствовать выявлению у старших дошкольников отношения к живой ели, растущей в естественных условиях, и срубленной, мертвой, но зато красиво украшенной;

- содействовать эмоциональному приближению детей к живой природе: ёлка – друг человека, и лишать друга жизни даже ради праздника нельзя;

- воспитывать у детей умение излагать собственные рассуждения, умозаключения;

- развивать понимание красоты русской речи в поэтическом произведении;

- обогащать речь детей красивыми выражениями;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и осознанность отношения к представителям живой природы.

Материал: открытки, иллюстрации с изображением елей в естественных условиях и готовящихся к новогоднему празднику, иллюстрация с изображением ели в зимних условиях.

Активизация словаря: неволя (плен, невозможность вернутся на родину), рядил (одевал, наряжал).

Предварительная работа: выбор педагогом уголка с растущими елями, аппликация по стихотворению К. М. Фофанова:

Нарядили ёлку в праздничное платье,

В пестрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится елке вечер, месячные и звездный,

Снежная поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантиях морозных,

Все в алмазных блестках, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей…

Грезится им елка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

Ход мероприятия:

Полюбовавшись уголком с растущими елями, подержав в руках колючие «лапки» елей, понюхав их душистые листья-иголки, дети вместе с воспитателем располагаются на лужайке, рассматривая иллюстрации и открытки с изображением ели, растущей в естественных условиях, в окружении птиц, зверей, и ели, которую рубят, везут, наряжают к новогоднему празднику. После рассматривания воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся картинку или открытку. В ходе работы педагог обязательно фиксирует количество детей, выбравших открытки с изображением новогодних елок и елей, растущих в естественных условиях. Воспитатель тоже выбирает себе иллюстрацию, но не показывает ее детям, а предлагает угадать, какую ёлку она выбрала: в праздничном «платье», в пестрых гирляндах, срубленную – или зеленую, густоветвистую, живую. Воспитатель еще раз подводит детей к елям, давая возможность прикоснуться к ним.

«Вы знаете, дети, - грустным голосом говорит воспитатель, - когда перед Новым годом по улицам мчатся машины с елками, мне всегда почему-то становится очень-очень грустно, даже больно… (Пауза). Как вы думаете, почему?» выслушав предположения детей, педагог продолжает: «Да потому, что я сразу же представляю себе их родной дом – лес, где они жили дружной семьей. Страшно мне становится, когда я представляю этот «дом» пустым, с торчащими пеньками… мне даже кажется, что я вижу, как обрубленные стволы колючих красавиц, словно обиженные люди, начинают «плакать» смолистыми слезами. О чем же они плачут? (Ответы детей.) А отчего может плакать человек? Кем для нас, людей, являются деревья? (Кормилицами, защитниками, лекарями, друзьями). Значит, ёлка – наш друг? – спрашивает воспитатель у детей. – А разве можно своего друга губить, лишать его жизни, даже ради праздника?».

Педагог дает возможность каждому ребенку высказать свое мнение по этому поводу. Осмотрев еще раз ели, растущие вокруг, педагог спрашивает детей о том, можно ли эти ели назвать одинокими. (Их окружают другие деревья, травы, на которых живут насекомые, птицы.)

«Представьте, дети, - говорит воспитатель, - что кто-то вырубил вот эти ели. Что произойдет в этом уголке природы?» обобщает высказывания детей: нарушится покров земли,  нарушится жизнь живых организмов. Может быть, некоторые из них навсегда исчезнут. Исчезнут красивые деревья, которые дают людям чистый воздух, хорошее настроение, укрепляют здоровье, радуют своей красотой.

«А теперь, - говорит воспитатель, - давайте, дети, вспомним, что происходит после праздника с новогодними ёлками? (Ответы детей.) Да, - обобщает ответы педагог, - они оказываются выброшенными, никому не нужными, словно бездомные люди. Каждый из нас знает, что ель – живое существо, а все равно хочется, чтобы под Новый год она стояла в доме. Как же тут быть? (Самому прийти к ёлке и устроить ей праздник.) если бы мы с вами по-настоящему были волшебниками и смогли бы оживить срубленную под Новый год ёлку, то что бы она нам рассказала? Может быть, она о чем-то стала бы нас просить? (Ответы детей.) я хочу вам прочитать, дети, - говорит воспитатель, - одно стихотворение о новогодней ёлке, которая, словно живой человек, ощущала боль раны от топора, тоску по родному лесу и любимым друзьям, от которых ее увезли навсегда».

