"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ильюша Ирина Васильевна

Ильюша Ирина Васильевна

"Путешествие в Арктику, фотоохота". Организация проектной деятельности старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_arktiku-fotoohota.docx823.1 КБ

Предварительный просмотр:

Ильюша Ирина Васильевна

Организация проектной деятельности старших дошкольников - «Путешествие в Арктику, фотоохота».

Цель: обобщать и закреплять знания детей о животных Арктики, их приспособлении к условиям северного климата.

Задачи: 1. Вызвать желание больше узнать о животных Севера,     активизировать речь и мышление в ходе решения проблемных ситуаций.

                2.Развивать умение переводить полученные знания в условный план игры.

                3.Воспитывать бережное отношение к природе, видеть ее красоту и неповторимость.

1 этап. Постановка проблемы.

Воспитатель читает детям объявление:

«Внимание! Внимание! Детский журнал «Жизнь животных» объявляет конкурс на лучшие фотографии животных Арктики среди старших групп нашего детского сада. Приз всем группам, принявшим участие в конкурсе – «Детская энциклопедия животных».

2 этап. Принятие задачи, обсуждение проблемы.

На этом этапе проводится беседа с использованием элементов «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» или «банк идей» - метод обучения, при котором создается поисковая проблемная ситуация.

Детям задается серия вопросов:

- Что нам необходимо сделать, чтобы принять участие в конкурсе?

(Отправиться в Арктику на фотоохоту.)

- Кто из вас уже путешествовал, куда?

-Как можно назвать людей, которые путешествуют?

(Туристы)

- На чем можно путешествовать?

(Дети перечисляют как существующие виды транспорта, так и сказочные и придуманные самостоятельно.)

- Каких животных вы хотели бы сфотографировать во время путешествия?

- Что нам необходимо знать об этих животных?

- Где можно найти сведения о животных Арктики и среде их обитания?

3 этап. Составление «карты детских идей».

Дети сидят на ковре рядом с воспитателем и проговаривают все, что приходит на ум при названии темы игры «Путешествие в Арктику – фотоохота».

Воспитатель на листе бумаги фломастером рисует «карту детских идей»: в центре в круге написана тема, от нее отходят стрелки к записям отдельных ключевых слов, сказанных детьми.

Далее карта переносится воспитателем вместе с детьми на бумагу, а обозначенные идеи иллюстрируются с помощью рисунков или картинок (так называемая «паукограмма» из-за сходства с паутиной).

(см. приложение №1).

4 этап. Расширение представлений и обогащение знаний.

  1. Экскурсия в Зоологический музей и Музей Арктики и Антарктики (с родителями).
  2. Видеоэкскурсия «Животные Арктики» или просмотр телепередач о животных Севера на телеканале «Дискавери».
  3. Рассматривание энциклопедий и журналов.
  4. Подбор иллюстративного материала.
  5. Чтение художественной литературы:
  • Ю. Яковлев «Умка».
  • А. Бродский «Белый медведь».
  • А. Ткаченко «Вот ты какой, северный олень!»
  • «Сказки северного сияния».
  • Е. Чарушин «Животные жарких и холодных стран».
  • Н. Сладков «С севера на юг».
  • И. Соколов-Микитов «Как весна на север пришла».
  • Сказки народов севера («Гордый олень» и др.).
  • С. Успенский «Родина белых медведей».
  • Е. Марысаев «Северные новеллы».
  1. ООД:
  • «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран». (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Старший возраст стр. 222.)
  • Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные». (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Старший возраст. Стр.235.)
  • Физ.досуг «Праздник зверей» (Д/в №2- 2008г. Стр.24.)
  • Конструирование из бумаги «Животные Севера»
  • Дидактические и развивающие игры (из книги О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Старший возраст. :

«Кто где живет»

«Разрезные кубики и картинки»

«Четвертый лишний»

«Зоологическое лото»

«Найди по описанию»

«Угадай, какой наш дом»

«Да и нет»

«Загадай, мы отгадаем»

«Северные олени»

  • Загадки о животных (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Старший возраст. Стр.279-282)

Итог этого этапа – обсуждение впечатлений (Что вы узнали нового? Что вас удивило?) и дополнение «паукограммы» или составление ее заново.

