Образовательная область "Познание". Тематическое планирование по экологии (средняя. старшая, подготовительная группы).
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

В данном материале содержиться работа по экологии, которя включает в себя: занятия. поседневную деятельность, экспериментирование, досуги. Все разделы взаимосвязаны между собой, что облегчает работу педагога, делает ее более содержательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya-plany.docx59.36 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

Дата

Занятия

Повседневная деятельность

Экспериментальная деятельность

Досуги

сентябрь

Диагностика

1.Рассматривание предметов: «Овощи». Игры: «»Угадай, что это?», «Что лишнее?». Чтение Ю,Тувим «Овощи и фрукты.

Г.Я.Затулина, стр.28-29.

В.В.Гербова, стр.33-34(ср.гр.)

О.Е.Громова, стр.102-106.

-Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, за погодой (первый признак осени – похолодание – уточнять представления о характерных признаках осени).

Д/в №7-97 стр.42-43.

-«Красивые цветы», цикл наблюдений. Обратить внимание на клумбы. Что на них растет? Какие они? Что у них есть – уточнить названия цветов, отметить особенности внешнего вида (строение, окраска, форма лепестков).Побуждать к сравнению, высказываниям.

Д/в №7-97 стр.41.

-Экологическая разминка «Почему засохла бегония?», (дети уехали на дачу, а про цветы забыли).

-Игровое упражнение «Дорисуй картинку про осень».

-Чтение стихотворения «Не рвите цветы», игра «Магазин цветов»», ознакомление с растениями.

-Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка).

-Сбор природного материала детьми на прогулках; с привлечением родителей

«Кончилось лето»

« В нашем саду»

октябрь

1. «Люблю березку русскую,(дерево, куст).

 Чтение А. Прокофьева «Люблю березку русскую».

О.Ф.Горбатенко., стр.44-46; Н.А.Алешина, стр.25; Н.Г.Зеленова, стр.32; О.Е.Громова, стр.52.

2.Стаи птиц улетают прочь за синие моря. Загадывание загадок.

Т.И.Петрова, стр.65-71.

В.В.Гербова 4-6 лет, стр.112-113.

-Наблюдение за солнцем: осенью оно позже встает и раньше заходит. Дни стали короче, а ночи длиннее. Света и тепла стало меньше, утром – холодно.

-Наблюдения за птицами, их многообразием, отлет птиц.

-«Листопад, листопад!» - учить любоваться красотой осеннего пейзажа.

-«Насекомые» - закреплять представления о насекомых. Устанавливать простейшие взаимосвязи: похолодало – исчезли насекомые.

Д/и «Чудесный мешочек» - расширять представления об овощах и фруктах.

Д/в №8-98 стр.72

«Тень»: когда длиннее, когда короче (солнце высоко – тень короче)

«Улетели птицы вдаль».

«Путешествие в осенний лес».

ноябрь

1.На бабушкином дворе. Д/И «Кто чем питается?», «Кто в хозяйстве живет?».

Л.Г.Горькова, стр.14-15.

О.Ф.Горбатенко, стр. 60-61.

2.Осень спросим. Д/и «Да или нет?»

Л.Г.Горькова, стр.6-9; Т.И.Петрова, стр.11-13; Г.Я.Затулина, стр.49-51.

Н.Г.Зеленова, стр.42-47.

Продолжить наблюдения:

 -за птицами – введение понятия «перелетные птицы».

-Погодными явлениями,  осадками: туман, тучи, изморозь, заморозки, солнце, пасмурное и ночное небе, первый снег.

Поддерживать активный интерес, развивать наблюдательность, умение делать простые умозаключения (первый снег тает – еще тепло)

Закреплять знания о свойствах воды: жидкая - переливаем из одной емкости в другую; изменяет форму, прозрачная.

«Волшебная осень».

«Девочка в лесу»

декабрь

1.Здравствуй, зимушка-зима!
Д/и «Хорошо -плохо».

Р.А.Жукова, стр.37-39.

Н.Г.Зеленова, стр.49-53.

О.Ф.Горбатенко, стр.61-62.

2.Дикие звери зимой. Игра имитация «Большой медведь и маленький медведь».

О.Ф.Горбатенко, стр.47-49; 57-59.

Подготовить детей к восприятию сведений о зиме.

Углублять и расширять знания о зимних  природных явлениях.

-Деревья и кустарники. Что с ними стало, почему на них нет листьев?

-Игровое упражнение «Дорисуй животное».

-Игровое упражнение с разрезными картинками «Составь животное».

-Чтение стихов о животных, рассказ воспитателя об отличии домашних и диких животных.

«Вы мороза не боитесь?»

январь

1.Мой край марийский. Природа родного края (леса, озера, реки).

Ж. «Воспитатель ДОУ», стр.32-33

2.Зимующие птицы. Загадывание загадок. Игра «воробышки и автомобиль».

В.В.Гербова 4-6лет, стр.112-113.

Г.Я.Затулина, стр.69-79; Л.Г.Горькова, стр.84-85; Н.Г.Зеленова, стр.39-42.

Р.А.Жукова, стр.49-51.

Изменения в природе: зимой небо часто затянуто облаками, солнце светит, но не греет.