Ёлка.

(О.А. Беляевская)

Ёлка зеленая, густоветвистая

В пышный наряд убрана,

В пышном уборе роняет смолистые

Слезы беззвучно она.

Ноет в стволе ее рана глубокая,

Сердце ей точит печаль:

Леса родимого, леса далекого

Ёлке мучительного жаль.

Звездного неба пространства безбрежное

Там возвышалось над ней,

Стлались под нею ковры белоснежные

С ним узором теней.

Ветер ей пел свои песни свободные,

Сказки ей лес говорил,

Щедрый мороз ее в ночи холодные

В жемчуг, алмазы рядил.

Думает елка с тоскою глубокою:

«Лес мой родной, не видать

Мне тебя больше. Прости! Одинокою

Здесь суждено умирать…

А для чего?» А вкруг ёлки шумливою

Дети собрались толпой.

Дышат весельем их лица счастливые,

Радостью блещут живой.

Ёлка задумалась. Утро весеннее,

Лепет зеленых ветвей,

Птиц на заре щебетанье и пение

Дети напомнили ей.

Радость их горе смягчило тяжелое…

Тайной отрадой полна,

Вспыхнула ярко огнями веселыми

В грустной неволе она.

После паузы воспитатель задает детям следующие вопросы: «Когда вы слушали это стихотворение, какое чувство испытывали: радость, веселье или грусть и печаль? Почему у вас возникло такое чувство? Какая беда приключилась с ёлкой? Почему она, красиво украшенная пестрыми гирляндами, игрушками, «беззвучно роняла смолистые слезы…»?».

Педагог зачитывает вместе с детьми строфу стихотворения:

…Ноет в стволе ее рана глубокая,

Сердце ей точит печаль:

Леса родимого, леса далекого

Ёлке мучительно жаль…

- Чувствовала ли ёлка себя в доме у человека свободной, счастливой? Что значит «жить в неволе»? (Жить в плену, чувствовать себя оторванной от близких, невозможность вернуться в родные места.)Кем же чувствовала себя украшенная ёлка? (Пленницей.) О чем она все время вспоминала? Какую картину ёлка постоянно видела?

…Звездного неба пространство безбрежное

Там возвышалось над ней,

Стлались под нею ковры белоснежные

С синим узором теней…

Показать иллюстрации с изображением елей в зимнее время года.

Были ли у елки близкие друзья? Назовите их. (Лес, ветер, мороз.) кого бы вы назвали своими любимыми друзьями? Когда вам бывает больно или грустно очень, кого вы вспоминаете? (Мамину ласковую улыбку, нежные слова; папины сильные, добрые руки.) и ёлка тоже, - продолжает разговор с детьми воспитатель, - вспоминает своих друзей. Давайте, дети, вместе со мной проговорим строфу стихотворения о ёлкиных друзьях:

…Ветер ей пел свои песни свободные,

Сказки ей лес говорил,

Щедрый мороз ее в ночи холодные

В жемчуг, алмазы рядил…

Воспитатель выясняет у детей понимание словосочетания «в жемчуг, алмазы рядил».

«Вот видите, дети, - обобщает воспитатель, - какими красивыми словами можно назвать обыкновенное дерево в снегу! Давайте скажем вместе это красивое выражение». (Дети самостоятельно читают стихотворные строки о ёлке.)

Ведя разговор с детьми, воспитатель обращает внимание на то, для чего же елка оказалась в доме у человека. Ради кого? Кто помог елке немного забыть о своем горе? Что напомнили ей детские голоса и смех? Почему же ёлка все-таки «вспыхнула ярко огнями веселыми в грустной неволе»? (Почувствовала себя кому-то очень нужной). Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они, чтобы во дворе их дома или в ближайшем сквере росла ёлка, которой бы «дети под Новый год устраивали праздник: украшали ее игрушками, зажигали бы вместе с родителями возле нее новогодние свечи, водили хороводы, наблюдали бы за «гостями» елки – птицами… Воспитатель по желанию детей может еще раз прочитать стихотворение О.А. Беляевской «Ёлка». Затем дети прощаются с колючими красавицами-елями, произнося слова: «Желанные гости, живите у нас! Несите нам здоровье и радуйте наш глаз!».

