Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе «Превращения воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Маркова Галина Егоровна

Образовательные задачи:

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).

Формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.

 

Развивающие задачи:

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

 

Воспитательные задачи:

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_prevrashcheniya_vody.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе   «Превращения воды»

Образовательные задачи:

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).

Формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.

Развивающие задачи:

Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: превращения, жидкое и газообразное, твердое состояние, испарение; корреспондент; исследователи; ученые; опыты; интервью, слова с частицей «аква».

Активизация словаря:

«вода», «пар», «лед», «газ», «вещество», «растворитель».

Методы и приемы:

Наглядные: схемы, толковый словарь.

Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.

Положительная мотивация.

Художественное слово.

Практические действия: проведение опытов.

Дидактическая игра «Угадай вещество», «Угадай превращение».

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.

Нахождение материала о воде дома.

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

Прослушивание музыкальных записей.

Создание своей книги.

Проведение исследований, опытов.

Работа со словарем.

Ход занятия

 Формирование положительной мотивации:

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю.

 Доброе утро! Я всех вас люблю!

 Желаю вам хорошо заниматься!

 Слушать внимательно, ума набираться!

Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории» и узнают о чудесных превращениях воды, и я думаю, с удовольствием послушают о превращениях.

Воспитатель: Подумайте и скажите, где бывают превращения?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Вспомните и назовите превращения в сказках.

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: кто может сказать, что такое превращение?

Ответы детей.

Воспитатель: как мы узнаем, что превращение произошло?

Дети: Что-то или кто-то , стал другим.

Воспитатель: Правильно. Итак, превращение – это когда кто-то или что-то был одним, а потом стал другим. Но превращение бывают не только в сказках, но и в настоящей жизни. Вот , например, сейчас у нас день, а потом будет что?

Дети: Ночь.

Воспитатель: Во что ночь потом превратится?

Дети: Опять в день.

Воспитатель:  Я буду говорить предмет, а вы во что он превратится.

( дерево – деревянный дом,  зёрнышко – цветок, щенок – собака, жеребёнок- лошадь, телёнок – корова, вода –лёд.)

В последнее время мы много говорили о воде

Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура, какая бывает вода: минеральная, колодезная и т.д.; для чего нам нужна вода: воду можно пить, варить пищу и т.д.).

Где вы находили информацию о воде? (Рассказывала мама, звонили бабушке, в книгах, просмотр телепередач, в Интернете, по радио, в газетах и журналах.)

Воспитатель: Вы правы, источников информации много. Узнать, что вы нашли о воде, нам поможет корреспондент.

Кто такой корреспондент? (Человек, специально отправленный за информацией.)

Как вы думаете, какими качествами должен обладать корреспондент?

У нас есть дети, которые обладают такими качествами?

Настя  становится у нас… (корреспондентом).

Корреспондент подходит к детям и задает интересующие его вопросы.

Здравствуйте. Как вы думаете, на земле много или мало воды?

Здравствуйте. Верно ли, что любую воду можно пить?

Воспитатель: Тимур хочет быть кем? (Я хочу быть корреспондентом.)

Какая бывает вода?

Почему на дне океана темно?

Чем можно измерить температуру воды?

Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?

Воспитатель: Корреспонденты задавали интересные вопросы, а вы правильно отвечали.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы снова станем учеными, и продолжим исследовать воду.

Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек; который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.

Вы готовы?

Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся на стульчики перед столами.

 По середине группы – стол для опытов.

Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

Но вода бывает не только в жидком состоянии.

Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).

Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

Предлагаю выйти к столу Софии. Она покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

София, с чем ты будешь проводить опыт?

Для опыта я подготовила кубики льда.

Вам нужна помощь? (София предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)

Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)

Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)

Полина, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)

София: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Воспитатель: Исследователь София, мне интересно, как же вы получили лед?

София: Я налила воду в формочку и поставила в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.

Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.

Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».

Игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара.

Дети бегают по группе.

Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.

В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.

Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Воспитатель: Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу сесть за столы.

У вас на столах 2 баночки с водой и 2 блюдечка с разными веществами.

Бросьте в одну баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.

А в другую баночку положите второе вещество.

Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке? (Вода сладкая.) Почему она стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)

А во второй баночке, какая вода по вкусу? (Вода по вкусу соленая.) Значит, мы положили в эту баночку соль. Коллеги, куда же она делась? (Ответы детей.)

Воспитатель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидим, как это происходит, своими глазами.

Посмотрите, у меня на столе, находится знакомое вещество – марганец. Опустим  его в баночку, но  мешать не будем. Коллеги, что происходит с кристалликами марганца? (Частички марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.)

Что же мы узнали из этого исследования? (Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.)

 Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.

Воспитатель: Я, как и вы, в поисках информации тоже работала с различными источниками и нашла в словаре короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно обозначает. «АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква».

АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)

АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)

АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)

АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)

Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете. АКВАНАВТ – исследователь, совершающий в специальном аппарате плавание под водой на больших глубинах.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня мы провели исследования и дополнили наши знания   о воде.

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить опыты с водой. В жизни ещё много неизвестного и я надеюсь, что когда вы вырастите и станете настоящими учёными, то подарите людям свои  научные открытия. А сейчас вы пойдёте на пргулку  и украсите деревья цветными льдинками, которые мы сделали с вами накануне.

