Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Животние Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сильченко Ирина Николаевна

Занятие - путешествие по Северному полюсу. Интересные опыты, яркие слайды помогают дать детям представление о животных Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1117 «Белочка»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

(познание, социализация, коммуникация)

Тема: «Животные Севера»

Старшая группа

Подготовила: Сильченко И.Н.

воспитатель старшей группы

Декабрь 2012г.

г. Москва

Программное содержание:

Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера: формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов его средой обитания, развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения. Воспитывать бережное отношение к животным

Материалы и оборудование:

Проектор, презентация «Животные Севера»

Географическая карта, слайды  флоры и фауны Крайнего севера, ледокола, белого медведя, тюленя, моржа, аудиодиск с песней «Колыбельная медведицы», игрушка - медвежонок, макет айсберга, макет тюленя и медведя,  

Предварительная работа:

Рассматривание географической карты

Чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик»

Используемая литература:

М.А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

А.А. Вахрушев «Здравствуй мир»

 Методические рекомендации для воспитателей

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент:

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, как мы путешествовали в осенний лес и делали фоторепортаж.  О чём? (О том, как лесные звери к зиме к зиме готовятся).

Сегодня вы опять будете фоторепортёрами. Мы отправимся на Северный полюс и сделаем фоторепортаж о животных Севера. Давайте подойдём к географической карте. Где находится Россия на карте? (ребёнок показывает местоположение России на карте)                           А здесь находится Северный полюс. Почему это место окрашено белым цветом? Северный полюс – ледяная пустыня. Это Северный ледовитый океан, который покрыт толстым слоем льда. Здесь круглый год  холодно, морозно.  Есть ещё одна удивительная особенность этого края – здесь день не чередуется с ночью, как это происходит в том месте, где мы живём. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба. На чём мы можем отправиться на Северный полюс? На самолёте. А на поезде мы можем туда поехать?

На чём мы можем передвигаться по Северному ледовитому океану? (На ледоколе)

1 слайд 

Ледокол – это огромный мощный корабль, который раскалывает льдины, прокладывает  путь себе и другим кораблям по океану.

Вы готовы? Одеваемся очень тепло, не забудьте  взять фотоаппараты.

 Наш компас укажет нам направление полёта.

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Основная часть:

Беседа

2слайд

Мы прилетели на Северный полюс. Приземляемся на льдину. Посмотрите, как красиво вокруг: кругом снег, лёд.  Что это?  Небо сверкает и переливается разными красками.  (Северное сияние). Такое удивительное явление можно наблюдать только на Севере.

А почему среди льдин, снега  не видно белого медведя? (Он такой же белый как снег)

Да вот же он.  

3 слайд

 Главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле.  Почему медведю не холодно?

 Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.  Сфотографируйте медведя.

Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия.  Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за
рыбой и тюленями.

Включается запись звуков, которые издаёт тюлень.

Дети, как вы думаете, кто издаёт эти звуки?  (Тюлени)

3 слайд

 Тюлени приспособлены к жизни в воде, поэтому у них удлинённое обтекаемое тело, покрытое мехом, удобное для плавания, а все четыре конечности превращены в ласты. Эти животные быстро и проворно плавают в воде, а на суше неуклюже передвигаются, ползая на брюхе. Как вы думаете, чем питаются тюлени? Кто охотится на тюленей?

Давайте сфотографируем тюленя.

Эксперименты

Опыт 1

Дети подходят к столу, на котором стоит ёмкость с водой.  (В воде медведь  и тюлень из пластилина, льдина из пенопласта).

Давайте понаблюдаем, как медведь охотится на тюленя.  Вот он подплывает к льдине, на которой лежит тюлень, высовывается из воды и передними лапами наваливается на края льдины. Льдина наклоняется, и тюлень попадает прямо в лапы медведя. Фотографируем медведя.

Опыт 2

Когда медведь вылезает на льдину из воды,  почему его шерсть не покрывается льдом? Ведь он мокрый.  На сильном морозе  вода превращается в лёд. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды нет, значит, рука не покроется корочкой льда. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем. Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде замёрзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не успевают замёрзнуть.

4 слайд

Ребята, присядьте на нашу льдину.
Зимой у белых медведей появляются медвежата. Когда приходит пора рожать детенышей, медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного детеныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут, медведица не выходит из берлоги. Но уже через два месяца они выходят из заснеженной берлоги, и начинают приучать их ловить рыбу, а затем и тюленей. Я вижу в снежной  пещере медвежонка. (Из под макета льдины появляется белый медвежонок).

Медвежонок потерялся, заблудился среди льдин.

Потерялся и остался среди льдин совсем один.

Вслед за облаком упрямо медвежонок шёл полдня.

И ворчал, ну что ж ты, мама, убегаешь от меня.

Медвежонок, не переживай, твоя мама сейчас вернётся. Ребята, давайте медвежонку споём колыбельную песенку, чтобы он уснул. (Дети встают в круг).

Физкультурная минутка под музыку

Включается аудиозапись «Колыбельная медведицы». (Дети под музыку выполняют) движения.

Сфотографировали медвежонка, отправляемся дальше.

5 слайд

Ребята, посмотрите, на льдине – грозный морж.

И каждый клык – как нож.

Верней, как пика клык, а может быть как штык.

Попробуй – ка медведь, такого одолеть.

И потому медведь, чем дело с ним иметь,

Обходит стороной тот угол ледяной.

Медведь может напасть и на моржа, но чаще всего он обходит его стороной. Посмотрите, какой огромный, грозный зверь. Какие огромные и острые клыки у моржа. С помощью этих клыков морж защищается от белого медведя. Морж, так же, как и тюлень, быстро передвигается в воде и неуклюже ползает на суше. Конечности у моржа – это ласты. Питается он рыбой и моллюсками.

Сфотографируем моржа.

Ребята, нам пора возвращаться.

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

Вот мы и дома. Давайте посмотрим, какие фотографии у нас получились.

Дети садятся вокруг стола, на котором разложены фотографии животных.

Итог

Воспитатель вместе с детьми оформляет газету, приклеивает фотографии.

  1. Где мы побывали? (На Северном полюсе)
  2. Какое необычное явление в небе мы увидели на Северном полюсе? (приклеивается фотография северного сияния)
  1. Чем покрыт Северный Ледовитый океан?
  1. Что происходит со сменой дня и ночи на Северном полюсе?

(полгода длится полярный день, полгода полярная ночь)

  1. Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа)

(Приклеиваются фотографии животных)

  1. Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа?
  2. Чем питаются эти животные?

Дети вам понравилось делать фоторепортаж? Наш следующий фоторепортаж будет о зимующих птицах.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему " Животные крайнего севера"

в ходе образовательной деятельности воспитанники совершат экскурсию на север, познакомятся с животными с их средой обитания. в конце по возвращению в детский сад совместно с воспитателем изготов...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

«Животные крайнего севера» — конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Уточнить и расширить знания детей о животных Крайнего Севера, характерном внешнем виде, обогащение словарного запаса....