(см. приложение №2)

5 этап. Обучение детей сговору на с/р игру «Фотоохота в Арктике».

Воспитатель с детьми сидят по кругу. Взрослый задает вопросы,

 помогающие выявить общее представление детей о теме игры и выявляющие их личный опыт; помогает установить связи между событиями, инициативы детей по выведению новых сюжетных линий, дополнить основной сюжет сопутствующими.

- На чем будем добираться до Арктики? (На самолете)

- Кто поможет нам добраться до аэропорта? (водитель автобуса)

- Кто будет нас встречать в Арктике и проводит до заповедника? (гид)

- Кто проведет нас по заповеднику и расскажет о животных? (экскурсовод).

Составляем карту путешествия. (см. приложение №3)

- На чем будем ехать? (на аэросанях)

- Что с нами может случиться в заповеднике? (закончится бензин)

- Что нужно нам сделать, чтобы выйти из этой ситуации? (вызвать спасателей)

- Что они будут делать? (дотащат на буксире до ближайшего поселка, где можно заправиться)

- Что может случиться, если долго находиться на морозе? (можно переохладиться)

          - Кто нам тогда понадобится? (врач)

          - Что он будет делать? (осматривать и оказывать помощь)

          - Чтобы подкрепиться перед возвращением домой, куда мы можем пойти? (в кафе)

          - Что мы сделаем с фотографиями, которые сделаем в заповеднике? (соберем в альбом)

После этого дети создают рисунки по придуманному сюжету. Рисунки выставляем в порядке сюжетного хода событий. Дети могут нарисовать дополнительные рисунки к другим событиям и поместить их в канву сюжета.

События сюжета могут последовательно изображаться схематичными рисунками (см. приложение №4).

6 этап. Подбор и изготовление материала для игры.

Материал для игры необходимо подобрать как можно быстрее, пока не угас интерес. В него обязательно нужно включить не только игрушки, но и настоящие предметы (рюкзаки, компас, бинокль, фотоаппарат, фляжка для чая). Некоторые предметы делаются совместно (авиабилеты, игрушечные деньги, чеки, табличка для встречи туристов).

Итог – создание игровой зоны. Некоторые элементы игровой конструкции подписаны, например: «Аэропорт», «Заповедник», «Режим работы», «Касса», «Открыто», «Закрыто», «Бензин», «Кафе».

7этап. Основной (Выполнение проекта – разыгрывание).

Дети разыгрывают сюжет по ролям. Не должно быть сильного вмешательства взрослого в игру детей: взрослый может включиться в игру как партнер в одной из ролей, но ему нельзя настаивать на своем и навязывать свои идеи. Дети пробуют себя в разных ролях, разнообразнее становятся их игровые действия, развивается содержание игры, дополняются атрибуты.

После того, как игра налажена, воспитатель берет на себя особую, постоянную для всех игр производственно-приключенческого жанра роль, которая, как правило, фактически никогда не присутствует в играх детей – это роль диспетчера. Эта роль позволяет взрослому, не участвуя непосредственно в процессе игры, в любой момент включиться в нее на некоторое время, оказав игре необходимую поддержку. Воспитатель может снова выйти из нее до того момента, когда детям вновь понадобится помощь педагога.

Если игра плохо развивается, то воспитатель может подключиться к игре в роли из новой линии игры как ролевая модель, образец ролевого поведения по новой роли.

8 этап. Заключительный.

Когда интерес детей к игре начинает угасать, перед входом в игровую зону выставляется знак «закрыто».

Дети вместе с воспитателем обсуждают, как и во что они играли:

  • С чего проект начался
  • Как была организована игровая зона
  • Что нового они узнали
  • Кто кем был и что делал

          Все детские рисунки собираются в альбом.

          Затем дети вместе с воспитателем разбирают игровую зону и убирают игрушки и пособия в специальные коробки для хранения. Коробки подписываются, вместе с детьми можно составить список сложенных предметов  - это развивает основы грамоты и воспитывает аккуратность, а также облегчает поиск нужной вещи в дальнейшем.

Общая продолжительность проекта примерно 3-4 недели.

Приложение №1.

          Паукограмма.

