занятие в подготовительной группе "история кукол"
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васильцова Ольга Вячеславовна

Занятие желатнльно подкрепить презентацей о истории кукол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "История кукол"565.58 КБ
Файл "история кукол"21.14 КБ

Предварительный просмотр:

По мере взросления ребенка необходимо расширять его представления об окружающем мире, конечно, делать это нужно в игровой форме, для этого, как нельзя лучше, подходят сюжетно-ролевые игры с куклами, причем прибегать к помощи куклы для ознакомления с явлениями нашей жизни нужно не только в общении с девочками, но и с мальчиками.

 В раннем возрасте с куклами любят играть как девочки, так и мальчики. Играя с ними, малыш обучается многому, через роли кукол он начинает осознавать и понимать окружающую действительность.

Играя с куклами, дети отождествляют себя со взрослыми (игра в дочки матери), учатся считать (игра в магазин), вырабатывают в себе сочувствие и желание прийти к близким на помощь (игра в доктора). И это лишь малая часть игр, которые помогают формировать у детей моральные качества. Большинство девочек с удовольствием перевоплощаются в роль мамы, пеленают, моют, кормят и убаюкивают кукольных «младенцев».

При раскопках старых захоронений рядом с останками детей находили кукол. Порой попадались куклы с дырочками для вдевания ниток. Очевидно, уже тогда умели управлять куклой, оживлять ее. Таких кукол находили и при раскопках древних курганов на юге нашей страны.

Как бы ни была тяжела окружающая ребенка действительность, неистребима его  тяга к самовыражению, к тому, чтобы что-то рассказать с помощью куклы, оживить свою игрушку.

Ребенок тянулся к кукле всегда. Играя с куклами, дети отождествляют себя со взрослыми (игра в дочки матери), учатся считать (игра в магазин), вырабатывают в себе сочувствие и желание прийти к близким на помощь (игра в доктора). Игры детей копируют их наблюдения за жизнью в семье, работой врача в детской поликлинике и продавца в магазине, за домашними хлопотами мамы и бабушки. Ребенок укачивает свою куклу, возит в коляске на прогулки, купает, расчесывает, делает праздничный макияж маминой косметикой или кормит обедом. Если же ребенок посещает детский сад или занимается спортом в детских группах, в его играх отражается еще больше впечатлений, и они становятся более содержательны. В игре дети совмещают сказку и действительность, реальность и фантазию.

В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно.

Традиционные куклы – это тряпичные куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы обереги, куклы игровые и обрядовые Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Большинство отождествлялось с образом женских божеств.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка, будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца. Женские фигурки и фигурки оленей – символы плодородия, волнообразные линии – знак воды, горизонтальные линии – знак земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля, вертикальные линии – знаки дерева, вечной живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это  развивало зрение младенца. Куклу – оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

 Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся  и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяло буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби продукт общества – потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

А напоследок хочется сказать, что  самое главное - это, конечно, эмоциональный контакт с куклой. Дети привязываются к своим любимым куклам, как к живым, и расставание с любимой игрушкой воспринимается ими очень болезненно. Никогда нельзя выбрасывать старые куклы: надо их помыть, причесать, а может сшить для них новую одежду. Участвуя вместе со взрослым в этом процессе, ребенок научится доброте, чуткости и бережливости.

Винкс - серия кукол, которые делаются по мотивам этого мультсериала. Каждая из кукол имеет свой набор одежды и свои "суперспособности". Эти куклы изготовлены при помощи современных технологий и высококачественных материалов.

Не менее популярными являются куклы Братс. Они также имеют высокое качество, и поэтому, одни из самых популярных в мире.

Также набирают популярность и куклы Monster High. Это можно объяснить необычной, но обаятельной внешностью кукол, а так же очень популярной в настоящее время "сумеречной" темой.

Так же девочкам будет интересно заботиться о кукле, как о ребенке. Они могут: катать ее в коляске, кормить, купать, менять одежду (она может покупаться отдельно), укладывать спать малыша. Такие куклы называются Куклы бэби борн. Они также популярны во всем мире.

Одним из популярнейших современных жанров в кукольном искусстве и коллекционировании являются куклы реборн (reborn), куклы-младенцы с гиперреалистичной росписью лица и анатомией, которые по сути являются самыми реалистичными из всех кукол, существующих в мире на данный момент.

.

.



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №1570

КОНСПЕКТ

КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЬЗОВАНИЕМ ИКТ

«ИСТОРИЯ КУКОЛ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ВАСИЛЬЦОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА

МОСКВА. 22 ЯНВАРЯ 2013ГОДА

Программное содержание.

1. Образовательная область «познание»

  1. Познакомить детей с историей возникновения куклы
  2. Через куклу знакомить детей с миром старины;
  3. Продолжать учить детей определять материал, из которого сделали куклы;
  4. Познакомить детей с историей русской игрушки;
  5. Познакомить детей с техникой создания куклы из веревок;

2. Образовательная система «коммуникация»

  1. Продолжать развивать у детей эстетический вкус, при выборе цвета ниток;
  2. Закрепить знание цвета;
  3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия.

 С пустыми рукамиСтук в дверь. Заходит кукла-девочка, одетая в русский народный костюм.

К. Здравствуйте, ребята. Меня зовут кукла Маша.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, как я необычно одета кукла. На ней надет русский сарафан ,лапти, платочек.

К. Я пришла к вам не с пустыми руками, я принесла вам волшебный мешочек. А что в не отгадайте.

Я своей подружке Кате

 Одеваю утром платье.

 Обуваю ей сапожки

 На резиновые ножки

 И веду по переулку

 Утром Катю на прогулку.