Цикл наблюдений за елью во время прогулки.

Наблюдение 1. «Чем ель не похожа на другие деревья?»

У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель – хвойное дерево.

Наблюдение 2. Как различить ель, сосну и лиственницу?»

У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.

         Шишки ели                Шишки сосны         Шишки лиственницы

Наблюдение 3. «Чем ель на участке отличается от игрушечной ёлки?»

На улице живая ель: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки – старые опадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботится: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху.

Игрушечная ёлка маленькая и неживая, с ней можно играть.

Наблюдение 4. «Сколько лет ёлке?»

Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет (количество мутовок плюс один). Ёлочка, которой пять или семь лет, еще невысокая, ниже ребенка, которому столько же лет. Ель растет медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.

Наблюдение 5. «Как себя чувствует сломанная ёлка?»

Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой, но остается живой и продолжает расти. Боковые ветви превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая елочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать.

Наблюдение 6. «Ель очень красивое и полезное дерево».

Ель – стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк.

Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.

В свободное время воспитатель вспоминает с детьми песню «В лесу родилась елочка…», в разговоре подводит их к мысли, что эта песня устарела, так как рубить елочки в лесу не следует.

Проведение открытой тематической образовательной деятельности для родителей «Новогодняя елка - традиционный атрибут празднования Рождества и Нового года».

  1. Терминология.

По декору и основным функциям новогодняя ёлка практически совпадает с рождественской ёлкой (рождественским деревом). Различие заключается не в каких-то фиксированных внешних признаках, а во вкладываемом устроителями празднества первичном значении: встреча Нового года или же Рождества Христова. Подразумеваемое значение и терминология могут быть важны в тех странах, где христианство не является преобладающей религией, в мультиконфессиональных обществах, для атеистов. Поэтому, например, в английском языке существуют NewYeartree и Christmastree, как и NewYear'sEve и ChristmasEve. В России наиболее употребительным является термин новогодняя ёлка, с которой встречают Новый год. Рождественская ёлка (дерево) и сочельник, пострадавшие от длительных религиозных преследований в эпоху СССР, в настоящее время чаще используются в историческом контексте.

  1. История.
  1. Доисторические корни.

К древнейшим архетипам, прослеживаемым со времён палеолита, относится структурирование мира в виде Мирового древа. Отсюда происходит культ почитания деревьев, который можно найти в самых разных человеческих культурах. В зависимости от географических и климатических условий и местных традиций объектами поклонения могли стать различные деревья: дуб, сосна, кипарис, ясень, эвкалипт. В Греции главным священным деревом считался кипарис; в Риме поклонялись фиговому дереву, а также кизилу, росшему на склоне Палатинского холма.

Отголоски древних культов и сейчас можно найти в самых разных местах. Широко известен старинный европейский обычай отмечать первый день мая с «майским деревом». Грузины к 31 декабря заготавливали для очага грабовые дрова и чичилаки (наструганная кудрями ветка орешника). В Сванетии на Новый год в доме обычно устанавливалась берёзка. У горских евреев молодёжь ночью в первый день весны шла в лес на поиск «шамагажи» («дерева-свечки»), которое срубали, разводили из него костер, прыгали через него и пели.

У ряда европейских народов на ритуалах, связанных с зимним солнцестоянием, издавна использовалось большое полено или пень, который зажигался в очаге в день солнцестояния и понемногу сгорал в течение двенадцати дней праздника. Считалось, что бережное хранение кусочка такого полена в течение всего следующего года защищало дом от огня и молнии и приносило дому удачу. У южных славян такое полено называется бадняк, у скандинавов — juldlock, у французов — la bûche deNoël (рождественский чурбан).

У кельтов с празднеством зимнего солнцестояния издавна была связана омела. Через кельтов символика омелы прочно вошла в англо-саксонскую культуру.

У восточных славян, а потом — у русских особо почитаемым деревом стала берёза, хотя предметом поклонения бывали и деревья других пород (дуб, сосна, ель). Предпочтение, отдаваемое берёзе, можно объяснить её широкой распространённостью на территории Среднерусской равнины, а также тем, что дерево это, распускающееся весной раньше других, воспринималось как средоточие животворных сил.