Пословица: «Солнце на лето, зима на мороз».

-Наблюдение за дымом: во влажную ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом.

-Птицы нашего края. Уточнить названия зимующих птиц.  Учить различать их по 2-3 характерным признакам.

Какие птицы прилетают на участок. Ворона, воробей, голубь.

«Цветные льдинки» - показать, что вода прозрачная, бесцветная, может быть разноцветной, если в нее добавить краски. Состояния  воды: лед, вода.

«В гости к птицам и лесным зверям».

«Приключения в лесу»

февраль

1.Как живут домашние животные (беседа о кролике и утке). Д/и « Какую пользу приносит?»

О.Ф.Горбатенко, стр48-49.

2.»Кто живет в воде». Загадывание загадок. Игра «Караси и щука».

Г.Я.Затулина, стр.77-78

О.Ф.Горбатенко, стр.40-41.

-Наблюдения за снегопадом и вьюгой. Отметить, в какую погоду летят мелкие снежинки, а в какую – хлопья (снежная буря).

-Снежинки: разнообразие, красота.

-Сугробы. Где растут быстрее: на открытой местности, около деревьев и т.д. Как появляются сугробы? Где они выше. ? -Притопывание снега после снегопада вокруг деревьев. Укутывание кустарников снегом.

ИОС «Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида»

Рассматривание снежинок на варежках, одежде через лупу:

На ладошке – тают (тепло);

На варежках – нет (холодно)

«Тайны лесовичка».

«В гостях у зайки – побегайки».

март

1.Посадка лука (беседа с элементами труда). Загадывание загадок. Работа по схеме.

О.Ф.Горбатенко, стр.65;70.

Л.Г.Горькова, стр.21-22.

2.Весна, весна, поди, сюда! Рассматривание веток деревьев.

О.Е.Громова, стр.86-88; Т.И.Петрова, стр.43-45; Н.Г.Зеленова, стр.78-82.

Г.Я.Затулина, стр.97-98.

-Систематизировать наблюдения за сезонными изменениями в природе, за погодой, долготой дня.

-Уточнить представления о характерных признаках весны(часто ли светит солнце, небо, оживление природы).

-Первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики, набухание почек на деревьях, кустарниках.

ИОС «Посадка лука: что будет, если его не поливать?»

Посадка лука  (в ящике и баночке), сравнение.  Отметить изменения: удлинились корни, подросла зелень. Напомнить. Что произошло это благодаря воде, свету, теплу. Сравнить луковицу без воды (зарисовка)

Д/в №1-98 стр.57; №2-98 стр. 4.

«Встречаем весну».

апрель

1.Весна в лесу. Что растет в лесу? Игра: «Назови детеныша».

Н.Г.Зеленова, стр.82-84.

О.Ф.Горбатенко, стр.66-68.

Л.Г.Горькова, стр.27-30.

2.Цветы на подоконнике. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы».

О.Е.Громова, стр.92-95; Р.А.Жукова, стр.72-74.

О.Ф.Горбатенко, стр.42-43;53-54.

Л.Г.Горькова, стр.25-27.

-Игра имитация «Изобрази животное»

-Беседа: «Мои зеленые друзья» - формировать интерес к растительному миру.

-Рассматривание модели «Растение».

Занести в помещение веточки деревьев, кустарников. Наблюдение и  оформление дневника наблюдений за распусканием листьев.

Опыты. Потребность растении во влаге (одно растение – поливаем, другое – нет). Сравнение.

«Земля – наш дом родной», Л.И.Грехова. 220-222.

Май

1.Советы Айболита (забочусь о своем здоровье). Почему болят зубы.

 Игра: «Что полезно для здоровья, что вредно».

О.Ф.Горбатенко, стр.49-50;74

2.Насекомые. Загадывание загадок.

Игры: «Бабочки и цветы», «Один-пять».

О.Ф.Горбатенко, стр.70-71.

Т.И.Петрова, стр.109-112; О.Е.Громова, стр.116-119.

-Игровое упражнение «Кому спасибо говорим», о продуктах питания человека.

Д/и «Хорошо -  плохо» (конфета – это хорошо или плохо).

-Экологический тренинг. Пришли дети на луг и стали бегать, кричать, рвать цветы, ловить насекомых. Правильно ли они вели себя?

ИОС «Почему у Пети болят зубы?»

Лето

-Систематические наблюдения за:

-Цветущими растениями и кустарниками (рассматривание стеблей, листьев, цветов, их форма).  

-Насекомые  бабочки (окраска, места приземления). Д\В №7-96.

-Работа с календарем погоды, отгадывание загадок о живой и неживой природе.

-Чтение про летние месяцы: Берестов «Корзинка», обыгрывание произведений С.Я.Маршак  «Где обедал воробей?», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке».

-Чтение рассказов Е.Чарушин о домашних и диких животных.

- Сбор природного материала, изготовление поделок их них.

-Продолжать работу в уголке природы.

-Праздник «Бал цветов», д/в №,5-98, стр35; «Веселый огородный концерт». Д/в 5-98, стр.38; Концерт «Кошки, мышки и котята», 38.

-Игры с водой, песком.

