Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Муртазина Любовь Александровна

Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskva.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект комплексного занятия для детей старшей группы

«История возникновения Москвы»

Муртазина Любовь Александровна

воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида

Кировского района города Санкт-Петербурга

Задачи:

1. Уточнить знания о столице родины – Москве.

2. Познакомить с историей возникновения Москвы, ее названия, древними постройками, именем основателя.

3. Развивать логическое мышление; устанавливать причинно-следственные связи.

4. Развивать диалогическую речь детей.

5. Расширять словарь детей за счет слов древний, мостки, князь, Долгорукий, крепость, крепостные стены, кремль, белокаменный.

6. Учить детей строить город по воображению, самостоятельно

7. Воспитывать интерес к истории страны.

- Сегодня поговорим о самом главном городе нашей страны. Как называть главный город? (столица) Как он называется? (Москва)

Выставляются иллюстрации с видами Москвы.

- Какой город? (Большой и красивый)

Дидактическая игра «Какой, какая?»

1.Город какой? (большой, красивый, шумный, веселый…)

2. Улица какая? (широкая, чистая, зеленая, светлая…)

3.Дом какой? (высокий, большой, многоэтажный, кирпичный…)

4. Площадь какая? (маленькая, шумная, круглая…)

5. Парк какой? (детский, зеленый, березовый…)

6. Вокзал какой?...

7. Библиотека какая?...

- А еще он очень древний. Что значит древний? (предположения детей)

- Древний – это значит, что он возник очень-очень давно.

Воспитатель выставляет иллюстрацию кремля.

- Посмотрите внимательно, эту иллюстрацию, наверное, видели все. Это – центр Москвы. Когда-то давным-давно русские люди поставляли здесь свои дома. Сейчас трудно представить, что когда-то там, где красуется наша столица, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились.

- Как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? Из чего они их строили? Как они назывались? (предположения детей)

- Правильно, люди селились там, где была вода, которая нужна для приготовления пищи. А где можно найти воду? (предположения детей) Да, вода – это реки. Москва-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно найти еду. Это – леса. В лесу много дичи, грибов, ягод. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. Погуляем по лесу и поиграем.

Подвижная игра «Гриб – дерево – ягодка»

Дети бегают врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит «Гриб», дети приседают. «Дерево» - замирают, подняв руки вверх. «Ягодка» - встают на колени и поднимают сцепленные в замок, руки вверх.

- Хорошо поиграли, теперь отдохнем и подумаем, почему же еще люди выбрали эти места для жизни? Так вот: земля здесь тоже была хорошей, можно было выращивать пшеницу.

Вот поэтому люди и выбрали это место.

А еще это место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, легче обороняться от врагов.

Но места около реки были болотистыми, и чтобы добраться до воды, приходилось строить маленькие мостики, или мостки. Поэтому реку они назвали сперва Моствой, а потом короче – Москвой.

Представим, что и нам нужно пройти по мосточку через болото.

Речь с движением  «Трясина»

Дети делятся на группы по 3 человека. Для каждой группы двумя скакалками на полу выкладывают дорожку шириной 15 см. Игроки читают стихотворение и выполняют движение.

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

(Показывают рукой)

Есть лишь узкая дорожка,

Я шагаю понемножку.

(Шагают между скакалками руки в стороны)

Осторожненько пройду

И трясину перейду.

Ирочка, смелей ступай.

(Переходит девочка)

Сашенька, не отставай.

(Переходит мальчик)

В те времена главными на Руси били князья. Князь – главный, старейшина. Все слушали князя, он руководил войском, когда приходилось воевать.

Однажды остановился в селении около реки Москвы князь Юрий Долгорукий. Долгорукий это не фамилия, а прозвище князя. Как думаете, почему его так прозвали? (Предположения детей)

Долгорукий – это долгая, или по-другому, длинная рука. А дали князю такое прозвище за то, что он старался к своим землям, где он был главным, присоединить другие земли, те, что находились от него далеко. (Дети повторяют хором и по одиночке имя основателя Москвы)

Итак, Юрий Долгорукий остановился в селении у реки Москвы. Почему ему понравилось это место? (богатое зверьем, рыбой, удобное – на холме)

И решил он здесь построить город. Как и почему называл он этот город? (Москвой, так называлась река)

Город получился большой, а  бывают и маленькие города. В маленьких городах все маленькое.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дом – домик

Город - …

Двор - …

Мост - …

Сад - …

Сквер - …

Улица - …

Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами. Делали эти стены из дерева, ведь кругом были непроходимые леса. И маленькие селения превращались в крепости.

Жители крепости зорко следили за окрестностями – не идет ли враг. Поможем наблюдателям.

Гимнастика для глаз «Наблюдатели».

1. Двигать глазами вправо - влево (10-15 секунд), вверх-вниз (10-15 секунд), голова неподвижна.

2. «Рисовать» геометрические фигуры глазами, по часовой стрелке и против нее (10-15 секунд в одну сторону и в другую), голова неподвижно зафиксирована.

3. Сконцентрировать внимание на кончике оттопыренного большого пальца, отодвинув его на 30 см от глаз, медленно приближать палец к лицу на расстояние 15 см и так же медленно удалять его назад (10-15 раз).

4. потянуться, не открывая глаз, руками  в стороны, вверх и открыть глаза.

- Хорошо жилось людям в этих местах!

Население росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами.

А когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались  с ними. Такая крепость внутри, в центре города называется кремль.

Построим и мы дома перед крепостными стенами.

Голосовое упражнение «Строим дом»

Стук-стук молотком

Строим-строим-строим дом.

Дети хором говорят стихи, с постепенным нарастанием громкости голоса. На слова «Стук-стук молотком» дети стучат об пол, на слова «Строим-строим-строим дом» - постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает, и поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют «дом».

Сначала кремль был деревянным, но во время нападения врагов кремль не раз сжигали, и через много лет другой русский князь Дмитрий Донской решил построить кремль в Москве из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной.

- Как получилось слово «белокаменный»? (ответ детей – белый и камень)

В нашей стране сохранился кремль в самых древних городах – Новгороде, Пскове, Владимире и других.

И мы сейчас построим свой кремль. (Дети делятся на пары. Каждая пара строит кремль. Дети оценивают, у кого кремль получился самым большим. В заключении все объединяются около самого большого «кремля». Маленькие кремлевские постройки перестраивают в дома. Огораживают постройки одной крепостной стеной и получается один большой город.

Дети дают название своему городу.

Оценка занятия детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»

Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»

Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...

Методическая разработка - Конспект интегрированного занятия во II старшей группе «Гномики» с участием художника - декоратора Гариной М.К. " Путешествие в мир искусства".

Конспект интегрированного занятия во II старшей группе «Гномики» с участием художника - декоратора Гариной М.К.Подготовила: воспитатель Кочнева Т.В.Тема занятия: «Украшаем групп...

Конспект комплексного занятия для детей средней группы «История Зайчонка» по развитию речи.

Конспект комплексного занятия для детей средней группы «История Зайчонка» Воспитатель высшей квалификационной категорииНадежда Владимировна Рябко. Цель: создать условия для ...

Методическая разработка.Конспект интегрированного заняти я в старшей группе "Радуга-Дуга"

Актуальность:Цвет окружает человека на протяжении всей жизни, оказывая на него огромное влияние с самого рождения. Будучи «языком» природы и живописи, цвет является одним из главных средст...

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы с ЗПР по теме: «Животные жарких стран».

Цель: развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Программное содержание: Образовательные задачи:Актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран»...