  1. В Библии и раннем христианстве.

Каких-либо указаний на дерево как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете нет. Описан, однако, Вход Господень в Иерусалим, когда народ приветствовал его с ветвями финиковой пальмы в руках (Ин.12:12). Пальма в древности считалась символом победы, в христианстве интерпретированное как символ победы над смертью. Там, где пальмы не растут из-за холода, их замещением традиционно служила верба, отсюда Вербное воскресенье. И сейчас в жарком климате, например, на Гавайях, пальма используется в качестве рождественского дерева. А во Флориде выращивается пальма Veitchiamerrillii, также называемая ChristmasPalmtree (Рождественская пальма) из-за её плодов, которые становятся ярко-красными к декабрю.

В Германии до настоящего времени сохранилась легенда, связанная с именем Святого Бонифация. Чтобы показать германским язычникам бессилие их богов, тот срубил священный дуб Одина, и в расколе пня выросла молодая пихта во исполнение его пророчества, что «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Эпизод со срубленным дубом действительно описан в житии святого. Эпизод же с пихтой и пророчеством является устной легендой, отражающей позднейшие попытки христианизации языческой традиции.

  1. Средневековье и Новое время.

Формирование современного рождественского ритуала произошло в немецкой традиции уже в конце Средневековья и начале Нового времени в результате переосмысления древних ритуалов Йоля в новой христианской трактовке. Среди германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сладости.

После крещения германских народов все эти обычаи и обряды начали постепенно приобретать христианский смысл, и ёлочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы сочельника (канун Рождества, 24 декабря). Теперь такая ёлочка называлась рождественским деревом (нем. Weihnachtsbaum) или (в более старом варианте) «деревом Клауса» (Klausbaum), традиции ориентировались не только на взрослых, но, всё больше и больше, и на детей.

До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской ёлки. Есть краткие упоминания о похожей церемонии в канун 1510 года в Риге. Деталей очень мало, но написано, что после празднества дерево было сожжено. Это указывает на то, что празднество всё ещё объединяло в себе христианские и языческие элементы. Поэтому в качестве первой именно рождественской ёлки предлагается та, которую Лютер установил у себя в доме на Рождество. Лютер не указал точного года этого события, но оно также относится к началу XVI века.

Так как вопрос «первой ёлки в Европе» имеет значительное туристическое (а с ним и финансовое) значение, в канун Нового 2011 года между Ригой и Таллинном разгорелся настоящий дипломатический конфликт по вопросу ёлочного приоритета. У эстонских исследователей нашлись аргументы того, что в Таллинне ёлку установили на 400 лет раньше рижской, то есть ещё до первого упоминания самого города (1154). Мэр Риги Нил Ушаков охарактеризовал ситуацию как «ёлочную войну», серьёзно угрожающую коммерческим интересам города и страны, и пообещал найти достойный ответ агрессору.

  1. В России до революции.

В России традиция новогодней ёлки начинается в Петровскую эпоху. Интересно, что в страну ёлка изначально приходит именно как новогодний, а не рождественский атрибут. По царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.

 В этом указе давались также указания по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось каждому «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».

Ёлка как рождественское дерево появляется в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны была устроена ёлка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Фёдоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца.

Дальнейшее увлечение «немецким нововведением» подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, произведения которого «Щелкунчик и Мышиный король» и «Повелитель блох» были хорошо известны российскому читателю.

Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Установленная в зале вокзала огромная ель «одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги». Вскоре публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах. В Москве с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными. Медленнее ёлка проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах ещё долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда.

Как часто бывает с введением новых праздников, важную роль сыграла и коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к небольшой альпийской народности ретороманцев. Постепенно они завладели столичным кондитерским делом. Именно им принадлежит идея, реализованная с конца 1830-х годов, продавать ёлки, заранее украшенные фонариками, игрушками, а также пряниками, пирожными, конфетами и прочими сладостями собственного производства. Стоили такие ёлки очень дорого (от 20 до 200 рублей ассигнациями), и покупать их для своих детей могли только весьма зажиточные родители.