Старшая группа

Месяц

занятия

Повседневная деятельность

Экспериментальная деятельность

досуги

сентябрь

1.Что летом родиться, зимой пригодится. Д/и «Вершки корешки».

Г.Я.Затулина, стр.17-18.

Т.М.Бондаренко (5-6л), стр.52-53.

2.Волшебница – вода. Игра «Ходят капельки по кругу.

Л.Г.Горькова, стр125-131.

-Наблюдение за изменениями в природе, цветником, крапивой.

Цикл наблюдений за солнцем (в течение нескольких дней). Обратить внимание на то, что уменьшилось количество солнечных дней, стало холодно.

-«Насекомые». Насекомых становиться меньше. Почему?  (похолодание, завяли цветы…)

Д/и «Назови маму у детеныша животного, «У кого кто?», «Назови правильно» В.В.Гербова, стр.140.

Состояние почвы в зависимости от температуры.  Водопроницаемость песка и глины. Свойства песка.

«Здравствуй, осень!»

октябрь

1.Золотая осень. Д/И «Кто больше назовет?».

И.Г.Зеленова, стр.28-30; .Н.Волчкова, стр.21-25; О.Ф.Горбатенко, стр.89-91

.Ю.В.Полякевич, стр26-30.

2.Во саду ли в огороде. Д/И «Определи на ощупь», «Определи на вкус».

В.В.Гербова (4-6л), стр.10-11; Л.Г.Горькова, стр.48-50; С.Н.Николаева, стр.113-115;

3. Незнайка пришел в гости. Могут ли овощи принести вред.

В.М.Корнилова, стр.19-20; Л.Г.Горькова, стр.50-53; Г.М.Блинова, стр.44-50.

4.Грибы, ягоды.

В.Н.Волчкова,стр.198-202; Т.М.Бондаренко, стр.38-42.

«Как обеспечить безопасность дошкольников, стр.33-36.

-Наблюдение за работой дворника – расширять знания о труде взрослых осенью.

-«Листопад, листопад» - обратить внимание на красоту разноцветных листьев, их форму. На березе желтые листочки,  осина – красные, клен – разноцветные, дуб – коричневые.

Д/и «Каких листьев больше», «Программа в д/с», Соломенникова,66.

-Систематические (в течение года), наблюдения и уход за обитателями живого уголка (растения, животные – живые  существа, у них есть потребности в определенных условиях).

-Д/и «Чем похожи?», «Чем отличаются?».

Рассматривание картин: И,Левитан «Осень», «Натюрморт с фруктами».

-ИОС.Постановка и решение вопроса: нужны ли детям витамины?

-Д/И «Что полезно для здоровья, что вредно. (Связь с сезоном: одежда, пища, поведение детей, закаливающие процедуры)

«Не ошибись»,  «Кто больше соберет?».  Съедобные и несъедобный грибы».

Как влияет погода на интенсивность листопада, (в тихую погоду листья падают поодиночке….)

А.И.Иванова «Экол. набл.иэксперим. в д/с»,171.

«Осенний праздник».

«За грибами»

ноябрь

1.Сохраним свое здоровье сами.

Н.В.Волчкова, стр.64-66; Г.М.Блинова, стр.40-44.

2.Люби свой край и воспевай.

Редакция журнала «Марий Эл учитель « Природа – наш дом, стр.92..

С.Н.Николаева, 135-136; 183-184.

3.Как звери готовятся к зиме. Д/и «Кому что?» (питание)

Н.В.Коломина, стр.25-31; Т.М.Бондаренко, 59—62; С.Н.Николаева, 126-127.

4. Домашние птицы.

О.Ф.Горбатенко,46.

Продолжить наблюдения за птицами – закрепить понятие: «перелетные птицы» - воспитывать интерес и любовь к пернатым.

-Наблюдение за березой – продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.

-Систематические наблюдения за погодными явлениями, осадками. Сравнение:  какая погода бала вчера, сегодня. Фиксация в календаре природы.

- Беседа: «Дикие животные готовятся к зиме» - уточнить знания детей о животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных.

-Д/и «Узнай по описанию», внешний вид природных объектов (птицы, рыбы, животные…)

-Чтение «Звери наряжаются в зимние шубы. Г Скребицкий

ИОС «Чья шубка лучше? - мимикрия.

Опыт: «Сохраняет ли шуба тепло?».

«Кошки -  мышки».

Губанова», 217-219.Театральная деятельность дошкольников,

Декабрь

1.Зима,зимушка,зима! Чтение стих-я И.Сурикова «Белый снег пушистый». Д/и «Зима-это хорошо или плохо?»

Предметная среда. Сенсорика, Экология, стр.65-68.

Н.В.Коломина, стр.52-54;Г.Я.Затулина, 90-92

Т.М.Бондаренко,  79-81; Л.Г.Горькова, 91-93.

В.М.Корнилова, 49-50; 73-74; В.Н.Волчкова, 60-62; Л.Б.Фесюхова, 62-65.

2.Наши друзья-пернатые. Д/и «Птичья столовая». Чтение отрывка из рассказа  «Проказы старушки зимы» К.Д.Ушинский.

В.В.Гербова(4-6лет), 113-114, 144-145. О.Ф.Горбатенко, 91-92; Л.Г.Горькова, 84-85; В.Н.Волчкова, 66-69; Т.М.Бондаренко, 76-79,64-67.