Как вы думаете , что я принесла? (КУКЛУ)

Воспитатель. Ребята, а давайте позовем нашу гостью на нашу выставку кукол.

Дети вместе с воспитателем рассматривают выставку кукол. Воспитатель рассказывает  о  экспонатах, представленных на выставке.

Воспитатель. Ребята, мне кукла Маша сказала, что у нее есть клубочек который может нам помочь отправиться в путешествие, чтобы  узнать все про кукол. Садитесь поудобнее. Давайте все вместе скажем волшебные слова:

«В прошлое нам путь открой, наш клубочек не простой».

Дети говорят волшебные слова и  «оказываются» в прошлом времени. Воспитатель показывая презентацию рассказывает о истории возникновения кукол.

Слайд 2.

Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.

По-японски кукла – НИНГЁ, что переводится как «образ человека».

Слайд 3.

Куклы появились задолго до письменности и живописи.

Эта тряпичная кукла неплохо сохранилась, если учесть, что ей больше 2000 лет. Её маленькая хозяйка жила в Древнем Риме за 300 лет до н. э.

Слайд 4.

    Самым старым египетским куклам около 4 тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическими узорами, а головы – шариками из деревянных или глиняных бус. Многие из них не имели ног : в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.

Слайд 5.

В одном африканском племени мастерили кукол из священного дерева мбуру и дарили их детям на третьем году жизни. Для мальчиков кукла была без украшений, только копьё в руках, чтобы её обладатель вырос отважным воином и охотником. Куклы для девочек были сложнее. Каждая их деталь имела свой символический смысл.

Слайд 6.

Первые куклы, изготовленные мастерами, появились в подмосковном Сергиевом Посаде в ХІVв. Жил тогда великий русский подвижник Сергий Радонежский . В монашеском уединении он вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детишек, которых приводили с собой богомольцы. Ни один богомолец не возвращался из этих мест без игрушек. И расходились по свету деревянные фигурки, прозванные Троицкими.

Слайд 7-8

 Русская народная кукла имеет свою богатую историю и сложившиеся традиции. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство.

 Изготавливали куколок, как правило, только женщины. Создавались куклы неспешно , с надеждой и, главное, с большой любовью. Материалы использовались природные: дерево, солома, кости, глина, веточки, нитки. Если использовалась ткань, то брали натуральную и обязательно «счастливую», то есть, ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни болезнями. При изготовлении кукол мастерицы формулировали желания, напевали, читали молитвы, и только в редких специальных случаях хранили молчание.

 Существует много видов кукол, условно их можно разделить на игровые, для детских забав, обрядовые куклы и куклы-обереги, для помощи человеку во всех делах.

Слайд 9

Наши предки, тонко чувствуя природу ребёнка, давали ему игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к взрослой жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребёнка к дальнейшей жизни. В крестьянских семьях дети играли с тряпичными куклами. В некоторых домах их могло быть до ста штук. Играли в куклы дети до 7-8 лет. Мамы мастерили дочкам куколок из кусков ткани и верёвок. Причём такую куклу не выбрасывали, а бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Играя с тряпичной куклой, девочка приучалась быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. К тому же дети развивали свои творческие способности, ведь зачастую Наши предки, тонко чувствуя природу ребёнка, давали ему игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к взрослой жизни.

Слайд 10-12.

Матрешка – символ России. Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Был он вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство. Изображал он божество счастья и долголетия. Эту японскую игрушку увидел русский художник С.В. Малютин, он набросал русский вариант фигурки. Токарь В.П. Звездочкин выточил для неё форму, а Малютин сам расписал её. Настоящая Матрена!

Слад 13-16.

В 1709 г. Тюрингии открылась фабрика по производству фарфоровых кукол. Одна из самых красивых кукол создана по портрету жены Наполеона ІІІ красавицы Евгении Богарне. Куклы –дети , сделанные из белоснежного фарфора, выглядели как сладкие конфетки.

Слайд 17-25.

Рассмотрите, какие куклы были у ваших бабушек и мам.  Среди  современных кукол можно отметить куклы-барби, братц, беби-бон. Такие куклы есть у всех девочек.

А еще появились куклы Реборн, куклы сильно похожие на младенцев. Это куклы ручной работы.

Воспитатель. А теперь, давайте научим нашу гостью мастерить куклу из ниток.

Дети с воспитателем изготавливают кукол из ниток.

В конце занятия выставка новых кукол.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятий Путешествие в мир кукол

Организация воспитательно-образовательного процесса строящаяся на проектной основе,    способствовала эффективному  проявлению себя в деятельности всех служб ДОУ.   ...

Презентация к занятию "Путешествие в мир кукол"

Культуру России невозможно представить себе без народного творчества, которое раскрывает  истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Комплексное занятие: "В гостях у кукол".

Развивать положительный эмоциональный отклик на игровую ситуацию. Приучать к культурно-гигиеническим навыкам. Запоминать основные цвета....

Комплексное занятие в подготовительной группе. Декоративно прикладное искусство в детской литературе с использованием силуэтных кукол.

В детстве мы все очень любили одевать бумажных кукол. Здесь использован тот-же прием для изучения художественной литературы и народного костюма. Для того,чтобы вызвать интерес к изучению народного кос...

Конспект занятия. Лепка " Угощение для кукол, мишек, зайчика" 2 младшая группа

Цель: Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемыЗадачи:• Развивать у детей образные представления, умения выбирать из названных предметов содержание своей лепки....

Конспект занятия по изготовлению тряпичных кукол. Ванечка и Машенька. Презентация

Ванечка и Машенька. Задачи : познакомить детей с особенностями русских тряпичных кукол-Ванечка и Машенька....