Вместе с распространением и коммерциализацией ёлка становилась «статусным» явлением. Приглашение на ёлку детей знакомых и, соответственно, самих знакомых, стало возможностью показать свой вкус и зажиточность. Важно было не скупиться на украшения, не использовать украшения с прошлого рождества, украсить дерево богатыми подарками.

Отношение православной церкви к новой традиции оставалось настороженно-отрицательным, как и к иноземному и в своих истоках языческому обычаю. В канун праздников Синод традиционно напоминал о запрете устраивать ёлки в школах и гимназиях. Последнее такое указание Синода было опубликовано в канун Нового 1917 года. Разумеется, ни о каком глобальном запрете на территории России речи никогда не шло.

  1. После 1917 года.

Сразу же после октябрьских событий никаких официальных запретов ёлки и Рождества не вводилось. Если ёлка и стала большой редкостью в домах, то не в результате специальных запретов, а из-за всё растущих экономических проблем. Наоборот, в канун Нового 1918 года Горький и Бенуа подготовили и выпустили в Петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными российскими художниками. В книгу были включены произведения самого Горького, Чуковского, Ходасевича, А. Н. Толстого, Брюсова, Саши Чёрного и многих других. На обложке был помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет восьмиконечная Вифлеемская звезда.

Первый тревожный звонок прозвучал 24 января 1918 года, когда декретом Совета народных комиссаров на территории страны был введён Григорианский календарь и было указано, что в текущем году после 31 января следует сразу 14 февраля. Так как православная Церковь продолжила использовать прежний календарь, это переставило Рождество и Новый год местами. Что будет с Рождеством и ёлкой после вхождения календарной реформы в жизнь, пока не разъяснялось.

 Ситуация стала резко меняться к худшему в 1922 году, когда в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое оставалось пока нерабочим днём. На мероприятиях читались доклады, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», делались политические сатиры и «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка».

Однако через несколько лет эти меры были признаны неэффективными и «комсвятки» раскритиковали в центральной прессе. Окончательное административное решение было принято с приближением Нового 1929 года. Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а любые празднования «поповских обычаев» запрещались. В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно. Писательница и переводчица Ирина Токмакова рассказывает, как в её детстве дворник за взятку ездил в лес, срубал ёлку и пилил её на две части, чтобы влезла в не слишком большой мешок. Дома ёлку скрепляли лубками и та «делалась опять целенькой и стройной».

Конец «левым перегибам» был неожиданно положен 28 декабря 1935 года. В этот день в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым. Она начиналась так: В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.

 Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. …

Автор призывал комсомольских и пионерских лидеров в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Это предложение было принято к действию молниеносно. По всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений». Таким образом, предложение (даже не указ) партийного руководства было принято и полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, включая дату самой публикации. Подобная оперативность так и осталась недостижимым рекордом в истории СССР.

  1. В наше время.

В столицах «главная ёлка страны» устанавливается на центральной площади города. В России такая ёлка устанавливается на Красной площади в Москве. В других городах ёлки также устанавливают на центральных площадях и в популярных туристических местах. В процессе разработки дизайна украшения таких деревьев нередко участвуют ведущие специалисты и представители мира моды. Установка, украшение и зажжение центральных новогодних ёлок является традицией множества городов, которая в праздники привлекает горожан и туристов.

В Новом 2009 году самая высокая новогодняя ель в России была поставлена в Красноярске на главной площади города — Театральной. Её высота — 46 метров, диаметр основания — 19 метров, длина окружности основания — 60 метров. По своим размерам она обогнала даже казанскую ёлку, которая оказалась на 6 метров ниже.

В Великобритании с 1946 года 20-метровая ёлка устанавливается в Лондоне на Трафальгарской площади. Эту ёлку присылает королевская семья Норвегии в знак признательности за освобождение страны от немецкой оккупации английскими войсками во время Второй мировой войны. Под этой ёлкой в предрождественские дни собираются тысячи англичан и поют рождественские гимны. Традиционно, ёлку на Трафальгарской площади украшают только вертикальные гирлянды из лампочек.