Образовательные

области

Действия педагога

Действия воспитанников

Коммуникация

Беседа ситуативный разговор о превращениях.

Игры с правилами «Угадай превращения»,  «Капельки».

Игровое взаимодействие в подражательной деятельности. Рассказ  ребёнка.  

Познание

Показ и проведение опытов.

Эксперементирование.

Игры с правилами.

Объяснения воспитателя, вопросы детям.

Подбор слов, которые начинаются с частицы «аква».

Наблюдение за опытами воспитателя. Самостоятельное эксперементирование.

Ответы детей.

Здоровье, физическая культура.

Повышение уровня самооценки детей. Динамическая пауза

Двигательная активность.

Практические действия, игровое общение

Социализация

Вопросы к детям о профессиях корреспондента и учёного-исследователя

Ответы детей. Опрос детей «корреспондентами».

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения для положительной мотивации, настроя на совместную деятельность.

Музыка

Игра «Капельки» под музыкальное сопровождение

Слушание

Безопасность

Предварительная беседа о безопасности проведения опытов

Ответы детей

Труд

Совместные действия

Уборка рабочего места после занятия.




Виды детской деятельности.



Двигательная: 1 физ. минутка


                          2 передвижение по залу



Игровая:1 Игра «Капельки»  


                2 Дид. игра «Угадай превращения»



Коммуникативная: 1 Беседа ситуативный разговор.


                                  2. Речевая ситуация.



Трудовая: Совместные действия.



Познавательно-исследовательская:1. Наблюдение


                                                              2. Решение проблемных ситуаций


                                                              3. Эксперементирование.



Музыкально-художественная:1. Музыкальное сопровождение.



Чтение художественной литературы: Чтение стихотворения      






























Содержательная



Основные задачи и направления развития ДОУ



Основными задачами педагогов Детского сада являются:



- охрана жизни и укрепление здоровья детей;



- обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка;



- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;



- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;



- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.



 Здоровье воспитанников мы рассматриваем как целостную категорию, состоящую из шести взаимосвязанных и взаимозависимых аспектов:



 физическое здоровье – нормальное функционирование всех систем и органов тела;



 личностное здоровье – умение оценить свои сильные и слабые стороны, свои особенности;



 интеллектуальное здоровье – умение находить, запоминать, систематизировать информацию и использовать ее в своей жизни;



 социальное здоровье – умение взаимодействовать со взрослыми, со своими ровесниками, со старшими и младшими;



 эмоциональное здоровье – умение понимать свои чувства и чувства других людей, умение выражать свои чувства социально приемлемым способом;



 духовное здоровье – ценности и убеждения.



 Создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Важное условие не только познавательного развития детей, но и сохранение, и поддержка их здоровья.



Направления деятельности ДОУ, способствующие развитию воспитанников, охране и укреплению их здоровья.



  1. Физическое развитие ребенка:



 совершенствование двигательных навыков детей;



 развитие представлений о своем теле, своих физических возможностях;



 формирование потребности в здоровом образе жизни на занятиях в спортивном зале, бассейне, в игровой и трудовой деятельности.



  2. Социально-личностное развитие ребенка:



 развитие коммуникативной и социальной компетентности детей;



 развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру в рамках курсов «Риторика», «Здравствуй мир», «По дороге к азбуке», «Познай себя», при совместном чтении художественной литературы.



  3. Познавательно-речевое развитие ребенка:



 знакомство с целостной картиной мира;



 формирование и развитие умений находить решения проблемных ситуаций;



развитие любознательности, инициативности, самостоятельности в рамках образовательной программы «Школа 2100», прогулки, экскурсии, в игровой деятельности, при совместном чтении художественной литературы, совместные просмотры театральных спектаклей.



 4. Художественно-эстетическое развитие ребенка:



 знакомство с разными видами и жанрами искусства и народного творчества, развитие понимания красоты мира и искусства через свои ощущения, формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;



 удовлетворение потребности в творческом самовыражении, развитие инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла в рамках курса «Путешествие в прекрасное» по программе «Синтез искусств», музыкальные занятия, занятия по художественно-продуктивной деятельности, программа «Театрализованная деятельность», совместные просмотры театральных спектаклей, слайдпрограмм.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в средней группе

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в средней группе. Цель артикуляционной гимнастики:Удерживать вытянутые вперед губы «трубочкой»Удерживать  растянутые губы в ...

Совместная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе по программе «От рождения до школы». Тема недели: «Рождественская сказка»

Планирование деятельности воспитателя, разработанное по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....

Совместная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе по программе «От рождения до школы». ТЕМА НЕДЕЛИ: «День Победы».

Планирование деятельности воспитателя, разработанная по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М....

Совместная деятельность воспитателя с детьми в старшей группе. «Путешествие по экологической тропинке».

Задачи:1. Расширять и закрепить некоторые представления детей об осенних изменениях в природе.2. Показать объекты экологической тропы в осенний период.3. Активизировать познавательную д...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе с использованием проблемно-игровой технологии математического развития «Удивительная математика»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествияЗадачи: 1.    закрепление умения правильно пользоваться знаками <, >, = ;2.    ...