3.Домашние животные (беседа). Д/и «Вспомни и назови».

Л.Г.горькова, 71-74; Горбатенко, 106-108; Т.М.Бондаренко, 72-73. С.Н.Николаева, 120-122.

4.Дикие животные. Д/и « Кто живет в лесу?».Рассматривание картин из серии «Дикие животные».

И.Г.Зеленова, 63-65; Г.М.Блинова, 87-90; В.М.Корнилова, 50-54; ТМ.Бондаренко, 104-106; С.Н.Николаева, 137-138; Л.Б.Фесюхова, 67-71.

5.Лес-многоэтажный дом.

О.Ф.Горбатенко, 75-76; Л.Г.Горькова, 67-71; С.Н.Николаева, 142-143,199.

-Наблюдения за сезонными изменениями. Стало холодно, падает снег, мороз. Самые короткие дни, длинные ночи.

-Обратить внимание на деревья. Напомнить о бережном отношении к растениям(деревья, кустарники) во время мороза: ветки в это время хрупкие, легко ломаются.

–Чтение С.Есенина «Белая береза».

-Продолжить знакомство с объектами неживой природы – солнце.  

Познакомить с пословицей: «Зимнее солнце что мачеха, светит, но не греет».

-Игровая обучающая ситуация: «Сравнение игрушечной ели и живой», С.Н.Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», 24-25.

Загадывание загадок о живой и неживой природе.

Игровое упражнение: «Назови охраняемых животных, раскрась их».

-Загадывание загадок о животных, разгадывание кроссворда.

-Лепка животных, чтение рассказов

Опыт: «Греет ли солнышко зимой».

«Всем ребятам очень, очень нравится зима».

Январь

1.Что мы знаем о рыбах? Жизнь рыб зимой.

Л.Г.Горькова, 66-67; Г.М.Блинова, 90-94; Л.Б.Фесюхова, 85-89.

2.Комнатные растения. Уголок природы.

Г.М.Бондаренко, 98-100, 108-110; Л.Г.Горькова, 93-95; О.Ф.Горбатенко, 84-85» С.Н.Николаева, 116-119.

3.Экскурсия в парк.

Т.М.Бондаренко, 70; Н.В.Коломина, 40-42.

-Беседа о водоеме – развивать представления о водоеме, как экосистеме.

-Рассматривание иллюстрации о водоеме т его обитателях.

-Игра «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью Схем, картинок).

-Наблюдение за снежным покровом  - подвести  к выводу, что снег состоит из воды, он легче, хрупкий, тает от тепла, липкий.

-Экскурсия в зимний парк – развивать наблюдательность, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь,  умение анализировать и делать простейшие выводы.

Настольно-печатная игра «Прогулка в лес» - правила поведения в лесу.

-Работа с моделями (для закрепления знаний о растениях, птицах).

Опыт со снегом:

Опустить снег (комочек) в стакан воды – не тонет, держим на ладони – тает.

Таянье в тепле, сохранение тепла – вода в бутылке под снегом не промерзает, какой снег быстрее растает: рыхлый или плотно уложенный в стакане.

«Зимние забавы».

«Вечер загадок и отгадок»,(природа)

Февраль

1.Животный мир полярных районов страны. Экзотические животные.

Л.Г.Горькова, 76-79.

2.Слушаем во все уши.

В.Н.Волчкова, 68-70; Горбатенко, 100-101.

3.Посадка лука.

Л.Г.Горькова, 90-91; С.Н.Николаева, 144-145; 147-153.

4.Куда исчез снеговик? Снег и его свойства.

Л.Г.Горькова, 79-81.

«Снегопад» - явление природы. Обратить внимание на то, как подает снег (хлопьями).

-Ветер – обогащать и систематизировать знания детей о воздушных потоках, их направлении в соответствии со сторонами. Лаптева, 44-45.

-Обратить внимание на поведение птиц во время снегопада (нахохлились, спрятались). Уточнить и пополнить знания о зимующих птицах.

Д/и «Что за птица?», Кобзева,131.

-  П.И.Чайковский - слушание фрагментов из зимней тематики «Времена года».

-Рисование зимнего парка.

Пальчиковое рисование «Снегопад, деревья в снегу».

«Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).

Развлечение «Путешествие в зимний     лес».      М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».

Март

1.Воздух-невидимка. Опыты с воздухом.

Л.Г.Горькова, 36-38; Н.В.Коломина, 35-38; В.Н.Волчкова (позн), 158-159; Г.М.Блинова, 81-83.

2.Смотри во все глаза.

В.Н.Волчкова, 70-73; Горбатенко, 99-100.

3.Весна. Чайковский «Времена года» (слушание).

В.Н.Волчкова, 96-98.

4.Перелетные птицы. О чем поют птицы весной?

Н.В.Коломина, 72; В.Н.Волчкова, 106-111; Л.Б.Фесюхова, 141-145.

5.Хлеб-всему голова.

В.В.Гербова(4-6), 15-16; В.В.Гербова, 41-43, 48; Л.Г.Горькова, 42-45; Г.Я.Затулина, 38-41; Л.Б.Фесюхова, 51-53.