В Риме ёлку устанавливают на площади Святого Петра. Согласно сложившемуся обычаю, каждый год ёлку Ватикану приносит в дар одно из европейских государств. Эта традиция была введена Иоанном Павлом II в 1982 году. По окончании рождественского периода древесина «главной ёлки Католической Церкви» идёт на изготовление предметов, доходы от продажи которых направляются на оказание помощи бедным.

В Нью-Йорке с 1931 года ёлка традиционно устанавливается перед Рокфеллер-центром. В канун Нового 2011 года её гирлянды состояли из 30 тысяч лампочек, а на вершине размещалась хрустальная звезда 2,7 метра в диаметре, сверкающая кристаллами Сваровски.

Одна из самых оригинальных — искусственная плавучая ёлка в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Её высота — 85 метров, а вес металлических конструкций — 530 тонн. Несколько лет назад эта ёлка вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире плавучая ёлка. В неё вмонтирован механический колокол, исполняющий рождественские мелодии. В гирлянде более 3 миллионов лампочек, которыми управляет компьютер, а по выходным из ёлки бьёт салют.

Вообще самая большая рождественская ёлка в мире была сооружена в 2009 году в Мехико. Её высота 110,35 метра (высота 40-этажного здания), диаметр — 35 метров, общий вес её металлических конструкций и украшений — 330 тонн. Это сооружение было установлено на проспекте Пасео-де-ла-Реформа.

Самая дорогая ёлка была установлена в 2010 году в Абу-Даби. Она была украшена золотыми и серебряными шарами, а также ювелирными изделиями с драгоценными камнями на общую сумму 11,5 млн долларов.

В 2011 году продолжилась «ёлочная война»[13] между Ригой и Таллинном. На исторические аргументы латвийской стороны власти Таллинна решили установить заведомо большую ёлку. В результате 24-метровая ель на Ратушной площади дважды (25 и 27 ноября) падала под порывами ветра. Во второй раз она упала во всём наряде из 80 гирлянд (9,6 тысячи лампочек) и 15 комплектов фонариков, нанеся значительный ущерб и себе, и украшениям. К счастью, в обоих случаях никто не пострадал, а дерево наконец удалось закрепить, правда, укоротив его на 4 метра. По требованию властей Таллинна полиция произвела расследование на предмет возможной диверсии.

  1. Новогодняя ёлка как праздничное мероприятие.

Выражение «Новогодняя ёлка» также может обозначать праздничное мероприятие, чаще всего для детей, на котором празднуется наступление Нового года. В СССР праздники для детей с таким названием стали проводить, по инициативе кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева, с 1935 года, когда в виде светского новогоднего праздника был официально восстановлен обычай, ранее преследовавшийся Советской властью как «поповский».

В советское время новогодние ёлки организовывали государство, партийные организации, профсоюзы, предприятия. В зависимости от достатка и влияния организаций, спонсирующих праздник, данное мероприятие имело различный масштаб и различную ценность праздничных наборов, получаемых по пригласительному билету.

В наши дни новогодняя ёлка организуется повсеместно как государственными, так и различными коммерческими структурами.

  1. Украшение ёлки.

В большинстве мексиканских домов популярным украшением считается «Nacimiento» (композиции из фигурок, которые изображают сцену рождения Христа из Библии). Однако украшенная ель тоже присутствует где-нибудь в доме.

В Гренландию ёлки завозят, так как собственные из-за холодного климата там не растут. Жители украшают «иностранок» свечами и яркими орнаментами.

Гватемальцы же украшают ёлку фигурками из библейских сцен.

Новый год в Бразилии приходится на лето, и тогда жители этой страны украшают ёлки маленькими комочками хлопка, как будто это падающий снег.

В Ирландии ёлки украшают цветными фонариками, мишурой и безделушками.

В Швеции украшают звездами, игрушками в виде солнца и снежинок, фигурками животных из соломы и дерева.

Первоначально ёлки украшались только сладостями, фруктами и орехами. Считается, что именно неурожай яблок заставил христиан проявить фантазию и подыскать им замену в виде других ёлочных игрушек.

Американка, проживающая в Москве, Ким Балашак, собрала самую большую в мире коллекцию исключительно русских ёлочных игрушек. Коллекция насчитывает 2500 предметов, сделанных в период с конца 19-го века до 1966 года. Столь ценные предметы в основном куплены на измайловском блошином рынке.

