С чего начинается Родина
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Исаева Флора Вялиулловна

Конспект НОД  "С чего начинается Родина" способствует формированию любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshe_ne_rodnogo_kraya_isaeva_f._bysheva.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

             МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

(посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района)

Подготовили воспитатели:

Бышева Е.В.

Исаева Ф.В.

Цель: 

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе  

Задачи:

Область «Познание»

1.Способствовать развитию любознательности, мышления, уметь делать выводы и умозаключения;

  1. Закрепить знания о различных  видах лесов.

3.Расширить кругозор детей через знакомство с  некоторыми  образами полезных ископаемых.

4. Развивать память, сообразительность, находчивость.

Область «Коммуникация»

1. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы;

2. Активизировать артикуляционную моторику.

    Область «Социализация»

  1. Воспитывать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному селу, природе родного края, дому, семье, детскому саду.

    2. Расширить представление детей о Родине малой и большой.

    3. Привить любовь к родному краю.

  1.  Пробудить интерес к  природе родного края, воспитывать желание делать его краше.

Область «Музыка»

1. Способствовать развитию внимания во время звучания фонограммы со звуками самолета, плеска воды и шумом леса

Оборудование: мультимедийная установка, слайды , фонограмма, карта Лямбирского района, дидактическая игра «Кто, где живет?», образцы полезных ископаемых, для экспериментирования с песком и глиной – песочные часы, воронки , мерные стаканчики, емкость с водой.

Воспитатель.  Ребята, есть замечательный праздник – День Земли.  Что такое Земля? Земля-это планета, на которой мы с вами живем, все мы жители Земли, земляне.

Посмотрите на макет Земли – это глобус. На что он похож?

Дети.  На шар, на мяч…

Воспитатель.  А какого цвета глобус?

Дети. Разноцветный, голубой, зеленый, коричневый…

Воспитатель.  Что означает каждый цвет?

Дети. Голубой  цвет означает реки,  моря, озера,  коричневый – землю, горы,  зеленый – траву, растения.

Воспитатель.  На Земле живут звери, птицы, рыбы, насекомые, люди.  День Земли люди отмечают для того, что бы навести порядок в своем большом доме, месте, где мы все живем. Люди хотят, чтобы наша планета была чистой.

Не зря люди любят жить в чистых городах и селах. А где любят жить птицы, звери, рыбы?

Д/игра  « Кто,  где живет?»

(Дети. В чистом небе – птицы, в чистой воде – рыбы, в чистом лесу – звери)

Воспитатель.  Земля – это наша большая Родина.  А  у каждого из нас  есть еще и маленькая Родина.  Как вы думаете, что такое  маленькая Родина?

Дети. Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина - это леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина - это наш край, город, поселок.
— Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит наш детский сад,
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Воспитатель.   Правильно,  все это наша маленькая Родина, наши  родные люди, близкие друзья, это  то место, где мы родились и живем, это наш  Лямбирь.

(влетает журавлик)

Воспитатель.  Журавушка, а ты куда летишь? Куда свой путь держишь?

Журавль. Хочу облететь весь свет, посмотреть на мир , найти свою Родину и поселиться там.  

(журавлик улетает)

Воспитатель.   Давайте  за журавликом  будем наблюдать в бинокль, куда же он полетит, и отправимся за ним

(воспитатель берет бинокль)

Ребята, вижу я высокие горы, к ним и направляется журавлик.  Полетим и мы за ним, расправим крылья и – вперед!

(фонограмма – звук самолета)

Слайд: самолет в небе, горы

(подлетели  к макету гор)

Воспитатель.  Горы – это часть земной суши, возвышающиеся над равнинами. Некоторые из них огромные, массивные, другие низкие.

(дети обследуют, трогаю руками, сравнивают)

На Земле много полезных ископаемых,  есть они и в горах. Полезные ископаемые – это такие природные залежи, которые человек добывает из недр Земли и использует в своей жизни в различных целях. Полезных ископаемых много, с некоторыми из них мы познакомимся , это гранит, каменный уголь, мел.

(дети рассматривают образцы полезные ископаемые и составляют  о них рассказ по плану-схеме – цвет, качество, прочность, как используется  людьми)

Дети.  Уголь черного цвета, прочный, он используется для отопления помещений. Гранит – твердый, как камень, розовый, используется в строительстве. Мел – белый, порошкообразный, используется в строительстве, а так же мелом пишут в школе, рисуют на асфальте.