-Наблюдения за изменениями,  происходящими в природе. Снег стал  рыхлым, грязным, тает, с крыш свисают ледяные сосульки. Лаптева, 93.

Таянье снега, льда, Лаптева, 90.

Учить определять погоду по приметам: «Снега глубоки – так травы высоки». «Прилетел снегирь под окошко – к оттепели»,  «Чем наряднее зимние художества, тем пышнее зелень летом».

-Наблюдение за облаками – формировать представления о многообразии неживой природы, умение видеть красоту неба, Лаптева, 176; 180

-Наблюдение за березой – учить самостоятельно, наблюдать за знакомым растением, выделять среди других деревьев, Лаптева, 78.

-Наблюдение за кошкой. Обратить внимание на поведение.

-Чтение рассказа М.Пришвина «Светлая капель».

Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает животных уголка природы» (по методике С.Николаевой)

Опыты: Воздух, способы его обнаружения

(качание деревьев,  пузырьки в воде). Свойства воздуха.

«Идем вдоль ручейка». Л.Б.Фесюкова, 86.

Апрель

1.Его величество-лес.

Т.М.Бондаренко, 33-35; Н.В.Коломина, 31-34; Л.Б.Фесюхова, 13-15.

2.Покорение космоса.

Л.Г.Горькова, 100-104; В.Н.Волчкова, 162-165.

3.Наша Земля.

В.Н.Волчкова, 121-126(экология); В.Н.Волчкова, 155-158(позн.).

4.Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья.

-Рассматривание почек деревьев – у каждого дерева почки особые, отличаются от других (продолговатые, мелкие, крупные). У березы почки - мелкие, продолговатые, сравнить с другими.

Оживают деревья, их соки,  согретые теплым солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. Лаптева, 173.

«День птиц» -  уточнить представления о знакомых птицах, их внешнем виде, условиях жизни; учить сравнивать объекты по выделенным признакам.

-Наблюдение за солнцем: яркость, голубизна неба, отсутствие облаков, Лаптева, 184, 193, 208.

-Игра: «Что сначала, что потом», (с использованием моделей о развитии птиц: гнездо, гнездо с яйцами, с птенцами,  подросшие, взрослые птенцы)»

Опыт по смачиванию пера в воде: «Почему оно не намокает?»

Именины у Земли»

Май

1.Цветы.Первоцветы.

О.Ф.Горбатенко, 110-112; Г.Я.Затулина, 160; В.Н.Волчкова, 101-106.

2.Зеленая аптека.

И.М.Новикова, 50-51; Книга «Как обеспечить безопасность дошкольников», 27-33; В.Н.Волчкова, 92-95; Г.М.Блинова, 62-65.

3.Насекомые. Загадывание загадок.

Горбатенко, 77-79; В.Н.Волчкова, 112-119; В.М.Корнилова, 103,108-109; Л.Г.Горькова, 105-106; Г.М.Блинова, 99-104; Как обеспечить безопасность дошкольников, 36-40.

4.Лето,ах лето. Загадывание загадок.

Г.Я.Затулина, 164-165.

-Рассматривание веток деревьев – дерево живой организм, который нуждается в воде, свете, тепле. Учить отличать деревья по внешнему виду, Лаптева,76.

- Наблюдение за растениями – определение знакомых деревьев, травы (Лаптева, 185); одуванчик (Л. 201.211)

-Наблюдение за дождем – каплю стекают по стеклу, ветер гнет ветки, птицы спрятались, люди спешат.

-Первая гроза, Соломенникова,  205.

-Наблюдения за насекомыми – что происходит под корой дерева: майский жук, С., 203; бабочки, С.,210; кузнечик, С.,205; стрекоза, С.,212; пчела, С., 73; муравей, С.,209; Лаптева, 69.

Опыт: влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.

Зависимость развития от солнечного освещения.

«Весна – красна»

Лето

Систематические наблюдения за:

-Сезонными изменениями в природе.

-Беседа «Дары марийского леса».

-Работа в уголке природы.

-Исследовательская работа

Подготовительная группа

Месяц

Занятия

Повседневная деятельность

Экспериментальная деятельность

Досуги

Сентябрь

1.Прогулка в осенний лес.

О.Ф.Горбатенко. , 157-158;Л.Г.Горькова., 137-138; Т.М.Бондаренко, 71-74; Н.И.Пахмутов, 25-35; Ю.В.Полякевич, 22.

2.Листопад,листопад-листья желтые летят. Д/и «Дорисуй лист».

Н.В.Коломина, 13.

-Наблюдение за красотой осенних листьев на деревьях. Отметить деревья, начинающие желтеть первыми. Уточнить, что деревья желтеют с верхушки, т.к. она больше подвержена холодному ветру.

-Обратить внимание на цветник: большинство растений закончили рост и начинают увядать: вспомнить, какими они были летом. Собрать семена.

-Беседа о сборе урожая в садах и на огороде, заготовках нам зиму. Познакомить с осенними полевыми работами.

-Напомнить о ведении календаря природы и необходимости обращать внимание на состояние погоды.

Воздух повсюду:обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

«Ах, картошка, ты, картошка», Камратова, 80.