Во многих странах мира существует мода на новогодние украшения, причём она не менее замысловата, чем мода на одежду. Ежегодные выставки игрушек и елочных украшений проходят в Париже. Здесь показывают свое видение новогоднего убранства многие дизайнеры, компании и торговые дома, проводятся различные конкурсы (в том числе и благотворительные).

Звезда на вершине берёт начало от традиции украшать вершину ёлки подобием шестиконечной Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к новорождённому Иисусу. Помимо звезды верхушку иногда украшают фигуркой ангела.

На некоторых новогодних шарах красуются лица известных личностей, на новогодних шарах теперь также можно распечатать и собственную фотографию.

Ёлочный шар является простым и очень известным примером выпуклого сферического зеркала.

В России наследником старейшего стеклодувного производства ёлочных украшений, история которого идёт от XIX века, является ОАО «Ёлочка» в Клину. История ёлочных украшений в России во многом отражает историю самой России. От сладостей и стеклянных шаров с Вифлеемской звездой на верхушке к бумажным самолётам и красноармейцам и красной звездой наверху первых советских ёлок. Бумажные снежинки и шары из перегоревших лампочек у ёлок военных лет. Космонавты и часы «без пяти двенадцать» 1960-х. Купленные в огромной очереди на новогоднем базаре дефицитные коробки шаров из ГДР и стеклянные пики наверху 1980-х. Сейчас украшение ёлки ограничено только финансовыми соображениями, а ассортимент в целом соответствует предлагаемому на Западе.

  1. Новогодняя ёлка и охрана окружающей среды.

Массовый спрос перед Новым годом на хвойные деревья порождает проблемы их незаконной вырубки и утилизации после праздников. Поэтому различные государства стараются жёстко регулировать вырубку деревьев к Новому году, а также предпринимают меры для защиты лесов.

В новогодние праздники организуются специальные ёлочные патрули, проверяющие у ввозящих в город ёлки наличие лицензии на вырубку.

Организация ёлочных лесопитомников, в которых выращиваются деревья специально для новогодних (рождественских) праздников;

Стимулирование продаж живых елей и пихт (в специальных ёмкостях — горшках, кадках) с организацией последующей сдачи их в лесопитомники для высаживания;

Иногда предлагается стимулировать производство и продажи искусственных деревьев — в настоящее время предлагаются разборные искусственные ёлки весьма реалистичного вида. Их более высокая цена по сравнению с натуральными компенсируется многократным использованием. Противники такого подхода указывают, что производство искусственных ёлок само наносит ущерб окружающей среде. Этого не происходит при заготовке натуральных ёлок в лесопитомниках и в зонах плановой вырубки.

Дидактические

игры.

«Наряди елочку».

Оборудование: 3 елочки, картонные елочные шары (по 4 красного, синего, желтого цвета, обратная сторона шаров белая с изображением капусты, моркови, веточки с листочками, гриба, шишки, орешка, сосиски, блюдечка с молоком, рыбы); игрушки: белочка, зайчик, медвежонок, котенок, банты красного, синего и желтого цвета.
Цель: развитие речевой и познавательной активности.
Задачи:

  1. закрепить представления детей о традиции украшения елки игрушками;    
  2. развивать умение различать цвета, развивать элементарные умения группировать предметы по цвету и зрительно его соотносить;
  3. расширять словарный запас, активизировать в речи признаки: большой, маленький, называть игрушку, выделяя её характерные признаки (у зайца длинные ушки и т.д.);
  4. закрепить названия цветов, уметь употреблять предлоги;
  5. развивать мелкую моторику рук.
    Ход игры:

На столах стоят елочки, в стороне спрятаны игрушки с завязанными на них бантами. В коробке перемешаны елочные шары.
Воспитатель достает игрушки, дети называют их. Обговариваем внешний вид игрушек, их размер. Игрушка располагается под елкой, дети говорят, где сидит Белочка, Зайчик или Мишка.
Воспитатель: «У Зайки, Белочки и Мишки праздник. К ним скоро придет Дед Мороз. Они нарядились, повязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? (красного) Какого цвета бантик у Белочки? (синий). А какой бантик у Мишки? (желтый) Игрушки у нас нарядные и очень хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста, повесим на елочку Зайчика все шарики, такого же цвета как его бантик (шары красного цвета) Какие шарики нам надо повесить на елочку Белочки (все синие шарики), а на елочку Мишки? (все желтые шарики)»
При затруднении детей обращаем их внимание на цвет бантика, сидящей под елкой игрушки. «Смотри, у Зайчика красный бантик, значит, ему нужен красный шарик» Дети самостоятельно вывешивают шары на елку.