Слайд: изображение с. Лямбирь, с. Тат.Тавла

У нас в Лямбирском районе есть село Татарская Тавла,  слово «тавлы» переводится как возвышенность, гористая местность, в нашем  районе  есть залежи песка и глины.

(Опыты с песком и глиной – дети находят и называют сходства и различия свойств песка и глины)

Дети. Песок может двигаться, песок сыпется, а глина нет, песок легче глины, сухая глина твердая, а песчинки рассыпаются, они не держатся друг за друга.

Воспитатель смотрит в бинокль.     Ребята, а что же наш журавлик? Остается он в горах? Нет, собирается улетать. Значит,  не понравилось ему в горах, не его это Родина.

Вижу, летит журавлик над водой, что же поплывем и мы за ним.

(фонограмма – плеск воды)

Слайд: водные прстранства

Ребята, на Земле есть огромные пространства воды – это моря и океаны,  есть поменьше – озера, а еще есть множество больших и маленьких рек.  У нас в Лямбирском  районе тоже есть реки, посмотрите, пожалуйста, на карту – это Лямбирка,  Пензятка, Саранка, Инсар, Атьма, есть озеро Серебрянка.

Скажите, пожалуйста, а кто не может обойтись без воды, в воде их дом, их Родина?

Дети. Это рыбы, лягушки, раки.

Воспитатель.  Правильно, а вы знаете, какие рыбы обитают в водоемах Лямбирского района?

Дети.   В водоемах Лямбирского района обитают караси,  карпы, красноперки, щуки, окуни, плотва.

Воспитатель смотрит в бинокль.     Может быть,  журавлик останется жить на водоеме?  Нет, не хочет он здесь оставаться, снова собирается он в дорогу, скучно ему с рыбами и лягушками.

Отгадайте, куда приближается журавлик?

Загадка про лес:

Есть  у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он вам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

                           (Лес)

(фонограмма шума леса)

Слайд: виды леса.

Воспитатель. Правильно, ребята, догадались, в  лес полетел журавлик. Скажите, пожалуйста, как называется лес, в котором растут только березы?

Дети. Березовая роща.

Воспитатель. А если растут только осины?

Дети. Это осинник

Воспитатель. А как называется лес, когда  в нем только ели?

Дети. Это ельник.

Воспитатель. Подумайте, а какие деревья растут в дубраве?

Дети. Дубы.

 Воспитатель. Дети, а если в лесу растут разные деревья, как называется такой лес?

Дети. Смешанный лес.

Воспитатель. Вот в такой смешанный лес и прилетел наш журавлик. Дети, а ведь все эти деревья растут в наших лямбирских лесах, там еще  есть  ива,  акация, а весной пахнет душистой черемухой, ведь в переводе «лям» - это черемуха, а «бур» - роща, вот и получается, Лямбирь – это черемуховая роща.

Слайд: черемуха

 Ребятки, это ведь он снова к нам в Лямбирь вернулся, видимо не нашел он лучше и краше  нашего  Лямбиря во всем свете. Посмотрите, наш журавлик уже свил гнездо, видимо, навсегда хочет остаться у нас.

Слайд: журавль в гнезде.

Воспитатель. Жура-жура-журавель!
                      Облетал ты  сто земель.
                      Облетал, обходил,
                      Крылья, ноги натрудил.
                     Спросим мы  у журавля:
                     – Где же лучшая земля? –
                     Он ответил, пролетая:
                    – Лучше Лямбиря нет края!

Воспитатель. Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, вы, дети, еще очень малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наш Лямбирь  стал еще краше. Например, не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны. А самое главное — любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, хорошо учиться в школе.

Литература

Т.И.Бабаева, О.В.Акулова, Т.А.Березина, З.А.Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г

Дыбина О.В.  Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.Творческий центр, Москва, 2001г.

Дыбина О.В Ребенок и окружающий мир. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.

Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? Москва, издательство «Знание», 1994г.

Зебзеева В.Ф.  Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей. Творческий центр, Москва, 2009г.

Субботский Е.В.   Ребенок открывает мир.  Москва, «Просвещение», 1991г.

Филлипов  Ю.Н.  Лямбирь. Саранск. Мордовское  кн. изд-во. 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...