«Какой гриб лучше?»,

Новикова, 61.

Октябрь

1.В гостях у Чипполино. Д/и «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу».

Л.Б.Фесюкова, 27-29; Алябьева 2 книга, 37-38.

2.Скатерть-самобранка: «От зернышка до булочки».

Г.Я.Затулина, 29; Н.В.Лободина, 239(К.З); Н.В.Алешина, 23-27, 35-38; Л.Б.Фесюкова, 51.

3.Сезонные изменения в природе. Чтение В.Даль «старик-Годовик».

Л.А.Обухова, 94-95; Л.Б.Фесюкова, 39-41.

4.Что мы сажаем, сажаем леса.

Л.Г.Горькова, 145-150; К.З, 305.

-«Листопад, листопад» - наблюдение за листопадом в тихую и ветреную погоду.

-Рассматривание семян и плодов (рябина, сирень, береза), собрать их для зимней подкормки птиц.

-Наблюдение за муравьями, уточнить, куда скрылись  другие насекомые. Подвести к пониманию зависимости живой природ от солнечного света и тепла.

-Уточнить знания о домашних животных, их роли в жизни человека.

-Напомнить о календаре погоды (отмечать сокращение светового дня и высоту стояния солнца).

-Наблюдение за туманом (это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе).

Обратить внимание на крыши, траву, дорожки после заморозков, отметить первые заморозки.

-Учить определять дождь (затяжной, мелкий, моросящий, холодный..)

Просмотр мультипликационного фильма «Грибок-теремок».

Ноябрь

1. «Улетают журавли»        .

К.З. 61-63.

2.Рябина.

Н.И.Пахмутова, 76; К.З. 57

3.В речном царстве.

О.Ф.Горбатенко, 121-122; Л.Г.Горькова, 189-191; конспект.

4.Воздушный океан.

Л.Г.Горькова, 120-122; Г.М.Блинова, 81;Т.М.Бондаренко, 126-130; конспект.

5.«Я –человек». Правила гигиены.

Г.М.Блинова, 40-53; Л.Г.Селихова, 74-81; О.Ф.Горбатенко, 126-127; Н.И.Пахмутова, 47-54;

-Цикл наблюдений за природными явлениями-  развивать интерес к окружающему миру, знакомить с народными приметами. (комплексные занятия, 123.)

-Сравнить деревья в начале осени и в ноябре.

-Жизнь водоема осенью.

-Наблюдение за небом (в тучах, хмурое); солнцем (длина тени в полдень, путь солнца все короче, рано темнеет, день уменьшается).

-Вести график солнечных и пасмурных дней.

-Рассмотреть внешний вид самки и самца снегирей. Рассказ воспитателя о дятле – лесном докторе.

Воздух работает:дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

«Кто в лесу живет?».

Новикова, 75.

«Осторожно – микробы»,

Новикова, 65.

Декабрь

1.Зимушка-зима. Как узнать зиму.

Л.Г.Горькова, 177-179; О.Ф.Горбатенко, 146-148; Т.М.Бондаренко, 103-105; Н.В.Коломина, 106-108; Н.И.Пахмутова, 94-102.

2.Живой мир полярный районов земли. «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Т.М.Бондаренко, 51-55; Н.В.Коломина, 91-92(Арктика и Антарктида); 98-99(Тундра); Е.П.Фефилова, 160-162; Т.Н.Зенина, 28;К.З. 214-215.

3.Зимующие птицы.

Е.П.Фефилова, 62-64; 163-168; 170-172; К.З. 187; Л.И.Грехова, 61,161; Н.В.Коломина, 86; Т.М.Бондаренко, 92; О.Ф.Горбатенко, 127,136,167; Л.Г.Горькова, 179;211.

4.«Красавица елка».

О.Ф.Горбатенко, 137-138.

-Обогащать представления о сезонных изменениях зимой (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т.д.). Декабрь – самый темный месяц в году, 22 декабря самый короткий

-Обратить внимание, что на некоторых деревьях остаются плоды – это корм для птиц

-Наблюдение за повадками птиц на кормушке, закреплять названия зимующих птиц (снегирь, синица, свиристели..).Птицы нашего края.

-Наблюдение за снегопадом и его предвестниками (низкие тучи, темно). Рассматривание деревьев после снегопада (изменились очертания деревьев и кустов). Деревья находятся в покое, для защиты от холодов у них за лето отложился пробковый слой (чем старше дерево, тем он толще). Снег защищает дерево от холодов.

-Рассмотреть следы  на свежевыпавшем снегу – учить определять, кому они принадлежат, куда направлены.

Измерение глубины сугробов (где больше снега на открытой местности или у предметов).

«Выручаем друга Айболита».

Январь

1.Сравнение диких и домашних животных.

Т.М.Бондаренко,90-92; О.Ф.Горбатенко, 145-146.

2.Дикие животные средней полосы.

Г.М.Блинова, 87-90; Л.Г.Горькова, 155; Т.М.Бондаренко, 90.

3.Животные жарких стран. Степная зона.

Н.В.Коломина, 111-113; О.Ф.Горбатенко, 120,153.

-Закреплять умение определять свойства снега (пушистый, рассыпается, липкий; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

-Рассмотреть узоры на окнах – развивать творческое воображение.