«Чудесный мешочек».

Цель: воспитывать у детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ход игры:

Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

Тот кого вызывают, должен отгадать, что положили в мешочек. В начале игры воспитатель просит хорошо рассмотреть игрушки и запомнить их.  Далее ребенок отворачивается. Воспитатель кадет игрушки в мешочек, ребенок потом отгадывает, что туда положили. Опускает  руку в мешочек. Угадывает, что там лежит. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, угадывает её.

«Разложи  по цвету».

Цель: закрепление у детей знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету.

Материал:

А) Карточки с изображением 4 предметов (яблоко, ель, шар, солнце) основных цветов. (красный, зеленый, синий, желтый).

4 кармана соответствующего цвета.

Б) Карточки с изображением 4 домов основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый)

4 крыши соответствующего цвета.

Ход игры:

Предложить ребенку (пришить) к ели карман зеленого цвета (красного, синего, желтого); домам подобрать крышу соответствующего цвета


Проведение образовательной деятельности  «Новогодняя красавица». (Аппликация)

Цели и задачи:

  1. упражнять детей в наклеивании деталей аппликации, чередуя их по цвету;
  2. развивать мелкую моторику рук;
  3. воспитывать аккуратность, внимательное отношение к близким.

Материалы:

  1. образец;
  2. ½ альбомного листа с цветным контуром по периметру внутри (на развороте открытки) и по лицевой стороне;
  3. Поднос с готовыми деталями:

- силуэт ёлки, соразмерный формату открытки, с нарисованной линией для наклеивания бусин;

- круги трех цветов, сочетающихся с цветом ёлки;

- звездочка из красной бумаги.

  1. Клей, кисть, салфетка.

Подготовка к работе:

  1. Предложите детям принести новогодние открытки и рассмотреть их;
  2. Прочитайте и выучите стих про новый год.

Порядок выполнения работы:

  1. Предложите детям сделать поздравительную открытку для мамы, папы, бабушки.
  2. Рассмотрите образец открытки. Обратите внимание детей на расположение аппликации.
  3. Предложите детям:

- сложите силуэт елки вдоль пополам, цветной стороной внутрь, разгладив линию сгиба;

 - намазать линию сгиба елки клеем и вклеить ее в открытку, совместив с линией сгиба на открытке;

 - выложить бусины на нитки, чередуя их по цвету;

 - наклеить бусины;

 - приклеить звезду на макушку елки;

Наши результаты:

Проведение конкурса для родителей и детей на тему:

«Новогодняя красавица!»

Лесенка «Путешествия»

по проекту

«Ёлочка, живи!»

Список литературы

  1. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах [Текст]/ А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009. – 156 с.
  3. Вакуленко Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников [Текст]: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
  4. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст]: Методика работы с детьми подготовительной группы/ С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
  5. От осени до лета [Текст]: для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ сост. Л. А. Владимирская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 159 с.
  6. Познание мира растений [Текст]: занятия с детьми 4-7 лет/ авт. – сост. М. Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 251 с.
  7. Формирование экологической культуры дошкольников [Текст]: планирование, конспекты занятий/ авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережкова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.
  8. Экология для дошкольников [Текст]/ Т. А. Скалон: учебно-методическое пособие. – Кемерово: МОУДПО «НМЦ», 2007. – 172 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность старших дошкольников

проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

Познавательно - проектная деятельность старших дошкольников через ознакомление с экологией: «Огород на подоконнике».

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека....

"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников.

Ильюша Ирина Васильевна"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников....

Проектная деятельность старших дошкольников в ДОУ. Автор: Домрачева А.В

Данна методическая разработка предназначена для воспитателей. Использована как выступление на метод совещании.                        ...

Статья на тему «Педагогические условия реализации проектной деятельности старших дошкольников в Образовательной организации»

Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. И метод проектов, в этом случае, является актуальным  и очень эффективным....