Фотоаппарат                                                                             путь

                                      Путешествие в Арктику

                                        (фотоохота)

Животные                                                                                 самолет

                                                            пароход

 

вечная мерзлота

Приложение №2.

        Паукограмма.

                                                                 

Фотоаппарат                                                                                     путь

Видеокамера                                                                                     карта

Фоторужье                                                                                       маршрутная карта

                                               Путешествие в Арктику

                                                 (фотоохота)

                                                                                                          Транспорт:

                                                                                                          Самолет

                                                                                                           пароход

Животные:                                                                                        вездеход

Хищники                                                                                           аэросани

Грызуны                                                                                            

Травоядные                                                                                    

Морские животные

                                                                                                  Способы приспособления

Арктическая пустыня                                                              к среде обитания

Тундра

лесотундра

Приложение №3.  Карта путешествия.

ВХОД

В ЗАПОВЕДНИК

                                      http://www.newart.ru/img/pics/p5/g5902.jpg          http://webmandry.com/images/stories/2013/02/512-polar-wolf/3-990x660.jpg             

                                                           Северный олень                      полярный волк

              http://images.vfl.ru/ii/1444319582/624d426d/10115527.jpg                http://vedmachka.gorod.tomsk.ru/posts-files/69/443/i/lemming(0).jpg

                                 Песец                                                  лемминг

              http://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2014/09/BM4.jpg           http://novadoba.com.ua/uploads/posts/2013-11/1385245007_den-morzha.jpg

                      Белый медведь                                              морж

             http://www.e-reading.by/illustrations/91/91950-i_009.jpg               http://static2.keep4u.ru/2011/02/02/9b8e073db5de79674d95552a2f121bb0.jpg

                                    Тюлень                                            касатка

                                                                                                                      ВЫХОД

      Приложение №4.

      http://www.concours-dessin.ru/published/publicdata/ARTSKLADMAIN/attachments/SC/products_pictures/big472.jpg                                http://www.ourtx.com/ourtx/img/1892a.jpg                               http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/86/103086502_3424885_112485.jpg                 

   http://mango.opentown.ru/1/news/16446/i-f86e714fa288ef564354cf536fc62177.jpg                       http://old.fedpress.ru/upload/thumbs/Tuesday%2030th%20of%20August%202011/id241105_w190.jpg              http://vrn.myatom.ru/mediafiles/u/files/voronezh/StranaWhiteBeer/800_img002.jpg               

http://49.mchs.gov.ru/upload/site78/images/61bb99400a0c7b667f8a5a27f05c8da9.jpg              http://youpainter.ru/sites/default/files/styles/painting_page/public/users/elena_tyurina/elena_tyurina_zima_na_stoybishche.jpg?itok=T-1CCvGv                http://www.concours-dessin.ru/published/publicdata/ARTSKLADMAIN/attachments/SC/products_pictures/5498.jpg                                                                                                                                                             

                                                                                                           

        http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/86/103086502_3424885_112485.jpg             http://www.ourtx.com/ourtx/img/1892a.jpg                 http://www.concours-dessin.ru/published/publicdata/ARTSKLADMAIN/attachments/SC/products_pictures/big472.jpg                           

                   Список литературы.

  1. О. А. Скоролупова, Л. В. Логинова «Играем?..Играем!!!» (педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста). Москва 2005г.
  2. К. Ю. Белая, В. М. Сотникова «Разноцветные игры» Москва «Линка-Пресс» 2007г.
  3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006г.
  4.  «Дошкольное воспитание» №1, 2008г. Л. Баева «Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии».
  5. «Дошкольное воспитание» №1, 2007г. Н. Комратова «Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников».
  6. «Дошкольное воспитание» №2, 2007г. Н. Комратова «Проектная деятельность: культура и экология».
  7. «Дошкольное воспитание « №2, 2008г. Е. Подольская «Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие».

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/86/103086502_3424885_112485.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности с дошкольниками (из опыта работы)

Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектной деятельности. Метод проектов основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познават...

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Статья на тему «Педагогические условия реализации проектной деятельности старших дошкольников в Образовательной организации»

Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. И метод проектов, в этом случае, является актуальным  и очень эффективным....

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....