-Рассматривание почек на деревьях, показать, что они плотно закрыты и залиты клейким веществом.

-Зимовка насекомых, рыб – учить делать выводы: насекомые зимуют в коре деревьев, зимой они в спячке; рыбы в сильные морозы опускаются на глубину, многие рыбы засыпают.

-Рассматривание альбома: «Марий Эл» - дикие животные наших лесов.

Наблюдение за путем солнца, тенью от столба в полдень.

«Воздух вокруг нас» - значение воздуха для всего живого.

Голицына, 35; Новикова,63.

«Зимушка – зима»

Февраль

1.Экологические цепочки. Д/и «Расселим жильцов», «Пищевые цепочки».

О.Ф.Горбатенко, 141-142; Т.М.Бондаренко, 96-98.

2.Жалобная книга природы. Красная книга-сигнал опасности. Заповедники РМЭ.

Н.В.Коломина, 102-104; Т.М.Бондаренко, 122-126; Е.П.Фефилова, 231-239;конспект.

2.Животные жарких стран. Зона пустыни(верблюд).

О.Ф.Горбатенко, 120-121; Н.В.Коломина, 118; Л.Г.Горькова, 174; Т.М.Бондаренко,98; Т.Н.Зенина,27.

4.Что такое природа? Живая и неживая природа. Ознакомление с неживой природой.

Л.Ф.Павленко, 11; Е.П.Фефилова, 102-105; Н.И.Пахмутова, 65-69; Т.М.Бондаренко, 40-44; О.Ф.Горбатенко, 150-151;конспект.

-Сравнить солнечное тепло в январе и феврале, отметить частые перемены погоды (вьюги, метели, оттепели. Учить  замечать, что в феврале погода меняется: то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах появляются сосульки.

-Экскурсия  в парк.  Отметить, как под тяжестью снега опустились ветки деревьев, зимой ветки деревьев особенно хрупки. Полюбоваться красотой заснеженного парка.

-Деревья в нашем д/с. Рассматривание почек и сравнение их на разных деревьях

-Наблюдение за птицами на кормушке: их стало больше (подкармливать нужно 2-3 раза в день)

-Закреплять знания о диких животных юга и севера

Беседа: «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин».

-Наблюдение за облаками. Обухова, 177.

Рассказ о национальном парке «Марий Чодра».

Каждому камешку свой домик - классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Можно ли менять форму камня и глины:выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить). Камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

КВН «В гостях у животных», Коломина, 90.

«Как зима с весной встретились»

Март

1.В гостях у солнышка.

Л.Г.Горькова, 193-196; Т.М.Бондаренко, 132-134.

2.Весна-красна. Народные праздники на Руси.

О.Ф.Горбатенко, 162-163; Н.В.Коломина, 129-131.

3. «Сорок сорок», птицы прилетели-весну принесли.

Н.И.Пахмутова, 166-171; О.Ф.Горбатенко, 151; Л.Г.Горькова, 167,211; Г.М.Блинова, 95; Л.Б.Фесюкова, 25,141.

4.Чем богаты недра земли. Игра-обследование.

С.Н.Николаева, 12-15, 42-45; О.Ф.Горбатенко, 161;К.З. 142

-Деревья.  Рассматривание почек на деревьях: отметить их набухание. Сравнить почки березы, сирени. Уточнить их строение. Закреплять знания об условиях необходимых для роста, развития.

-Чтение М.Пришвин «Разговор деревьев».

-Обратить внимание на сосульки (их появление и таяние). Послушать капель.

Чтение, «Каким бывает снег».  О.С.Ушакова «ЗИгровые задания и упражнения «Как солнце весне помогало».

«Волшебное превращение снега» (свойства снега), Нифонтова, 55.

Опыт: внести сосульку, снег в тепло, рассмотреть талую воду.

«Чудесные превращения веточек». Занести веточки и поставит в вазу с водой.

Свет повсюду:показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Ловись, рыбка, и мала, и велика:выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель

1.Вода вокруг нас. Круговорот в природе.

Т.Н.Зенина, 11-14;О.Ф.Горбатенко, 149-150; Л.Г.Горькова, 122-131; Т.М.Бондаренко, 106-110; конспект.

2.Космос.Звезды и планеты.

Л.Г.Селихова, 32-40; Л.Г.Горькова, 209-211; Т.Н.Зенина, 115-116; Е.П.Фефилова, 197-206.

3.Земля-живая планета.

Т.Н.Зенина, 22-29, 37-41.

4.Комнатные растения. Уход, размножение.

Т.М.Бондаренко, 61-64; О.Ф.Горбатенко, 118-120, 155-156; Л.Г.Горькова, 198-203; Е.П.Фефилова, 26-28;конспект; Н.В.Коломина, 115.

-Игровое упражнение «Продолжи фразу: человеку нужна чистая вода для того, чтобы…»

-Отметить появление первой травы на проталинах, появление первоцветов.

-Чтение К.Бальмонт «Подснежник»

-Отметить где и какая почва высыхает быстрее (на солнце или в тени).

-Организация опытно-поисковой деятельности: когда появились первые насекомые? Почему?

-Рассматривание клопов-солдатиков (ярко красные с черными пятнами). Уточнить, зачем им яркая окраска.

 «Чудесные превращения" Наблюдение и фиксация  изменений, происшедших с веточками.

Опыт: «Вода» - продолжать знакомить со свойствами воды (Новикова  64).

Показать через лупу хоботок и челюсти у клопа - солдатика.

«День здоровья».

«Праздник Весны». Микляева, 181.

Май

1.Лес весной. Весенние первоцветы.

Л.Г.Горькова, 214-217; Н.В.Коломина, 131; О.Ф.Горбатенко,

2.Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка.

Л.Г.Горькова, 217-220; Е.П.Фефилова, 33-37.

3.Здравствуй, лето! Природа и здоровье.

Т.М.Бондаренко, 30-33, 44-47; Н.И.Пахмутова, 182-188; конспект; Л.Б.Фесюкова, 188; Л.Г.Горькова, 221.

4. «Шестиногие малыши». В гостях у пчелки.

Г.М.Блинова, 99-104; О.Ф.Горбатенко, 122-124; Т.М.Бондаренко , 34-36; Н.В.Коломина, 139-140; Е.П.Фефилова, 54-58; Ю.В.Полякевич, 138.

-Одуванчики и другие дикорастущие цветы.

-Чтение М.Пришвин «Золотой луг».

-Обратить внимание на появление шмелей, пчел.

Чтение И.Соколов-Микитов «Рай».

«Солнце» - светит и греет. Почему? Учить делать умозаключения.

-Организация опытно-поисковой деятельности. Развитие логического мышления, «Весенний дождь лишним не бывает». Почему?

-Гроза. Природа перед грозой – расширять знания, учить замечать изменения в природе.

- «Лягушки», Рассказать почему кваканье лягушек слышно далеко.

Чтение В.Бианки «Голубые лягушки».

Опыт: положить на солнцепёк  металлический предмет и деревянный. Какие предметы больше нагреваются: деревянные или металлические; темные или светлые

«Как природа помогает нам здоровым быть».

Новикова, 70.

Лето

-Систематические наблюдения за:

-Сезонными имениями в природе.

-Уголок природы: рассматривание уход за растениями, животными.

-Фиксация результатов наблюдений в календаре природы.

-Индивидуальная работа с помощью д/и, схем, игровых ситуаций.

-Сбор природного материала.

-Чтение художественной литературы, загадывание загадок.

-Викторина: «О растениях и животных», Л.И.Грехова, 137.

-Праздники: 5- июня – Всемирный день защиты окружающей среды; 22 июня  светлейший день, светлейшего месяца.

Духов день, праздник цветов.

Литература:

1.БондаренкоТ.Б.  Экологические занятия с детьми 6-7 лет Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц. «УЧИТЕЛЬ» Воронеж 2004    

2.  Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – с. 10-15.

3. Волчкова В.Н, Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. -131с.

4.  Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. - -160с.

5.ГреховаЛ.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.:Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.

6.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.:ВАКО, 2005. -240с.  

7.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных обраовательных учреждениях: информационно  - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О.ФГорбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286с.

8. Иванова А.И. Экологические наблюдения эксперименты в детском саду и растений. – М.:Т.Ц. Сфера, 2005. -240с.

9.  Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 48 с.

10. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. - М.:ТЦ Сфера, 2010. -144с.

11. Кравченнко И.В.,Т.Л.Долгова  Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред.Г.М.Кисеелевой, Л.И.Понаморевой.- М.:Т.Ц. Сфера, 2010. – 208с.

12.Кобзева Т.Г., Александрова Г.С. Холодова И.А. Организация деятельности детей нам прогулке. Старшая группа /авт. – сост.–Волгоград: Учитель, 2001. – 287с.

13.Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПб: Речь: М: Сфера, 2010. – 127с.

14.  Лямина Г. Развитие познавательной деятельности. // Дошкольное воспитание. – 1975. - №4. – с. 7-12.

15.  Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.

16.  Методика ознакомления с природой в детском саду. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

17.  Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с.

18.  Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Как научить детей любить природу. // Дошкольная педагогика. – 2004. - № 4.- с. 8-11.

19.«Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева и др., -СПб: М94 «Детство – пресс, 2005 – 240с.

20.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224

21.  Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 120 с.

22. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96с.

23.  Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

24. Природа – наш дом (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Медведевского района Республики Марий Эл, г.Йошкар - Ола, 1995г.

25. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

25. Формирование  экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г.Киреева,  С.В.Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271с.

 27.Фесюкова Л.Б. Времена года. Комплексные занятия. ХП.: Ан ГРО ПЛЮС», 2008, -208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду:  средняя, старшая, подготовительная группы...

Календарно-тематическое планирование по познанию в старше-подготовительной группе в детском саду

Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в етском саду по программе "Радуге" под редакцией .И Т. Гризик, Доронова Т.Н....

Календарно - тематическое планирование для детей средняя, старшая, подготовительная группы детского сада

Календарно - тематическое планирование для детей средняя, старшая, подготовительная группы на год...

Комплексно-тематическое планирование в средних, старших, подготовительных группах

Комплексно-тематическое планирование в средних, старших, подготовительных группах...